Шатунный подшипниковый узел малолитражных двигателей внутреннего сгорания Советский патент 1978 года по МПК F16C9/04 

Описание патента на изобретение SU623022A1

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к малолитражным двигателям внутреннего сгорания (ДВС), в которых применяется сборный коленчатый вал, например с игольчатыми шатунными подшипниками.

Известен шатунный подшипниковый узел малолитражных две, содержащий коленчатый вал и подшипник качения, внутреннее кольцо которого выполнено в виде полого кривошипного пальца, закрепленного в шеках коленчатого вала, а наружное кольцо - в виде кривошипной головки шатуна 1.

Наиболее характерным видом разрушения шатунных- подшипников малолитражных ДВС является усталостное выкрашивание (питтинг) беговых дорожек колец в зонах действия наибольших нагрузок.

Целью изобретения является снижение контактных напряжений в зоне действия наибольших нагрузок на шатунный подшипник и повышение его долговечности.

Указанная цель достигается тем, что внутреннее отверстие полого кривошипного пальца смешено в направлении оси коленчатого вала.

На фиг. 1 изображен шатунный подшипниковый узел малолитражного двухтактного двигателя внутреннего сгорания, поперечный разрез; на фиг. 2 - векторная диаграмма сил, действующих на кривошипный палец.

Шатунный подшипниковый узел содержит внутреннее кольцо подшипника качения в виде полого кривошипного пальца 1, запрессованного в щеки коленчатого вала 2,

комплект тел качения, например, в виде игл 3 в сепараторе 4 (сепаратор может и отсутствовать) и кольцо подшипника в виде кривошипной головки 5 шатуна.

Внутреннее отверстие б в кривошипном пальце 1 смещено в направлении оси коленчатого вала 2.

При врапдении коленчатого вала кривошипная головка шатуна 5 вращается относительно оси кривошипного пальца 1 с пере.менной угловой скоростью, обусловленной размерами и кинематикой кривошипношатунного механизма двигателя. На кривошипную головку воздействуют знакопеременные нагрузки (давление газов на поршень двигателя и силы инерции движущихся масс Эти силы через тела качения . нагружают кривошипный палец 1, в связи с чем в местах контакта тел качения с кривошипной головкой шатуна и пальцем кривошипа возникают контактные напряжения. Зона действия наибольших нагрузок на кривошипный палец определяется углом ci между касательными, проведенными к векто; ч и диаграмме (заштрихованный участок на фиг. 2). Увеличение податливости кривошипного пальца в наиболее нагруженной зоне за счет смешения отверстия в направлении оси коленчатого вала цриводит к снижению максимальных контактных напряжений и повышению срока службы шатунного подшипникового узла. Формула изобретения Шатунный подшипниковый узел малолитражных двигателей внутреннего сгорания, содержащий коленчатый вал и подшипник качения, внутреннее кольцо которого выполнено в виде полого кривошипного пальца, закрепленного в шеках коленчатого вала, а наружное кольцо - в виде кривошипной головки шатуна, отличающийся тем, что, с целью снижения контактных напряжений в зоне действия наибольших нагрузок и повышения срока службы узла внутреннее отверстие полого кривошипного пальца смешено в направлении оси коленщтого вала. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1. Иваницкий С. Ю. и др. Мотоцикл, Теория, конструкция и расчет, М., «Машиностроение -1971, с. 147-151.

Похожие патенты SU623022A1

название год авторы номер документа
Бесшатунный двигатель с кривошипно-кулисным механизмом 2022
  • Мищенко Николай Иванович
  • Химченко Аркадий Васильевич
  • Колесникова Татьяна Николаевна
  • Супрун Владимир Леонидович
  • Юрченко Юрий Валериевич
RU2794018C1
Шатунно-кривошипный узел двигателя внутреннего сгорания и способ его сборки 1989
  • Бородастов Николай Иванович
SU1716209A1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1979
  • Абачараев Наби Магомедович
RU2014480C1
Кривошипно-шатунный механизм двигателя внутреннего сгорания 1981
  • Гоц Александр Николаевич
  • Овчинников Юрий Алексеевич
  • Некрасов Сергей Иванович
  • Горбунов Вячеслав Петрович
  • Антонов Павел Андреевич
  • Израильский Владимир Яковлевич
SU1016577A1
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ СО СДВОЕННЫМИ КИНЕМАТИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Грабовский Андрей Александрович
RU2382891C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗГРУЗКИ ПОРШНЯ 2002
  • Литвиненко А.М.
RU2205997C1
СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Терехин А.Н.
  • Абрамишвили М.М.
  • Метелкин В.А.
RU2105963C1
Шаровой двигатель внутреннего сгорания 2018
  • Карнаухов Владимир Николаевич
RU2680913C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН 2018
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Илюхин Алексей Николаевич
RU2691259C1
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ДЛЯ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Блинов Михаил Васильевич
  • Блинов Василий Иванович
RU2467216C2

Иллюстрации к изобретению SU 623 022 A1

Реферат патента 1978 года Шатунный подшипниковый узел малолитражных двигателей внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 623 022 A1

иг. г

SU 623 022 A1

Авторы

Панин Валерий Иванович

Даты

1978-09-05Публикация

1976-12-23Подача