1
Изобретение относится к электродвигателям, эксплуатируемым, например, в горной промышленности и может быть использовано для их охлаждения.
Известен электродвигатель, имеющий ротор с полым валом, в котором находится теплоноситель (чаще всего дистиллирова шая вода), и конденсатор паров теплоносителя . Охлаждение горячего ротора достигаетс за счет передачи тепла теплоносителю, который нагревается и испаряется с внутренних стенок полого вала. Затем пары теплоносителя конденсируются на охлаждаемом с помощью воздуха другом участке вала.
В этом устройстве тепловой трубой слу- жит полый стальной вал, передающий крутящий момент. Поэтому стенки вала должны иметь определенную толщину, обеспечиваю- . щую его прочность, что приводит к увеличению теплового сопротивления охлаждающего устройства. Кроме того, .увеличение диаметра вала ротора с целью получения больщой поверхности испарения.нельзя производить бесконечно. Это снижает охлаждающую способность такого устройства. Все эти недоотатки не дают возможности, использовать такие устройства для охлаждения электродвигателей мощностью порядка 1ОО-ЗОО кВт.
Известен электродвигатель, где для более интенсивного отвода тепла от ротора в его пазах уложены трубки, которые являются как проводниками электрического тока, так и испарительными участками тепловых труб 2J. Конденсационные участки тепловых труб выполнены в виде металлических труб с оребрением и расположены внутри пространства электродвигателя в зоне вентилятора. Так как у некоторых электродвигателей, например взрывозащищенных, внутреннее пространство изолировано, то -.температуру воздуха в нем при работе достигает значительных величин. Поэтому охлаждение оребренных концов тепловых труб будет происходить недостаточно эффективно.
Цель изобретения- повысить эффективность хлаждеш.л электродвигателя.
Достигается это тем, что в предложенном устройстве участки тепловых труб, расположенные в зоне вентилятора, выполнены в
виде размещенного снаружи корпуса конца вала с полостью.
На фкг, 1 изображен общий вид элекгродвигауепя с вырывом; на ({air, 2 - разрез эпектродвигателя по А-А нэ зг, 1;:на фиг 3 - разрез по Б-Б на 4иг, 1.
Электродвигатепь имеет корпус 1, ротор 2, в наружных пазах которого по диаметру /ложены испарительные участки 3 тепловых труб, статор 4, центральный вал б, конец 6 которого расположен снаружи корпуса и на него насажен вентилятор 7.
Конденсационные участки тепловых труб, расположенные в зоне вентилятора, выпояне- ны в виде размешенного снаружи корпуса конца вала с полостью 8, которая с помопкж польк перемычек 9 и кольца 10 сЪобщается с испарительными участками 3. Система, состо5пцая из испарительных участков 3, кольца 1О, перемычек 9 и внутренней поло« ти 8, герметизирована, и внее введен некоторый объем теплоносителя, например, вод
Пространство, в котором вращается вентилятор 7, закрыто крышкой 11, имеющей входное окно 12 и выходные 13.
Работает предлагаемое устройство следующим образом,
При включении электродвигателя, в резултате взаимодействия магнитного и электри.ческоГо полей статора 4 и ротора 2, послед НИИ начнет вращаться. Вместе с ним будет вращаться центральный вал 5 с вентилятором 7. Часть электрической энергии выделяется в.роторе в виде тепла, которое передается теплоносителю, находящемуся в испарительных участках 3 тепловых труб. При нагревании теплоноситель испаряется и его пары по полому кольцу 1О и перемычкам 9 поступают во внутреннюю полость 8 конца 6 центрального, вела 5. Там происходит их конденсация за счет того, что наружный возаух, засасываемый вентиляюрок 7 через окно 12, охлаждает конец 6 централ ного вала 5. При этом нагроп; й воздух выбрасывается наружу через окна 13, а сконденсировавщийся те плои оси т--ль под действием составляющих йт центробежных сил перетекает снова в испарительные участки 3. Далее цикл повторяется.
размещение конденсационного участка охладительного устройства вне пространства, защищенного для обеспечения взрывобезопаоности, позволяет более интенсивно отводить
тепло из теплонагруженной зоны между ротором и статором и, тем самым, повысить
тепловые нагрузки в обмотках статора и беличьей клетке ротора. В результате этого можно увеличить тепловую мощность электродвигателя, что в стесненных и сложных гор но-технических условиях имеет большое значение.
Формула изобретения
Электродвигатель, содержащий корпус, вал с закрепленным; на .нем вентилятором, ротор и тевловые трубы, одни участки которых расположены .е пазах ротора а другиев зоне вентилятора, отпичающийс я тем, что, с цепью повышения эффективноти охлаждения, участки тепловых труб, расположенные в зоне вентилятора, выполнены в виде размещенного снаружи корпуса конца вала с полостью.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе;
1, Патент Франции №2182028,Н02 К D/2O 1974.
2, Патент США №38О1843,Н02 К 9/ОО, 1974, Фг/а. 2 fus.3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2246164C1 |
Закрытая обдуваемая электрическая ма-шиНА C иСпАРиТЕльНыМ ОХлАждЕНиЕМ | 1979 |
|
SU847446A1 |
Электрическая машина с испарительным охлаждением | 1980 |
|
SU892586A1 |
Закрытая обдуваемая электрическая ма-шиНА C иСпАРиТЕльНыМ ОХлАждЕНиЕМ | 1979 |
|
SU847445A1 |
Реакционный аппарат | 1984 |
|
SU1194483A1 |
Градирня | 1991 |
|
SU1776953A1 |
ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2005 |
|
RU2287887C1 |
ЗАКРЫТАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2002 |
|
RU2228571C2 |
Очистной комбайн | 1984 |
|
SU1244303A1 |
Закрытая электрическая машина | 1976 |
|
SU564686A1 |
Авторы
Даты
1978-05-15—Публикация
1976-12-22—Подача