Как известно, связующим веществом в акварели, гуащи и т. п. красках в настоящее время являются гу1 миарабик, текстрин, трагант и т. п. продукты, которые не дают качественной акварели. Предлагается с целью замены импортного гуммиарабика в качестве связующего использовать продукты уплотнения в вакууме полиглицерина с желатозой (желатоза - продукт деполимеризации желатины). Желатоза является пленкообразователем и защитным коллоидом, а полиглицерин отличным пластификатором и отчасти дополнительным связующим.
Предлагаемое связующее обеспечивает хорощую размываемость акварели, ровное нанесение ее на бумагу без «полосатости и аггрегации частиц пигментов. Для получения высококачественной акварели весь процесс рекомендуется вести в фарфоровой или эмалированной посуде или в кртлах из нержавеющей стали, под вакуумом, кроме того, рекомендуется использовать сырье высщей степени чистки.
Пример: 1. Приготовление полиглицерина.
100 г химически чистого глицерина уд. в. 1,25 (95%-ный) и 0,2 . NaOH загружают в колбу (или котел), соединенную через небольшой воздущньш холодильник и промежуточные, поглотительные склянки с вакуум-насосом. Колбу нагревают на масляной бане до температуры 260° и при вакууме в 30-50 мм рт. ст. поддерживают эту температуру в течение 6-10 час, до приобретения глицерином консистенции густого меда (вязкость при температуре 20° - 90 сек по воронке НИЛКа).
2. Приготовление связующего.
После остывания полиглицерина до температуры 100° в него вводят остальные компоненты согласно следующего примерного рецепта: Пленкообразователь: раствор желатозы в воде 1 : 1-500 г. Пластификатор и дополнительное связующее полиглицерин 500 г. Гигроскопическое вещество - сахар или глюкоза . . 50 г.
N° 62073- 2 -
Антисептик - фенол или тимол ....... 2г.
Стабилизатор для иигментов - олеат калия, олеат триэтаколамина или другое мыло40 г.
После введения давных компонентов сосуд снова соединяют с вакуум-насосом и при вакууме около 50 мм рт. ст. поддерживают температуру 100° в течение 1-2 час.
Указанные соотношения могут колебаться.
3.Перетир. Соотношение между связуюш;им и пигментом, как известно, зависит от природы пигмента.
Для большинства пигментов соотношение колеблется около 1 части связуюшего на 2 части пигмента (не считая воды).
Воду прибавляют в зависимости от мош,ности краскотерки, однако для высококачественного перетира рекомендуется перетирать по возможности вязкую пасту.
4.Фасовка. Фасовку целесообразно производить после длительного помешивания пасты при температуре 90-95° (для обезвоживакия). Окончательное остывание акварели (полутвердой) производят в кюветах при температуре 30-35°.
В случае изготовления твердой акварели в плитках или акварели в виде пасты в тубах, технику производства видоизменяют.
При желании получить -несмываемый рисунок или покраску последние опрыскивают формалином и сушат; при этом происходит задубливание связуюшего вешества.
Предмет изобретения
Способ получения акварели, гуаши и др. водных красок, отличающийся тем, что в качестве пленкообразуюш,его вешества применяют продукт уплотнения в вакууме полиглицерина с желатозой.
Авторы
Даты
1942-01-01—Публикация
1940-03-24—Подача