Изобретение относится к двигателестроению, в частности к малолитражным двигателям внутреннего сгорания (ДВС), в которых применяется сборный коленчатый вал, например с игольчатыми шатунными подшипниками.
Известен шатунный подшипниковый узел малолитражных две, содержащий коленчатый вал и подшипник качения, внутреннее кольцо которого выполнено в виде полого кривошипного пальца, закрепленного в шеках коленчатого вала, а наружное кольцо - в виде кривошипной головки шатуна 1.
Наиболее характерным видом разрушения шатунных- подшипников малолитражных ДВС является усталостное выкрашивание (питтинг) беговых дорожек колец в зонах действия наибольших нагрузок.
Целью изобретения является снижение контактных напряжений в зоне действия наибольших нагрузок на шатунный подшипник и повышение его долговечности.
Указанная цель достигается тем, что внутреннее отверстие полого кривошипного пальца смешено в направлении оси коленчатого вала.
На фиг. 1 изображен шатунный подшипниковый узел малолитражного двухтактного двигателя внутреннего сгорания, поперечный разрез; на фиг. 2 - векторная диаграмма сил, действующих на кривошипный палец.
Шатунный подшипниковый узел содержит внутреннее кольцо подшипника качения в виде полого кривошипного пальца 1, запрессованного в щеки коленчатого вала 2,
комплект тел качения, например, в виде игл 3 в сепараторе 4 (сепаратор может и отсутствовать) и кольцо подшипника в виде кривошипной головки 5 шатуна.
Внутреннее отверстие б в кривошипном пальце 1 смещено в направлении оси коленчатого вала 2.
При врапдении коленчатого вала кривошипная головка шатуна 5 вращается относительно оси кривошипного пальца 1 с пере.менной угловой скоростью, обусловленной размерами и кинематикой кривошипношатунного механизма двигателя. На кривошипную головку воздействуют знакопеременные нагрузки (давление газов на поршень двигателя и силы инерции движущихся масс Эти силы через тела качения . нагружают кривошипный палец 1, в связи с чем в местах контакта тел качения с кривошипной головкой шатуна и пальцем кривошипа возникают контактные напряжения. Зона действия наибольших нагрузок на кривошипный палец определяется углом ci между касательными, проведенными к векто; ч и диаграмме (заштрихованный участок на фиг. 2). Увеличение податливости кривошипного пальца в наиболее нагруженной зоне за счет смешения отверстия в направлении оси коленчатого вала цриводит к снижению максимальных контактных напряжений и повышению срока службы шатунного подшипникового узла. Формула изобретения Шатунный подшипниковый узел малолитражных двигателей внутреннего сгорания, содержащий коленчатый вал и подшипник качения, внутреннее кольцо которого выполнено в виде полого кривошипного пальца, закрепленного в шеках коленчатого вала, а наружное кольцо - в виде кривошипной головки шатуна, отличающийся тем, что, с целью снижения контактных напряжений в зоне действия наибольших нагрузок и повышения срока службы узла внутреннее отверстие полого кривошипного пальца смешено в направлении оси коленщтого вала. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1. Иваницкий С. Ю. и др. Мотоцикл, Теория, конструкция и расчет, М., «Машиностроение -1971, с. 147-151.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Бесшатунный двигатель с кривошипно-кулисным механизмом | 2022 |
|
RU2794018C1 |
Шатунно-кривошипный узел двигателя внутреннего сгорания и способ его сборки | 1989 |
|
SU1716209A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1979 |
|
RU2014480C1 |
Кривошипно-шатунный механизм двигателя внутреннего сгорания | 1981 |
|
SU1016577A1 |
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ СО СДВОЕННЫМИ КИНЕМАТИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2382891C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗГРУЗКИ ПОРШНЯ | 2002 |
|
RU2205997C1 |
СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2105963C1 |
Шаровой двигатель внутреннего сгорания | 2018 |
|
RU2680913C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН | 2018 |
|
RU2691259C1 |
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ДЛЯ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2008 |
|
RU2467216C2 |
иг. г
Авторы
Даты
1978-09-05—Публикация
1976-12-23—Подача