Изобретение относится к области ма шиностроения и может быть использован преимущественно для крепления деталей и машин, работающих в условиях вибраций. Известно резьбовое соединение деталей с помошыо болта и .гайки, навинче ной на болт поспе предварительного нагрева ij. Однако фиксация гайки недостаточно надежна в условиях высоких температур и вибраций. Известна гайка, на внутренней повер юсти которой выполнена кольцевая канавка, разделяющая резьбу на две части. Внутри канавки расположено разрезное кольцо, поджатое винтами 2j, Однако известная гайка усложнена конструктивно, а при многократном повторном применении снижается надежность ее фиксации. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности фиксации гайки. Поставленная цель достигается тем, что в гайке, содержащей винтовую резьбу, разделенную кольцевой канавкой на две части, ширину канавки принимают кратной шагу резьбы, причем начало захода одной частя резьбы смещено в окружном направлении относительно начала захода другой части резьбы. Повышение надежности описываемой гайки обеспечивается значительным осевым натягом без повреждения резьбы, а отсутствие дополнительных фиксирующих элементов упрощает конструкцию. На фиг. 1 изображена гайка, продольный разрез; на фиг. 2 - схема расположения начал заходов резьб. Гайка состоит из корпуса 1, имеющего внутреннюю резьбу, которая разделена канавкой 2 на части 3 и 4, Ширина канавки кратна шагу резьбы. Шаг резьбы частей 3 и 4 одинаков. Начало 5 захода части 3 резьбы смещено по окружности относительно начала 6 захода чеасти 4 резьбы на угон ci, , который оп 1вдепяет-
364
ся требуемым натягом в соединении гайки с винтом.
При затяжке гайку навинчивают на винт (на черт, не показан) одной из частей резьбы, например, частно 4. Затем нагревают среднюю часть гайки в зоне канавки и благодаря тепповому рас ширению последней постепенно поворачивают гайку до совпадения начала захода части 3 резьбы с начапом захода резьбы винта, поспе чего гайку свободно навинчивают на винт и затягивают обычным способом. При остывании средняя часть гайки укорачивается, и в соединении гайки с винтом возникает осевой натяг, Вепичина натяга определяется углом оС, , площадыо поперечного сечения гайки и винта, модулем упругости и шагом резьбы,
Гайка проста в изготовлении (резьба выполняется, например, обычным резцом
1854
на токарно-винторезном станке) и надежно фиксируется на винте за счет значительного осевого натяга.
Формула изобретения
Гайка, на внутренней резьбовой поверх ности которой имеется кольцевая канавка, разделяющая резьбу на две части, о т п и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности фиксации и упрощения конструкции, ширина канавки принята кратной шагу резьбы, причем начало захода одной части резьбы смещено в окружном направлении относительно начана захода другой части резьбы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР № 4О710О, кл. F 16 В 31/04, 1972. 2. Авторское свидетельство СССР
N 508597, клР 16 В 39/О2, 1974.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОНСТРУКЦИЯ РЕЗЬБОВОГО КРЕПЛЕНИЯ | 1971 |
|
SU295358A1 |
Резьбовое соединение деталей | 1979 |
|
SU830025A1 |
Стопорная гайка | 1983 |
|
SU1177565A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ АБРАМОВА В.А. | 2015 |
|
RU2600953C1 |
Шариковый винтовой механизм | 1987 |
|
SU1504440A1 |
ЗАСТОПОРИВАЮЩЕЕСЯ КРЕПЕЖНОЕ СРЕДСТВО | 2002 |
|
RU2272186C2 |
РЕЗЬБОВОЙ ХВОСТОВИК, СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ, ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ СБОРКИ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2633199C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОДА КОЛЕСНЫХ ПАР С КОЛЕИ 1520 НА 1435 ММ | 2001 |
|
RU2221720C2 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА ВИНТ - ГАЙКА С ДЛИННЫМИ РЕЗЬБОВЫМИ РОЛИКАМИ | 2004 |
|
RU2292502C2 |
Устройство для фиксации болтового соединения фланцев вращающегося трубопровода | 2018 |
|
RU2675457C1 |
иг. f
иг.
Авторы
Даты
1979-01-05—Публикация
1977-07-07—Подача