Устройство для сигнализации об отклонении технологического параметра Советский патент 1978 года по МПК G08B21/02 G08B23/00 

Описание патента на изобретение SU600587A2

1

Изобретение относится к аварийной автоматике летательных аппаратов и может быть использовано, в частности, для сигнализации о пожаре или отказе двигателя и блокировки случайных ошибок экипажа.

Известно устройство для сигнализации об отклонении технологического параметра, которое содержит инвертор, подключенный через усилитель к сигнальной лампе, выпрямитель, соединенный с инвертором и с выходом третьей схемы ИЛИ-НЕ, датчик и кнопку проверки, соединенные с входами первой схемы ИЛИ-НЕ, выход которой подключен к одному из входов инвертора, к одному из входов второй схемы ИЛИ-НЕ и к первому входу третьей схемы ИЛИ-НЕ, второй вход которой соединен с генератором импульсов, а кнопка съема сигнала подключена к одному из входов четвертой схемы ИЛИ-НЕ, выход которой соединен с другим входом второй схемы ИЛИ-НЕ, а другой вход четвертой схемы ИЛИ-НЕ подключен к выходу второй схемы ИЛИ-НЕ и к третьему входу третьей схемы ИЛИ-НЕ.

Недостатком этого устройства является то, что оно решает узкую задачу аварийной сигнализации и не использует контроля за правильностью устранения аварийной ситуации. Поступающий сигнал, например, о пожаре двигателя не используется для контроля в

правильности выбора летчиком именно того органа тушения пожара, который нсоб.ходим в случае, если на борту имеется несколько систем пожаротушения. Возможность недозволенного включения ответственных органов управления на опасных режимах требует специальной механической защиты, для которой характерны громоздкость и малое быстродействие. Эти средства защиты не освобождают

летчика от контроля за правильностью выбора органа управления, а в случае иллюзий восприятия аварийного сигнала (отнесение сигнала о пожаре к другой системе пожаротушения) использовать запрещенный орган

управления. В то же время информация о выходе параметра за критические значения позволяет организовать процесс защиты ответственных органов управления наиболее нравильио и снимать защиту органа автоматически в тех случаях, где необходимо.

Цель изобретения - иовышение надежности устройства.

Это достигается тем, что в предлагаемое

устройство введены переключающий элемент

и элемент блокировки, один в.ход которого

соединен с выходом первой схемы ИЛИ-НЕ,

а выход переключающего элемента подключен

к третьему входу четвертой схемы ИЛИ-НЕ

и к другому входу элемента блокировки.

На чертеже показана блок-схема устройства для сигнализации об отклонении технологического параметра.

Устройство содержит схему ИЛИ-НЕ 1 для включения сигнализации с помощью датчика 2 или кнопки 3 проверки, схему ИЛИ- НЕ 4 для запуска прерывистой звуковой сигнализации через вентиль 5 и световой сигнализации через инвертор 6, усилитель 7 и сигнальную лампу 8, генератор 9 импульсов, схемы ИЛИ-НЕ 10, 11 для отключения сигнализации с помощью кнопки 12 съема сигнала нли переключающего элемента 13, а также элемент 14 блокировки сигнала управления при ошибочном использовании органа управления экипажем.

В первоначальный момент времени, когда сигналы Xi, Xz, Х, Х(, отсутствуют (равны нулю) , на выходе схемы ИЛИ-НЕ 1 образуется сигнал, равный «1, который подается на входы схем ИЛИ-НЕ 4, 11, вход инвертора и на вход элемента блокировки. Сигнал на выходе схемы ИЛИ-НЕ 4 равен нулю (У 0), а на выходе схемы ИЛИ-НЕ 10 - «1, так как сигнал па выходе схемы ИЛИ- НЕ 11 равен «О (О). Элемент блокировки разрывает цепь управления и, следовательно, сигнал УЗ равен нулю, который ие изменяется даже при включении переключающего элемента 13. Сигнал на выходе инвертора 6 отсутствует, и сигнальная лампа 8 не горит.

При появлении сигналов Xi (при выходе параметра за критическое значение) или Xz (при проверке устройства), на выходе схемы ИЛИ-НЕ 1 сигнал становится равным нулю. Генератор 9 импульсов периодически формирует сигналы Хз, равные «1, в момент отсутствия которых схема ИЛИ-НЕ 4 формирует сигнал, равный «1, включающий через вентиль 5 звуковую сигнализацию. Нри периодическом появлении сигнала Хз (з+ 1, У 0) на входах инвертора 6 оба сигнала равны нулю, а выходной сигнал равен «1 (Уг 1), который через усилитель 7 включает прерывисто сигнальную лампу 8.

Данная сигнализация номогает летчику правильно выбрать орган управления, а сигнал, 5 равный нулю, на выходе ИЛИ-НЕ 1 снимает запрет на использование переключающего элемента. Сигнализация выключается в момент использования переключающего элемента (Хб 1) или при нажатии на кнопку съема сигнала, при ложном срабатывании датчика нли при задержке в использовании переключающего элемента. При этом на выходе схемы ИЛИ-НЕ 10 сигнал становится равным нулю, а на выходе схемы ИЛИ-НЕ 11-

5 «1. При обнаружении летчиком выхода параметра за критические значения по другим признакам (при отказе датчика) или при необходимости использования переключающего элемента в особых случаях (отрабатывание

алгоритмов управления на тренировках), блокировка управляющего сигнала снимается нажатием на кнопку 3 проверки.

Использование защиты ответственного органа управления с учетом информации о состоянии летательного аппарата позволяет снизить ощибки пнлота и уменьшить время на формирование управляющего сигнала в отличие от способов механической защиты органа управления.

Формула изобретения

Устройство для сигнализации об отклонении 5 технологического параметра по авт. св. № 413513, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности устройства, в него введены переключающий элемент и элемент блокировки, один вход которого соеди0 цен с выходом первой схемы ИЛИ-НЕ, а выход переключающего элемента подключен к третьему входу четвертой схемы ИЛИ-НЕ и к другому входу элемента блокировки.

Похожие патенты SU600587A2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЗЕРВНОГО ВОЗВРАТА ОДНОМЕСТНОГО БОЕВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ОТКАЗЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВЫЧИСЛИТЕЛЯ 2023
  • Баранов Александр Сергеевич
  • Бобров Сергей Викторович
  • Грибов Дмитрий Игоревич
  • Дибин Александр Борисович
  • Максаков Константин Павлович
  • Машков Николай Анатольевич
  • Стрелец Михаил Юрьевич
RU2807539C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ СРАБАТЫВАНИЯ БЛОКОВ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ 1992
  • Костров К.К.
  • Луканов Н.И.
  • Пегов И.Е.
RU2093941C1
Устройство аварийно-предупредительной сигнализации 1980
  • Клачков Александр Николаевич
  • Козленков Алексей Алексеевич
  • Копылов Юрий Иванович
  • Михайлов Иван Тихонович
SU894765A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ СРАБАТЫВАНИЯ БЛОКА ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ 2001
  • Коган Д.А.
  • Молдавский М.М.
  • Мезенцев А.Д.
RU2192697C1
Устройство для пожарной сигнализации 1977
  • Халатов Эдуард Александрович
SU669373A1
Устройство для аварийной сигнализации, блокировки и защиты 1986
  • Лакеев Юрий Григорьевич
  • Сорочинский Виктор Николаевич
SU1483473A1
П 1973
  • Авторы Изобретени А. С. Грачев, Н. П. Балобанов, А. М. Спирин, В. А. Машонков, В. И. Баранов, Ю. М. Першин А. А. Сейфетдинов
SU389537A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ОПОВЕЩЕНИЯ 1992
  • Директоров Н.Ф.
  • Катанович А.А.
RU2075783C1
СИСТЕМА ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 1993
  • Федосеев Олег Геннадьевич
  • Филонов Николай Григорьевич
  • Старинщиков Юрий Викторович
  • Киселев Иван Львович
RU2092903C1
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СИГНАЛЬНЫЙ ИНДИКАТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙНОЙ ИЛИ СЛОЖНОЙ СИТУАЦИИ НА БОРТУ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2001
  • Сеньков К.А.
RU2235665C2

Иллюстрации к изобретению SU 600 587 A2

Реферат патента 1978 года Устройство для сигнализации об отклонении технологического параметра

Формула изобретения SU 600 587 A2

SU 600 587 A2

Авторы

Юсупов Ислам Юсупович

Дубинин Николай Михайлович

Даты

1978-03-30Публикация

1976-11-01Подача