1
Изобретение относится к области мелиоративного машиностроения и может быть использовано в условиях грунтов с низкой несущей способностью.
Широко применяемые при мелиоративных работах машины с гусеничными движителями имеют большую металлоемкость, высокое удельное давление на грунт 1.
Передвижение гусеничной машины по заболоченному грунту практически невозможно, так как она не обладает плавучестью.
Известны также плаваюш,ие вездеходы с шагаюш.ими двигателями, содержащие полые опоры (понтоны), которые через подшипники смонтированы на шатунных шейках коленчатых валов; при вращении валов опоры совершают плоскопараллельное движение и при опускании на грунт сообщают машине толкающий импульс. Поворот осуществляется остановкой и переводом одной из крайних опор (а также средней) в нейтральное полож-ение. Для компенсации вертикальных колебаний кабины, двигателя и т. п., возникающих от подъема и опускания опор на грунт, применяются различные компенсаторы, например устройство с профильным пазом и движущимся в нем пальцем, принцип действия которых заключается в поднимании и опускании платформы с кабиной и двигателем на трсбуемую величину в противофазе с опорами 2J.
Известные конструкцин шагающих вездеходов не обеспечивают требуемой плавности хода.
С целью новышения плавност) хода предложенный вездеход снабжен дополнительной рамой с вмонтированными в iiefi через коренные подшипники секциями коленчатых валов и взаимодействующими с этими секциями компенсаторами вертикальных перемещений, которые через упругие элементы соединены с основной рамой. При этом каждый компенсатор выполнен в виде
жестко закрепленного на коренной шейке коленчатого вала профильного кулачка, взаимодействующего с унругим элементом через ролик обоймы, смонтированной в промежз точной раме с возможностью вертикального перемещения.
Па фиг. 1 схематично нзображен вездеход, вид сзади; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - кинематическая схема шасси; на фиг. 4 - компенсатор, разрез;
на фиг. 5 - разрез А-А на фиг. 4; на фиг. 6-8 - то же, различные положения. Шасси вездехода включает три продольные полые крайние I, 2 и среднюю 3 опоры. Опоры шарнирно соединены с секциями двух поперечных коленчатых валов - приводного 4, состоящего из трех секций, соединенных управляемыми муфтами 5, фиксированное положение которых соответствует смещению рабочих колен средней секции относительно крайних на угол ISO, и пассивного 6, состоящего из трех разъединенных между собой секций. Каждая секция ведущего и ведомого коленчатых валов установлена в опорах дополнительной рамы 7 и шарнирно соединена рабочими коленами с соответствующей иолой опорой. Угловое положение рабочих колен каждой секции ведущего вала строго соответствует угловому положению рабочих колен соответствующей секции ведомого вала. Для выхода системы коленчатого иривода из мертвого положения сопрягаемые секции ведущего и ведомого валов имеют вспомогательное колено, смещенное относительно рабочих на угол 90° и взаимно соединенное с аналогичным коленом второго коленчатого вала штангой 8. По концам ведущий коленчатый вал имеет бортовые двусторонние приводы 9 и 10, на быстроходных валах которых установлены маховички И и 12 - компенсаторы энергетических потерь при передвижении машин. Средняя опора фиксируется в нейтральном положении при помощи управляемого рычажного стопора 13.
Рама с кабиной и двигателем опирается на четыре компенсатора вертикальных колебаний. Каждый комиенсатор состоит из ирофильного кулачка 14, закрепленного иа коренной шейке крайней секции коленчатого вала, ролика 15, направляющей обоймы 16 и прул ины-амортизатора 17, иа которую установлена рама 18 с кабиной и двигателем.
При передвижении машины вращение от приводов 9 и 10 передается ведущему коленчатому валу 4, который, вращаясь совместно с ведомым коленчатым валом 6, приводит в движение полые опоры 1-3. Каждая точка опор при этом будет совершать круговые движения, в которых траектории средней опоры будут сдвинуты относительно траекторий крайних опор на угол 180°.
В процессе передвижения или поворота машины вертикальные колебания рамы с двигателем и кабиной устраняются ири вращении профильных кулачков 14.
При этом в момент нахождения опор 1, 2 или 3 в крайнем верхнем или нижнем положении кулачки повернутся к ролику 15 меньшей выпуклостью (см. фиг. 6, 8). В момент подхода опор к нейтральному положению (см. фиг. 7) - все опоры совместятся в одной плоскости - кулачки повернутся к роликам большей выпуклостью. В обоих положениях центр тяжести рамы с кабиной и двигателем останется на постоянной высоте. Поворот машины при движении, например вправо, производится путем отключения правого привода 9, выключения фиксирующей левой муфты-5 и стоиорения посредством управляемого стопора 13 средней опоры 3 в нейтральном положении. При этом средняя и правая опоры останутся неподвижными, а левая будет совершать рабочие движения, и вся машина выполнит поворот вправо. По окончании поворота для дальнейшего прямолинейного передвижения муфта 5 и стопор 13 устанавливаются в исходное до включения положение, и вновь включается правый привод 9.
Задний ход машины производится путем изменения направления вращения приводов 9 и 10.
Использование изобретения позволит существенно повысить производительность,
например, в мелиоративной технике вследствие высокой проходимости вездехода и улучшения условий труда экипажа.
Формула изобретения
1. Вездеход преимущественно для передвижения по слабонесущим грунтам, содержащий несколько нродольных опор, выполненных в виде понтонов с шарнирно установленными на них коленчатыми валами,
включающий основную раму с кабиной, двигатель и компенсаторы вертикальных перемещений, отличающийся тем, что, с целью повышения плавности хода, вездеход снабжен дополнительной рамой с вмонтированными в ней через коренные подшипники секциями коленчатых валов и взаимодействующими с этими секциями компенсаторами вертикальных перемещений, которые через упругие элементы соединены с
основной рамой.
2. Вездеход по п. 1, отличающийся тем, что каждый компенсатор выполнен в виде жестко закрепленного иа коренной шейке коленчатого вала профильного кулачка, взаимодействующего с упругим элементом через ролик обоймы, смонтированной в промежуточной раме с возможностью вертикального перемещения.
Источники информации,
Припятью во внимание при экспертизе
1.Отечественные тракторы. Справочник. М.-Л., Машгиз, 1962, с. 397-398.
2.Авторское свидетельство СССР № 474456, кл. В 62D 57/02, 1971. с - p-vTiT -W Г /
г
Гч1 ГЧ)
:i fr
фиг.
А-А
. фиг.////Z/ZZ//x/y/Z
фиг.8
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШАССИ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОПОРНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ С КОЛЕСНО-ШАГОВЫМИ ДВИЖИТЕЛЯМИ | 2015 |
|
RU2628285C2 |
Быстроходный двухосный колёсный вездеход на шинах сверхнизкого давления с комбинированной системой управления | 2017 |
|
RU2652936C1 |
СТАНОК-КАЧАЛКА | 2010 |
|
RU2450161C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
ВЕЗДЕХОД | 2014 |
|
RU2549300C1 |
ВЕЗДЕХОД | 2007 |
|
RU2347708C2 |
Установка для разборки коленчатых валов | 1989 |
|
SU1712123A1 |
Одноковшовый гидравлический экскаватор с механизмом эвакуации грунта | 1990 |
|
SU1776721A1 |
СРЕДСТВО ТРАНСПОРТНОЕ ВЕЗДЕХОДНОЕ | 2012 |
|
RU2531641C2 |
РЕЕЧНО-ЗУБЧАТАЯ ПОРШНЕВАЯ МАШИНА С ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ СТЕПЕНИ СЖАТИЯ И ОТКЛЮЧЕНИЕМ ПОРШНЕЙ | 2012 |
|
RU2509214C1 |
Авторы
Даты
1979-02-28—Публикация
1974-05-07—Подача