1
Изобретение относится к устройствам для бурения скважин, в частности к наддолотным амортизаторам.
Известен наддолотный амортизатор, включающий эластичный элемент, гибкую диафрагму, два диска, корпус и вал, образующие винтовую пару .
Недостатком амортизатора является недостаточная эксплуатационная надежность ввиду наличия больщого числа подвижных элементов.
Известен наддолотный амортизатор, включающий корпус, вал, нагружаемая часть которого связана с корпусом винтовой нарой, торсион, жестко закрепленный на валу, и устройство, препятствующее проворачиванию верхнего конца торсиона {2.
Недостатком этой конструкции является малый срок службы амортизатора ввиду быстрого износа эластичных элементов.
Целью изобретения является повышение эффективности работы амортизатора.
Поставленная цель достигается тем, что узел, препятствующий проворачиванию верхнего конца торсиона, выполнен в виде винтовой пары с щагом, отличным от щага винтовой пары, соединяющей корпус и вал, или в виде поступательной вдоль оси
торсиона пары, например, ползун-паз, щлицевое, щпоночное.
На чертеже изображен наддолотный амортизатор, продольный разрез. Ол состоит из корпуса 1 и вала 2. В нижней части корпус с валом соединен винтовой парой 3, а в верхней - винтовой парой 4 с щагом, отличным от щага нарезки 3, или (как показапо на чертеже) щлицевым соединением.
С целью уменьшения длины амортизатора при больших нагрузках на долото, вал может быть выполнен (как показано на чертеже) телескопическим, состояп1им из нескольких входящих одна в другую соосных трубчатых частей, имеющих жесткие соединения 5 и 6.
На нижнем конце вала имеется предохранительное кольцо 7. С помощью внутренних резьб 8 и 9 амортизатор монтируется в бурильной колонне.
Амортизатор работает с.тедующим образом.
Осевые и крутильные колебания долота передаются на нижний конец вала. При увеличении нагрузки на долото и (или) момента сопротивления долота пилений конец вала ввинчивается в корпус амортизатора и, благодаря наличию на иротивоиоложном конце вала винтовой пары с тагом, отличным от шага винтовой пары, соединяющей корпус и вал в нижней его части, одновременно закручивается.
Снижение нагрузки и (или) момента сопротивления долота приводит к вывинчиванию вала из корпуса, а накопленная валом потенциальная энергия упругой деформации кручения (и растяжения либо сжатия при наличии двух винтовых пар) отдается через долото забою.
Формула изобретения
1. Наддолотный амортизатор, включающий корпус, вал, нагружаемая часть которого связана с корпусом винтовой парой, торсион, жестко закрепленный на валу, и узел, препятствующий проворачиванию
верхнего конца торсиона, о т л н ч а ю щ и ис я тем, что, с целью повышения эффективности работы амортизатора, указанный узел выполнен в виде винтовой пары с шагом, отличным от шага винтовой пары, соединяющей корпус и вал.
2. Амортизатор по п. 1, отличаюшийся тем, что узел, препятствующий проворачиванию верхнего конца торсиона, выполнен в виде поступательной вдоль оси торсиона пары, например, ползун-паз, шлицевое, шпоночное.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 386122, кл. Е 21 В 17/06, 1966.
2.Авторское свидетельство СССР № 451883, кл. Е 21В 17/06, 1973.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Наддолотный амортизатор | 1975 |
|
SU917704A3 |
Роторная управляемая система | 2019 |
|
RU2744071C2 |
Стенд для испытания амортизаторов | 1990 |
|
SU1755094A1 |
Наддолотный амортизатор | 1975 |
|
SU697683A1 |
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2341637C2 |
ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ НАКЛОННО НАПРАВЛЕННОГО БУРЕНИЯ | 2000 |
|
RU2159838C1 |
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ШПИНДЕЛЬ СЕКЦИОННОГО ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2017 |
|
RU2674485C1 |
ВИНТОВОЙ ГЕРОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ТУРБИННЫМ АКТИВАТОРОМ | 2002 |
|
RU2203380C1 |
Геонавигационный комплекс, совмещённый с наддолотным модулем для измерения силовых параметров | 2022 |
|
RU2801729C1 |
Наддолотный амортизатор | 1980 |
|
SU912908A1 |
6
Авторы
Даты
1979-02-28—Публикация
1975-04-14—Подача