Способ измерения воздушного зазора у асинхронных машин Советский патент 1942 года по МПК G01B7/14 

Описание патента на изобретение SU60960A1

предметом изобретения является способ измерения воздушного зазора у асинхронных машин во время их работы при помощи электрического измерительного прибора, приключенного к индикатору, возбуждаемому магнитным ПОТОКОМ машины.

Описываемый способ дает возможность обнаружить и измерить, любую встречаюш;уюся на практике магнитную асимметрию у асинх- ронных двигателей: равномерное или одностороннее проседание ротора, наличие на нем выбоин, ссадин и др. Измерение осуществляется при помощи электрического измерительного прибора, лриключенного к индикатору, возбуждаемому магнитным потоком машины.

Сущность способа состоит в том, что примененный в качестве, указанного выше индикатора электромагнит с разомкнутой магнитной цепью прикладывают в разных местах к наружной поверхности активного железа статора.

На фиг. 1 и 2 изображены принципиальные электрические схемы приборов, при помощи которых может быть осуществлен предлагаемый способ.

Прибор (фиг. 1) состоит из расслоенного железного сердечника с катушкой, концы которой присоединяются через купроксный выпрямитель к магнитоэлектрическому гальванометру. Железный сердечник прикладывается к различным местам наружной поверхности активного железа статора.

Как известно, распределение магнитной индукции в зазоре и в спинке статора зависит от распределения воздушного зазора. В зависимости от индукции в спинке статора меняется поток в сердечнике, а также электродвижущая сила и ток в катушке, -показываемый гальванометром.

Купроксный выпрямитель служит для выпрямления переменного тока катушки и может отсутствовать при наличии электродинамического гальванометра, в достаточной мере защищенного от влияния пе№ 60960- 2 ременных магнитных полей, создаваемых машиной в окружающем пространстве.

Прибор (фиг. 1) очень чувствителен к изменениям зазора. Так, например, при измерении в диаметрально противоположных точках с зазорами 0,9 и 0,5 мм показания гальванометра были равны соответственно трем и шестнадцати делениям. В другом случае, при измерении в двух точках вдоль оси ротора с зазорами 0,3 и 0,25 мм, показания были соответственно равны трем с половиной и шести делениям. Наличие вентиляционных каналов не влияет значи- ельно на точность показаний, если сердечник прикладывать при всех измерениях по периферии к середине одного и того же пакета активного железа, а при измерениях вдоль оси ротора прикладывать к середине двух симметрично расположенных пакетов.

Предлагаемый способ пригоден не только для двигателей с открытой наружной поверхностью активного железа, но и для значительной части двигателей с оболочкой снаружи активного железа.

Если вал ротора прогнут, то стрелка прибора при измерении равномерно колеблется около некоторого деления; частота колебаний:/s s/ (где S - скольжение, / - частота сети). Эти колебания объясняются наличием в кривой магнитной индукции двигателя с прогнутым валом низшей гармоники с частотой fs sf. Наличие этой гармоники можно ясно видеть из осциллограммы электродвижушей силы катушки, приложенной к активному железу двигателя с прогнутым валом. Амплитуда гармоники fs растет с увеличением степени прогиба. Перемещая катущку в направлении вдоль оси вала ротора, можно по амплитуде колебаний установить место наибольшего прогиба вала. Если вал не прогнут, а на активном железе ротора есть выбоина, то стрелка колеблется при помещении прибора только в определенном поясе активного железа, захватывающем область повреждения.

Из осциллограммы электродвижущей силы катушки можно видеть, что в кривой магнитной индукции двигателя с прогнутым валом

есть также гармоника с частотой -- (для случая машины с числом пар полюсов Р 2). В общем случае прогиб вала вызывает появление гармоник с частотой. Можно построить прибор для определения прогиба, как односторонний фильтр, пропускающий только гармоники -j, которые все ниже 50 пер/сек (фиг. 2). Однако подсчеты показали, что для таких небольших частот прибор получается громоздким вследствие необходимости применять большие емкости и самоиндукции.

Предмет изобретения

Способ измерения воздушного зазора у асинхронных машин во время их работы при помощи электрического измерительного прибора,, приключенного к индикатору, возбуждаемому магнитным потоком машины, отличающийся тем, что примененный в качестве такого индикатора электромагнит с разомкнутой магнитной цепью прикладывают в разных местах к наружной поверхности активного железа статора.

фиг 1

Похожие патенты SU60960A1

название год авторы номер документа
Способ диагностики двухполюсного ротора с постоянными магнитами 2018
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Киселев Михаил Анатольевич
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Ямалов Ильнар Илдарович
  • Пашали Диана Юрьевна
  • Минияров Айбулат Халяфович
  • Чирков Владислав Сергеевич
RU2704567C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2013
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Хайруллин Ирек Ханифович
RU2542596C1
Способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя 1981
  • Рогозин Георгий Григорьевич
  • Пятлина Нина Григорьевна
  • Лапшина Наталья Семеновна
SU1043574A1
Устройство для определения числа витков в электрических катушках 1932
  • Чаянов Г.А.
SU30765A1
Магнитоэлектрический генератор 2018
  • Мухаметшин Рамиз Басимович
  • Шакиров Камил Киаметдинович
  • Замилов Роман Флюрович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Бекузин Владимир Игоревич
RU2697812C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ 2005
  • Никиян Николай Гакивович
  • Санков Денис Павлович
RU2299442C1
Феррометр 1950
  • Шарохин Г.И.
SU89509A1
Способ изменения механических свойств подвижной системы электрических приборов 1932
  • Брауде Г.В.
SU41079A1
БЕСЩЕТОЧНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2000
  • Курочкин А.Г.
  • Лебедев М.В.
  • Новиков Н.А.
RU2170487C1
СПОСОБ РЕГИСТРАЦИИ МАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ 2006
  • Итальянцев Александр Георгиевич
RU2337371C2

Иллюстрации к изобретению SU 60 960 A1

Реферат патента 1942 года Способ измерения воздушного зазора у асинхронных машин

Формула изобретения SU 60 960 A1

фиг 2

Л1

SU 60 960 A1

Авторы

Киклевич Н.А.

Даты

1942-01-01Публикация

1940-05-19Подача