Ротор электрической машины Советский патент 1979 года по МПК H02K9/197 H01L39/02 

Описание патента на изобретение SU647800A1

I

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам с криогенным охлаждением, и может найти применение в промышленной энергетике,наземных и бортовых автономных энергетических установках.

Известна конструкция ротора электрической машины с криогенным охлаждением, в которой ПОЛЫЙ несущий цилиндр с закрепленной на нем обмоткой непосредственно соединен с цапфами вала {).

В данной койструкции вращающий момент к обмотке передается от цапфы вала непосредственно через стенки несущего цилиндра, в связи с чем площадь их поперечного сечения должна выбираться из условия обеспечения необходимой механической прочности. С ростом мощности машины эта. площадь увеличивается, а следовательно, увеличивается теплоприток к обмотке, что вызывает дополнительный расход хладагента, снижает надежность работы машины и ее экономические показатели. Указанный недостаток устраняется развязкой жесткого соединения несущего цилиндра с цапфой вала.

Известен ротор электрической машины с криогенным охлаждением, содержагций обмотку, ПОЛЫЙ цилиндр, состоящий из центрального и концевого участков, и цапфу вала, соединенную с указанным цилиндром, на-котором закреплена обмотка 2.

В данном роторе вследствие того что вращающий момент передается через контактное соединение, представляющее собой большое термосопротивление, теплоприток к центральному участку несущего цилиндра, где расположена обмотка, хотя и уменьшен, все же остается значительным, поскольку соединение концевого тонкостенного участка с цапфой вала выполнено жестким, а татстостенный участок обладает малым термосопротивлением. Последняя из указанных конструкций является прототипом изобретения.

Целью изобретения является повышение экономичности и надежности работы ротора электрической машины путем снижения теплопритока к обмотке.

Это достигается тем, что ротор снабжен теплоизолирующим кольцом и центрирующим подшипником, через которые конневой

участок цилиндра соедннеп с цапфой вала, и кольцевыми пластинамп. через которые центральный участок цилиндра соединен с цапфой вала, расположенными на концевом участке цилиндра и отделенными одна от другой с помощью ф.иксирующих прокладок,-причем одни из кольцевых пластин,. центральный участок цилиндра и цапфа вала снабжены выступами, а другие пластины имеют отверстия, в которых расположены указанные выступы.

Устра ение жесткой Связи между концевым участком и цапфой вала и замена толстостенного концевогоучастка на систему контактирующих друг с другом кольцевых пластин ведет к уменьщению притока тепла к обмотке ротора.

На-Чертеже представлена торцовая часть potopa со стороны привода, продольное сечение. - Ротор электрической машины с криогенным охлаждением содержит обмотку 1, закрепленную на полом . несущем цилиндре, состоящем из Центрального 2 и тонкостенного концевого 3 участков, тепловой экран 4, наружную оболочку 5 С расположенным на ней электромагнитным экраном 6, цапфу 7 вала. Тепловая изоляция внутренней части ротора обеспечивается закуумированием полостей 8. Охлаждение ротора осуществляется жидким или газообразным хладагентом, направление движения которого показано на чертеже стрелками.

НесущиГ цилиндр с обмоткой 1 центрируется относительно цапфы 7 вала посредством насаженных на тонкостенный участок 3 в его торцовой зоне теплоизолирующего кольца 9 и подшипника 10. Центральный участок 2 несущего цилиндра соединен с цапфой вала через систему чередующихся кольцевых пластин 11 и 12, причем пластины 11 снабжены выступами 13, входящими в отверстия 14, которые выполнены в пластинах 12. Цапфа вала и центральный участок 2 снабжены выступами 15 и 16, которые входят в отверстия 14 крайних пластин 12. Кольцеаые пластины П и 2,отделенные друг от друга фиксирующими прокладками 17, насажены на тонкостенный участок 3 через теплоизолирующую втулку 18 и поджимаются упругим элементом 19, который закреплен на цапфе 7.

Вращающий момент от цапфы 7 вала передается через систему контактных соединений IS-14, 13-14, 16-14 к центральному участку 2 несущего цилиндра с закрепленной на, нем обмоткой 1. Подщипник 10 позволяет осуществлять некоторый проворот несущего .цилиндра относительно цапфы вала при наличии технологических зазоров в контактных соединениях выступы- отверстия.

Изгибающий момент, который значительно меньще вращающего, воспринимается тонкостенным концевым участком 3 несущего цилиндра, в соответствии с чем и выбирается толщина его стенки.

Система контактных соединений, включающая подщипник 10 и последовательный набор контактирующих через выступы и соответствующие отверстия пластин 1 и 12, представляет собой больщое термосопротпвление, что приводит к снижению теплопритоков от цапфы вала к обмотке ротора. Уменьщение теплопритоков от цапфы вала к обмотке ротора при обеспечении передачи требуемых вращающих моментов повыщает экономичность и надежность электрических мащин с криогенным охлаждением.

Формула изобретения

Ротор электрической мащины с. криогенным охлаждением, содержащий обмотку, полый цилиндр, состоящий из центрального и концевого участков, и цапфу вала, соединенную с указанным цилиндром, на котором закреплена обмотка, огличающийся тем, что, с целью поЕыщения экономичности и надежности путем снижения т: плопритока к обмотке, он снабжен теплоизолирующим кольцом и центрирующим подшипником, через которые концевой участок цилиндра соединен с цапфой вала, и кольцевыми пластинами, через которые центральный участок цилиндра соединен с цапфой вала,„расположенными на концевом участке цилиндра и отде.ленными одна от другой -с помощью фиксирующих прокладок, причем одни из кольцевых пластин, центральный участок цилиндра и цапфа вала снабжены выступами, а другие пласти.ны имеют отверстия, в которых расположены указанные выступы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе,

Г. «Arehiv Шг Elektrotechnik, т. 57, 1976. с. 319-328, фиг. 2.

2. Авторское свидетельство СССР № 448548, кл. Н 02 К 9/16,. 1973.

f 1 2 f S 6 f$ Щ13fs

v /

3 te 7 г

Похожие патенты SU647800A1

название год авторы номер документа
Ротор электрической машины с криогенным охлаждением 1976
  • Куавда Валерий Петрович
  • Счастливый Геннадий Григорьевич
  • Шаревский Бронислав Андреевич
SU604086A1
РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1980
  • Веселовский А.С.
  • Душков Н.С.
  • Лебедева Е.В.
  • Плещунов Н.Н.
  • Самойлов С.Ф.
SU898936A1
Ротор электрической машины с глубоким охлаждением 1973
  • Демидкин Виктор Алексеевич
  • Куевда Валерий Петрович
  • Счастливый Геннадий Григорьевич
  • Федоренко Григорий Михайлович
  • Шаревский Бронислав Андреевич
SU448548A1
Установка для исследования теплофизических параметров криогенных хладагентов в поле центробежных сил 1983
  • Гриненко Николай Сидорович
  • Ищенко Лидия Антоновна
  • Пестряков Владимир Александрович
  • Рева Владимир Федорович
  • Савельев Владимир Игоревич
  • Федотов Анатолий Михайлович
SU1165956A2
Электрическая машина с глубокимохлаждением 1973
  • Данько Владимир Григорьевич
  • Кильдишев Василий Семенович
  • Невенчанный Леонид Васильевич
  • Чигиринский Александр Абрамович
SU508870A2
Электрическая машина с глубоким охлаждением 1974
  • Кучинский Владислав Петрович
  • Счастливый Геннадий Григорьевич
  • Федоренко Григорий Михайлович
  • Данько Владимир Григорьевич
  • Кильдищев Василий Семенович
  • Чигиринский Александр Абрамович
  • Третевич Роман Илларионович
SU525203A1
Электрическая машина 1977
  • Гаврилов Леонид Аркадьевич
  • Белов Владимир Борисович
  • Трусов Николай Борисович
SU678598A1
Электрическая машина с криогенным охлаждением 1973
  • Розенфельд Лев Маркович
  • Попов Юрий Степанович
  • Корольков Анатолий Георгиевич
SU614503A1
Ротор электрической машины с криогенным охлаждением 1979
  • Бабенко Ф.М.
  • Веркин Б.И.
  • Гриненко Н.С.
  • Коробов В.И.
  • Лелюк В.П.
  • Марьянин Е.И.
  • Михайлюк В.И.
SU786806A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГЛУБОКИМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1970
  • В. Г. Данько, В. С. Кильдишев, В. П. Кучинский Л. Я. Станиславский
SU262240A1

Иллюстрации к изобретению SU 647 800 A1

Реферат патента 1979 года Ротор электрической машины

Формула изобретения SU 647 800 A1

SU 647 800 A1

Авторы

Куевда Валерий Петрович

Счастливый Геннадий Григорьевич

Шаревский Бронислав Андреевич

Даты

1979-02-15Публикация

1977-08-15Подача