Изобретение относится к турбостр ению, в частности к роторам турбомашин. Известен ротор турбомашины, содержащий установленные в диске лопа ки с бандажными полками tl Недостатком ротора турбомашины является то, что в процессе работы происходит износ рабочих поверхностей стыков бандажных полок, что при водит к уменьшению ресурса. Известен также ротор турбины, яв ляющийся наиболее близким техническим решением к описываемому изобрете нию, содержащий установленные в дис ке лопатки с бандажными полками, на торцовой поверхности которых выполнены зигзагообразные выступы 2}. Недостатком является то, что износ рабочих поверхностей стыка nq бандажным полкам приводит к тому, чт лопатки работают как небандажированные, т.е. на не расчетном режиме. Это снижает надежность турбины. Целью изобретения является повы шение надежноститурбомашины. Цель достигается тем, что лопатки ротора попарно наклонены друг к друг в окружном направлении, полки каждой пары лопаток скреплены замковым сое.динением, а по зигэазтообразный выступам сопряжены полки смежных пар. На фиг.1 схематично изображен ротор турбомашины; на фиг.2 - бандажное кольцо, вид сверху. Ротор турбины содержит устаноэлениые в диске 1 лопатки 2 с бандажными полками 3, причем лопатки 2 попарно наклонены друг к другу в окружном направлении под углом-d . Полки 3 каждой пары лопаток скреплены замковым соединением 4, а полки смежных пар соединены зигзагообразным выступом 5. При работе на лопатку 2 действует центробежная сила, которая пытается вернуть ее от действительного положения (ocbt ) к нормальному (ось п ). Возникающий в этом случае момент создает зацепление в замковом соединении, например, типа ласточкин хвост . При дг1ительной работе ротора будет происходить и-знос рабочих поверхностей стыка, но это не приводит к изменению схемы работы и характера действующих сил, так как за счет раскрытия лопаток угол будет уменьшаться. Такое выполнение ротора позволит повысить иешежность турбины за счет
неизменности схемы зацепления и сохранения расчетных условий работы лоnfTKH.
Формула изобретения
Ротор турбомашины,- преимущественно турбины, содержащий установленине в диске лопатки с бандажнь ш полками на торцовой поверхности которых выполнены зигзагообразные выступы, о тличающийся. тем, что, с целью повышения надежности, лопатки попарно наклонены друг к другу в окружном направлении, полки каждой .пары лопаток скреплены замковым соединением, а по зигзагообразньм выступам, сопряжены полки смежных пар.. Источники информацни,.принятые во внимание при экспертизе:
1,Скубачевский Г.С. йвиационные газотурбинные двигатели, М., Машиностроение, 1969, с. 295.
2.Патент Франции № 1519898, кл. Р 01 ТЭ , 1967.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ ГТД | 2012 |
|
RU2526129C2 |
Моноколесо осевого компрессора и ротор компрессора низкого давления авиационного газотурбинного двигателя | 2019 |
|
RU2740442C2 |
СОПЛОВОЙ АППАРАТ ТУРБОМАШИНЫ | 1999 |
|
RU2171380C2 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ | 1998 |
|
RU2146767C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ СТУПЕНИ ТУРБОМАШИНЫ | 1998 |
|
RU2153077C2 |
РАБОЧАЯ ЛОПАТКА С БАНДАЖНОЙ ПОЛКОЙ | 1994 |
|
RU2064593C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАМЕРА АМПЛИТУД КОЛЕБАНИЙ БАНДАЖИРОВАННЫХ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ ДИСКРЕТНО-ФАЗОВЫМ МЕТОДОМ | 1996 |
|
RU2143103C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО КОМПРЕССОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2013 |
|
RU2529279C1 |
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ЛОПАТОК С РОТОРОМ ТУРБОМАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2296227C1 |
Ротор компрессора авиационного газотурбинного двигателя со спаркой блисков и спаркой блиска с "классическим" рабочим колесом и со спаркой "классического" рабочего колеса с рабочим колесом с четвертой по шестую ступень с устройствами демпфирования колебаний рабочих лопаток этих блисков и рабочих колес, ротор вентилятора и ротор бустера с устройством демпфирования колебаний рабочих широкохордных лопаток вентилятора, способ сборки спарки с демпфирующим устройством | 2016 |
|
RU2665789C2 |
Авторы
Даты
1979-01-05—Публикация
1976-02-16—Подача