Вентильный электродвигатель Советский патент 1978 года по МПК H02K29/00 

Описание патента на изобретение SU607313A1

I

Изобретение относится к микроэпектродвигателям, широко применяемым в устройствах автоматики.

Известны вентильные электроприводы, состоящие из коммутатора и синхронного дви-5 гателя, например, с необмотанным зубчатым ротором, сгагор которого имеет пазы, где уложены обмотки.

Известен также, например, бесконтактный привод с двигателем постоянного тока ю l, который конструктивно выполнен в виде синхронного двигателя, датчика положения ротора и транзисторного коммутатора.

Недостатком данной конструкции являете наличие-датчика положения ротора, усложняю- 15 щего конструкцию, увеличивающего вес и энергоемкость устройства. Кроме того, транзисторный коммутатор приведенного типа достаточно сложен.

Извесген также бесщеточный электродвигатель с демпферной обмоткой конструкций -ш то5юго содержиг статический коммутатор на га {й сторах, схему управления вентилями и датчик углового положения ротора, 25

содержащий две обмотки ротора, сдвинутые н 90 эл. град. .

Пречисденные выше конструкции обладают существенными недостатками, а именно:

-наличие дополнительных элементов (измерительных преобразователей, датчиков положения ротора), что усложняет конструкцию увеличивает вес, габариты устройства, уменьшает его надежность;

-сложность цепей связи между датчиком положения ротора и управляющими входами ключей.

Кроме того, известен вентильный элект ропривод,в котором многофазная обмотка якоря подключена к источнику питания через коммутатор, выполненный на ключах с анодным управлением. Индуктор же состоит из двух фаз, одна из которых подключена к источнику постоянного тока, а вторая - к импульсному источнику питания.

Это устройство по технической сущности является наиболее близким к изобретению.

Однако его нельзя щироко использовать из-за низкой скважности импульсов в обмотке якоря н достаточной сложности импульсного источника. Целью изобретения является упрощение консгрукции импульсного исгочника и повыш кие отдаваемой двигателем мощности за счет увеличения скважности импульсоа Это достигается тем, что в предложенном электродвигателе вторая обмотка индуктора выполнена в виде двух секций, одна из кото рых вместе с группой обмоток якоря БКЛН чена в одно плечо мультивибратора, а втора вместе с другой группой обмоток якоря вкш чена во второе плечо мультивибрагора, выпо ненного, например, в виде тирксторного пере ключателя; управление которым осуществля« ется от источника переменного тока На чертеже предсташтен вариант общей электрической схемы описываемого вентильного электродвигателя. Электродвигатель состоит из синхронной машины 1, коммутатора 2 и мультивибратон ра 3, выполненного в виде тиристорного переключателя, управляющие цели ключей кЬто рого соединены с источником переменного напряжения, и источника постоянного тока Двигатель 1 имеет чегырехфазную обмот ку якоря (фазы 4, 5, 6, 7) и двухфазную обмотку индуктора, одна из фаз 8 которого подключена к источнику постоянного тока, а I вторая фаза выполнена в виде двух обмоток 9и 1О. Обмотка 9 вместе с группой фаз 4 и 6 якоря включена посредством динисто ров 11 и 12 в одно плечо мультивибратора . 3, выполненного на тиристоре 13, Обмотка 10вместе с фазами 5 и 7 якоря прдкпючена через динисторы 14 и 15 в другое ппечо мультивибратора, выполненное на тиристоре 16. . . На вь1доде тиристорного переключателя включен конденсатор 17, обеспечивающий выключение одного тиристора при включении другого. ; Для управления тиристорами с помощью напряжения переменного тока предусмотрены диоды 18, 18 и резисторы 20, 21. Резисторы 22 и 23 служат для ограничения тока в обмотках 9 и 1О индуктора. Схема работает следующим образом. При подаче положительного напряжения от сети переменного тока на управляющий электрод, например, тиристора 13 последний открывает ся, напряжение сети постоянного тока подает ся на обмотку 9 второй фазы индуктора. Импульс ЭДС из (ЭТОЙ обмотки трансформируется в фазы 4 и 6 обмотки якоря. К динистору 12 одной из фаз оказывается приложенной сумма напряжений (напряжение сети постоянного и ЭДС, трансформированная из обмогки 9 второй фазы индуктора) Динистор 12 включается, пояышется тек в фазе 4 обмотки якоря, который, взаимодействуя с магнитным потокЬм, создаваемым фазой 8 индуктора, подключенной к источнику постоянного напряжения, образует врашающий момент, стремящийся повернуть ротор двигателя по часовой стрелке. Конденсатор 17 заряжается до нанряжеВИЯ источника питания по цепи: + источника , тиристор 13, конденсатор 17, резистор 23, обмотка 10 второй фазы индуктора, источни й Положительный потеищаая оказывается на правой его обкладке. С изменением знака напряжения переменного тока открывается тиристор 16, пошляется напряжение на обмотке 1О второй фазы индуктора, наводится ЭДС в 5 и 7 обмотки якоря. Складываясь с напряжением сети постоянного тока, ЭДС в фазе 5 якоря вкл5очает динистор 15, В фазе 5 обмоткй якоря появляется ток, взаимодействие которого с потоком возбуждения фазы 8 индуктора сбуславпивает доиопнй2«льный поъорот ротора по Расовой ctpen&e шш, по крайней мере, вращающий момент. Конденсатор 17 во время переключения тиристоров обеспечивает надежное, запирание тиристора 13 и быстро разряжается через резистор 22 и обмотку 9 второй фазы индуктора, поддерживая некоторое дннисгор 12 в открытом состоянии. Постоянная времени цепи конденсатора 17 выбирается такой, чтсбы с изменением полярности напряжения динистор 12 успевая выключиться, а диниотор 15 - включиться. При описанном изменении полярности переменного напряжения динисторы 11 и 14, не включается, так как ЭДС, наводимая в обмотках (фазы 6 и 7) якоря, противоположно направлена напряжению источника постоянного напряжения. С последующим изменением полярности входного напряжения включаются соответственно динисторы 11 и 14, появляется ток в обмотках (фазы 6 и 7) якоря. Двигатель будет продолжать развивать момент по часовой стрелке. Реверсирование двигателя может быть осуществлено изменением направления тока в фазе 8 (или в обмотках 9 и 10 второй фазы индуктора). Таким образом, в предложенном вентильном электроприводе значительно упрощается конструкция источника импульсов и коммутатора, обеспечивается надежная работа привода, увеличивается скважность импульсов, следовательно, увеличивается отдаваемая мощность двигателя.

Похожие патенты SU607313A1

название год авторы номер документа
Вентильный электродвигатель 1990
  • Никулин Владимир Иванович
  • Шеленок Святослав Иосифович
  • Якушков Александр Владимирович
SU1791922A1
Вентильный электродвигатель 1978
  • Горбунов Виктор Павлович
  • Левин Николай Николаевич
  • Назаров Петр Александрович
  • Никулин Владимир Иванович
SU767909A1
Вентильный электродвигатель 1979
  • Левин Николай Николаевич
  • Никулин Владимир Иванович
  • Назаров Петр Александрович
  • Шалагин Вадим Михайлович
  • Шеленок Святослав Иосифович
SU855885A1
Вентильный электродвигатель 1980
  • Левин Николай Николаевич
  • Никулин Владимир Иванович
  • Шеленок Святослав Иосифович
  • Назаров Петр Александрович
  • Кондитеров Владимир Павлович
SU886160A1
Вентильный электродвигатель 1983
  • Никулин Владимир Иванович
  • Якушков Александр Владимирович
  • Волошин Леонид Васильевич
SU1144172A1
Вентильный электродвигатель 1983
  • Никулин Владимир Иванович
  • Якушков Александр Владимирович
SU1160507A1
Вентильный преобразователь, ведомый сетью 1988
  • Магазинник Григорий Герценович
  • Магазинник Лев Теодорович
SU1534702A1
Вентильный электродвигатель 1974
  • Зайцев Александр Степанович
  • Левин Николай Николаевич
  • Назаров Петр Александрович
  • Стекольников Дмитрий Александрович
  • Хаустов Виктор Николаевич
SU524284A1
Реверсивный вентильный двигатель 1979
  • Пименов Виктор Михайлович
  • Никитин Владимир Михайлович
SU826513A1
Вентильный электродвигатель 1977
  • Баранов Евгений Николаевич
SU765946A1

Иллюстрации к изобретению SU 607 313 A1

Реферат патента 1978 года Вентильный электродвигатель

Формула изобретения SU 607 313 A1

SU 607 313 A1

Авторы

Зайцев Александр Степанович

Левин Николай Николаевич

Назаров Петр Александрович

Хаустов Виктор Николаевич

Даты

1978-05-15Публикация

1976-06-01Подача