Изобретение относится к способам безразборного контроля технического состояния машин и механизмов, преимущественно приводных стационарных машин, работающих, например, в сельс кохозяйственном производстве. Известен способ безразборного контроля технического состояния маши включающий в себя акустический, вибр метрический, виброакустический, функ циональный методы контроля, которые могут использоваться в нужной комбинации l . Недостатком известного способа является его сложность. По технической сущности и достигаемому эффекту наиболее близким к настоящему изобретению является спо соб безразборного контроля техничес кого состояния устройств, заключающийся в том, что определяют зазоры в сопряжениях ряда кинематических пар 2 . Недостаток описанного способа со тойт в низкой достоверности информа ции о техническом состоянии устройс Целью изобретения является получение Ъолее достоверной информации о техническом состоянии устройств. Это обеспечивается тем, что контролируют изменение мощности, затрачиваемой на привод отдельных кинематических пар и всего устройства в целом, замеряют перепад мощности на холостом ходу в ряде кинематических, пар путем обхода по кинематическому контуру от последней кинематической пары к предыдущей и по полученным данным определяют величины зазоров. Данный способ реализуется следующим образом, Контролируется изменение мощности, затрачиваемой на привод отдельных кинематических пар и всего устройства. Замеряется перепад мощности на холостом ходу в ряде кинематических пар. Контроль мощности осуществляется путем обхода .по кинематическому контуру от последней пары к предыдущей. Таким образом, определяют величины зазоров в кинематических парах. В процессе работы в отдельных кинематических парах приводных машин, например в сопряжении вал-подшипник скольжения или качения, в результате износа, ухудшения состояния смазки наблюдается снижение козф фициента полезного действия. Это при:водит К повышению затрат мощности, расходуемой на энергию удара при увеличении зазоров, на нагрев и интенсивный износ при отсутствии смазки и т.д. Явление повышения мощности наблюдается не только в сопряжениях, но и передачах. За счет пробуксовки ремень при его удлинении или ослаблении начального натяжения начинает проскальзывать относительно шкива, увеличивается его биение о шкив, при этом значительная энергия расходуется на нагрев. В цепной пере даче за счет повышения энергии удара в изношенных шарнирах цепи и шарниров о зубья звездочек, изменения характера трения также возрастают по тери мощности. Такая же картина имеется и при износе зубчатых передач. В результате износа и увеличения бокового зазора зубья колес не перекатываются одно по другому, а передают нагрузку ударом, поэтому увеличивает и расход энергии. Мощность сопряжениям и передачам передается посредством вала, В результате этого вал испытывает дефор мации кручения. По величине закрутки вала можно определять величину цир лируемой на валу мощности. Но значе ния мощности на валу до сопряжения и после него будут различны. Это ра личие вызывается техническим состоя нием сопряжения. Первоначально это различие будет небольшое, Затем в процессе эксплуатации увеличиваются зазоры, ухудшаются условия смазки, происходит более интенсивный износ и др., что вызывает снижение коэффициента полезного действия сопряже ния, а соответственно и увеличение потерь мощности в сопряжении. В результате этого увеличивается и разли чие (перепад) в мощности до сопряжения и после него. Если измерять перепад мощности на валу до кинематической пары и после нее на новом сопряжении, прошедшем приработку, а затем на сопряжении, проработавшем определенное время, то по изменению этого различия (перепада) мощности можно судить о техническом состоянии сопряжения или машины в целом. Формула изобретения Способ безразборного контроля технического состояния устройств, заключающийся в том, что определяют зазоры в сопряжениях ряда кинематических пар, отличающийся тем, что, с целью получения более достоверной информации о техническом состоянии устройств, контролируют изменение мощности, затрачиваемой на привод отдельных кинематических пар и всего устройства в целом, замеряют перепад мощности на холостом ходу в ряде кинематических пар путем обхода по кинематическому контуру от последней кинематической пары к предыдущей и по полученным данным определяют величины зазоров. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1.Анилович В.Я. Основы надежности сельскохозяйственной техники, М., МИИСП, 1973. 2.Палов Б.В. Диагностика болезней машин, М. , Колос., 1971.
Авторы
Даты
1979-01-05—Публикация
1977-01-25—Подача