36 с необходимыми сдвигами и иогшр 1остью определяемыми временем прихода опорных сигналов, и, осуществпяя корреляционные преобразования сумм опорного сигнала с суммарными канальными сиг- налами, получают результирующие сейсмограммы, по которым строят сейсмические разрезы. На чертеже схематически показано взаимное расположение основных элемен- тов возбуждения и регистрации сейсмических колебаний при прохождении х елезнодо рожноГо состава. Здесь изображены рел сы 1, движуишеся со скоростью платформы 2, колеса 3, сейсморазведочная станция 4, приемники 5 и 6 опорных сигналов, сейсмоприемники 7, график опорных сигналов 8, зарегистрированных у стыка рельс приемниками 5 и 6. Движущийся объект (железнодорожный состав) рассматривается как импульсный источник многократного действия, вос-буждающий колебания в определенных точках При этом создаваемое Им волновое поле соответствует волно- вому полю, создаваемому виброударным источниками. Такое сравнение правомер но, поскольку накатывающаяся колесная пара создает практически импульсный удар на стыках рельс. В каждой точке возбуждается сложное волновое поле, вызванное последовательностью отдельных ударов. Для приведения такого поля к ПОЛЮ одиночного воздействия необходимо с большой точностью знать время и форму отдельных импульсных ударов. Рассмотрим волновое поле, образующееся при прохождении железнодорожного состава, состоящего из четырехосных вагонов, через стык репье. Отдельные воздействия следуют через разные .интервалы, величина которых определяет ся расстоянием между соседними колесными парами (2,62, Ej) и скоростью поезда ( V ). При прохождении однотипных четъ(рехоснь х вагонов можно выделить три промежутка времени между соседними воздействиями: - времл между воздействиями колесных пар, расположенных на одной тележке; - время между воздействиями внутренних колесных пар одного вагона; fji-- - время между воздействиями внешних колесных пар двух соседних вагонов. 4 Причем ТГ повторяется дважды за время следования одного вагона. Периодичность возбуждения повторяется после прохождения каждого вагона. При такой последовательности воздействия волна, отраженная от какого-либо горизонта, прослеживается в течение: Ь - время воздействия первой колесной пары; t, - время воздействия второй колес-гной пары; ig- время воздействия третьей колесной пары. Если отсчет времени вести от волны, возбужденной воздействием первой колесной пары, то VOiV.t,, )t5. V 1 2t:,r2-rj -c/,tr, Легко заметить, что после каждых чеTLipex воздействий временная последовательность повторяется, причем период повторения равен: T t-x Tj Знание времени каждого воздействия позволяет расчленить всю запись на одинаковые зоны, каждая из которых начинается от начала регистрации волн, возбужденнь Х определенным воздействием, время которого известно и зарегистрировано.. Зоны выделяют так, чтобы в них не наблюдалась периодичность воздействия. Выделенные зоны могут быть совмещены по времени вступления регулярных волн и просуммированы, что позволит улучшить соотнощение сигнал-помеха. Знание формы сигнала, возникающего в точке наибильшего воздействия движущегося объекта на грунт, дает возможность осуществить корреляционные способы выделения полезных сигналов, что повыщает достоверность и качество результатов. Кроме того, знание формы и времени опорного сигнала позволяет осуществить операции вычитания для подавления разрастания сигналов за счет периодичности в сигнале возбуждения и очищения записи от повторных вступлений волн . Формула изобретения Способ сейсморазведки, основанный на регистрации упругих колебаний земной поверхности вдоль профиля или площади наблюдения, вызванных проходящими железнодорожными составами, с по-
пучением сейсмограмм, отличаю - ш и и с я тем, что, с цепью повышения точности и достоверности набшоденнй при одновременном удешевлении стоимости работ, регистрируют опорные копебания в местах наиболее интенс;тного воздействия движущихся железнодорожных составов, например на стыке рельс, расчленяют запись каждого канала сейсмограммы и запись опорных сигналов на зоны так, чтобы начало каждой соответствующей зоны совпадало по времени, совмещают начало всех зон, суммируют их со сдвигами и полярностью, опреде-
пяемыми временем прихода опорных сигналов, и, осуществляя корреляционные преобразования сумм опорного сигнала с суммарными канальными сигналами, получают результирующие сейсмограммы по которым строят сейсмические разрезы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1, Справочник геофизики, т. IV, Недра, М., 1966, с. 6О6-612.
2 Авторское свидетельство СССР № 542151, кл. G 01 V 1/00, 1971.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСЕВОЙ НАГРУЗКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 1991 |
|
RU2013759C1 |
СПОСОБ ПРЯМОГО ПРОГНОЗА ЗАЛЕЖЕЙ УГЛЕВОДОРОДОВ | 2010 |
|
RU2454687C1 |
СПОСОБ ВИБРАЦИОННОЙ СЕЙСМОРАЗВЕДКИ | 2017 |
|
RU2650718C1 |
Способ сейсмической разведки для прямого поиска залежей углеводородов | 2018 |
|
RU2682135C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОНИТОРИНГА НЕДР ПОД ЦЕЛЕВОЙ ЗОНОЙ | 2019 |
|
RU2784974C2 |
Способ сейсмического мониторинга разработки мелкозалегающих залежей сверхвязкой нефти | 2017 |
|
RU2708536C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛЕВЫХ СЕЙСМОГРАММ, СВОБОДНЫХ ОТ МНОГОКРАТНЫХ ВОЛН | 2009 |
|
RU2388020C1 |
Локомотивная система определения скорости движения и пройденного пути | 2023 |
|
RU2808862C1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРИ СХОДЕ ВАГОНА С РЕЛЬСОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2284928C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2011 |
|
RU2487809C2 |
Авторы
Даты
1979-01-05—Публикация
1977-06-01—Подача