1
Изобретение относится к аварийной автоматике летательных аппаратов и может быть использовано, в частности, для сигнализации о пожаре или отказе двигателя и блокировки случайных ошибок экипажа.
Известно устройство для сигнализации об отклонении технологического параметра, которое содержит инвертор, подключенный через усилитель к сигнальной лампе, выпрямитель, соединенный с инвертором и с выходом третьей схемы ИЛИ-НЕ, датчик и кнопку проверки, соединенные с входами первой схемы ИЛИ-НЕ, выход которой подключен к одному из входов инвертора, к одному из входов второй схемы ИЛИ-НЕ и к первому входу третьей схемы ИЛИ-НЕ, второй вход которой соединен с генератором импульсов, а кнопка съема сигнала подключена к одному из входов четвертой схемы ИЛИ-НЕ, выход которой соединен с другим входом второй схемы ИЛИ-НЕ, а другой вход четвертой схемы ИЛИ-НЕ подключен к выходу второй схемы ИЛИ-НЕ и к третьему входу третьей схемы ИЛИ-НЕ.
Недостатком этого устройства является то, что оно решает узкую задачу аварийной сигнализации и не использует контроля за правильностью устранения аварийной ситуации. Поступающий сигнал, например, о пожаре двигателя не используется для контроля в
правильности выбора летчиком именно того органа тушения пожара, который нсоб.ходим в случае, если на борту имеется несколько систем пожаротушения. Возможность недозволенного включения ответственных органов управления на опасных режимах требует специальной механической защиты, для которой характерны громоздкость и малое быстродействие. Эти средства защиты не освобождают
летчика от контроля за правильностью выбора органа управления, а в случае иллюзий восприятия аварийного сигнала (отнесение сигнала о пожаре к другой системе пожаротушения) использовать запрещенный орган
управления. В то же время информация о выходе параметра за критические значения позволяет организовать процесс защиты ответственных органов управления наиболее нравильио и снимать защиту органа автоматически в тех случаях, где необходимо.
Цель изобретения - иовышение надежности устройства.
Это достигается тем, что в предлагаемое
устройство введены переключающий элемент
и элемент блокировки, один в.ход которого
соединен с выходом первой схемы ИЛИ-НЕ,
а выход переключающего элемента подключен
к третьему входу четвертой схемы ИЛИ-НЕ
и к другому входу элемента блокировки.
На чертеже показана блок-схема устройства для сигнализации об отклонении технологического параметра.
Устройство содержит схему ИЛИ-НЕ 1 для включения сигнализации с помощью датчика 2 или кнопки 3 проверки, схему ИЛИ- НЕ 4 для запуска прерывистой звуковой сигнализации через вентиль 5 и световой сигнализации через инвертор 6, усилитель 7 и сигнальную лампу 8, генератор 9 импульсов, схемы ИЛИ-НЕ 10, 11 для отключения сигнализации с помощью кнопки 12 съема сигнала нли переключающего элемента 13, а также элемент 14 блокировки сигнала управления при ошибочном использовании органа управления экипажем.
В первоначальный момент времени, когда сигналы Xi, Xz, Х, Х(, отсутствуют (равны нулю) , на выходе схемы ИЛИ-НЕ 1 образуется сигнал, равный «1, который подается на входы схем ИЛИ-НЕ 4, 11, вход инвертора и на вход элемента блокировки. Сигнал на выходе схемы ИЛИ-НЕ 4 равен нулю (У 0), а на выходе схемы ИЛИ-НЕ 10 - «1, так как сигнал па выходе схемы ИЛИ- НЕ 11 равен «О (О). Элемент блокировки разрывает цепь управления и, следовательно, сигнал УЗ равен нулю, который ие изменяется даже при включении переключающего элемента 13. Сигнал на выходе инвертора 6 отсутствует, и сигнальная лампа 8 не горит.
При появлении сигналов Xi (при выходе параметра за критическое значение) или Xz (при проверке устройства), на выходе схемы ИЛИ-НЕ 1 сигнал становится равным нулю. Генератор 9 импульсов периодически формирует сигналы Хз, равные «1, в момент отсутствия которых схема ИЛИ-НЕ 4 формирует сигнал, равный «1, включающий через вентиль 5 звуковую сигнализацию. Нри периодическом появлении сигнала Хз (з+ 1, У 0) на входах инвертора 6 оба сигнала равны нулю, а выходной сигнал равен «1 (Уг 1), который через усилитель 7 включает прерывисто сигнальную лампу 8.
Данная сигнализация номогает летчику правильно выбрать орган управления, а сигнал, 5 равный нулю, на выходе ИЛИ-НЕ 1 снимает запрет на использование переключающего элемента. Сигнализация выключается в момент использования переключающего элемента (Хб 1) или при нажатии на кнопку съема сигнала, при ложном срабатывании датчика нли при задержке в использовании переключающего элемента. При этом на выходе схемы ИЛИ-НЕ 10 сигнал становится равным нулю, а на выходе схемы ИЛИ-НЕ 11-
5 «1. При обнаружении летчиком выхода параметра за критические значения по другим признакам (при отказе датчика) или при необходимости использования переключающего элемента в особых случаях (отрабатывание
алгоритмов управления на тренировках), блокировка управляющего сигнала снимается нажатием на кнопку 3 проверки.
Использование защиты ответственного органа управления с учетом информации о состоянии летательного аппарата позволяет снизить ощибки пнлота и уменьшить время на формирование управляющего сигнала в отличие от способов механической защиты органа управления.
Формула изобретения
Устройство для сигнализации об отклонении 5 технологического параметра по авт. св. № 413513, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности устройства, в него введены переключающий элемент и элемент блокировки, один вход которого соеди0 цен с выходом первой схемы ИЛИ-НЕ, а выход переключающего элемента подключен к третьему входу четвертой схемы ИЛИ-НЕ и к другому входу элемента блокировки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЗЕРВНОГО ВОЗВРАТА ОДНОМЕСТНОГО БОЕВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ОТКАЗЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЯ | 2023 |
|
RU2807539C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ СРАБАТЫВАНИЯ БЛОКОВ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ | 1992 |
|
RU2093941C1 |
Устройство аварийно-предупредительной сигнализации | 1980 |
|
SU894765A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ СРАБАТЫВАНИЯ БЛОКА ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ | 2001 |
|
RU2192697C1 |
Устройство для пожарной сигнализации | 1977 |
|
SU669373A1 |
Устройство для аварийной сигнализации, блокировки и защиты | 1986 |
|
SU1483473A1 |
П | 1973 |
|
SU389537A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ОПОВЕЩЕНИЯ | 1992 |
|
RU2075783C1 |
СИСТЕМА ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 1993 |
|
RU2092903C1 |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СИГНАЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙНОЙ ИЛИ СЛОЖНОЙ СИТУАЦИИ НА БОРТУ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2001 |
|
RU2235665C2 |
Авторы
Даты
1978-03-30—Публикация
1976-11-01—Подача