Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к трехфазным асинхронным электродвигателям с короткозамкнутым или фазным ротором, имеющим повышенное значение коэффициента полезного действия.
Известны асинхронные электродвигатели, содержащие статор и ротор с назами для обмоток I.
Однако такие двигатели обладают недостаточным КИД.
Известен также асинхронный электродвигатель, содержащий магнитопроводы статора и ротора с пазами для обмоток 2.
Этот двигатель наиболее близок по технической сущности и достигаемому результату к изобретению. Увеличение КПД данного двигателя по сравнению с двигателями основного исполнения достигается з& счет увеличения расхода активных материалов.
Цель изобретения - уменьшение расхода активных материалов при сохранении КПД двигателя.
Для этого на участках (0,25-0,6) общей длины магнитопроводов пазы выполнены с относительным скосом, величина которого определяется по формуле
бе (0,014-0,07),
где D - диаметр расточки статора;
Р - число пар полюсов. На фиг. I показано распределение максимального значения индукции в зазоре вдоль оси электродвигателя без скоса пазов (кривая 1) и с частичным скосом (кривая 2); на фиг. 2 представлен один из примеров развертки магнитной цепи электродвигателя описываемого устройства, пунктирными
линиями показаны оси пазов 3 ротора, сплошными-оси пазов 4 статора; на фиг. 3 дана пространственная векторная диаграмма асинхронного двигателя; на фиг. 4 - вариант устройства с частичным скосом
пазов по краям ротора; на фиг. 5-8 - варианты устройства со скосом пазов иа роторе и статоре.
Повышение КПД асинхронного электродвигателя данного устройства основано на следующем.
Известно, что в зоне номинального скольжения асинхронных двигателей, у которых оси пазов статора и ротора параллельны на всей длине пакета стали (электродвигатели без скоса пазов), максимальное значение индукции результирующего потока в зазоре машины Som не изменяется вдоль оси машины в пределах пакета стали (фиг. 1, кривая 1).
Также известно, что в асинхронных электродвигателях со скосом пазов (оси пазов статора и ротора скрещиваются вдоль всей длины пакета стали машины) в зоне номинальиого скольжения значение Вот вдоль оси машины является переменной величиной. При этом в центре пакета стали значения Вцт. в зазоре машины без скоса и со скосом пазов практически равны, от этой точки вдоль оси машины индукция новышается к одному из краев пакета стали и понижается к другому. Отсюда вытекает, что в зоне номинального скольжения поток в зазоре машины со скосом пазов практически равен потоку этой же машины без скоса назов.
В двигателе в той зоне машины, для которой у двигателя со скосом пазов образуется ослабление потока, предлагается пазы статора и ротора выполнить взаимопараллельными (фиг. 2), что приведет к повышению значения Бош в этой зоне примерно до величины, имеющей место в машине без скоса пазов. В результате поток машины в целом увеличивается и оказывается больше, чем поток двигателя без скоса или со скосом пазов при том же скольжении (фиг. 1, кривая 2). Как показывает анализ, поток машины нри этом возрастает на 2-3% в целом для машины, что приводит к увеличеПИЮ момента электродвигателя.
Из пространственной векторной (фиг. 3) диаграммы следует, что увеличение результирующей МДС FQ приводит к уменьшению угла 2 и. следовательно, к еше большему увеличению момента. Однако этот резерв повышения момента невелик вследствие высокого значения cos -фг у современных электродвигателей.
Увеличение момента электродвигателя вызывает уменьшение скольжения (при постоянном моменте нагрузки на валу). В результате уменьшения скольжения снижаются потери в меди машины. Все эти факторы и приводят к росту КПД машины предлагаемого устройства или к уменьшению расхода активных материалов при сохранении КПД. Из фиг. 3 следует, что увеличению МДС FO машины соответствует увеличение угла в.
Анализ показывает, что максимальный прирост магнитного потока наблюдается при общей длине скоса пазов, равной (0,25-0,6) длины магнитопроводов, и при общем скосе пазов
6с (0,014 - 0,07) - .
Изложенное справедливо для направления вращения ротора, совпадающего с направлением скоса его пазов 3 (если скос выполнен на статоре, то при вращении в направлении, противоположном этому скосу).
Исследования показывают, что при вращении ротора в обратном направлении также несколько повышается КПД двигателя по сравнению с машиной обычного исполнения.
При скосе пазов машины возникает аксиальное усилие, которое, в частности, зависит от разности индукций результирующего потока по краям пакета стали. В двигателях предлагаемого устройства это усилие меньше, чем в двигателях с обычным скосом пазов, так как скос выполняется только на части длины пакета стали и разность индукций Вош по краям пакета стали меньше.
Однако для двигателей с нагруженными подшипниковыми узлами бывает целесообразно это усилие уменьшить за счет дополнительных мероприятий. В конструкции на фиг. 4 в случае равенства скоса пазов 3 ротора по краям пакета Ь сг, все составляющие аксиальных усилий, вызываемых скосом пазов, полностью уравновешиваются и не воздействуют на подшипниковый узел машин.
Выполнить модификацию фиг. 4 целесообразно также для уменьшения влияния скоса назов 3 на нлощадь поперечного сечения паза.
Несмотря на усложнение технологии, эта конструкция может оказаться полезной для машин с большим насьицением стали магнитной цепи.
Для этой модификации
be - be, + be,
при любом соотношении Ь и &с, .
Скос нроизводится в одном направлении от участка с параллельными осями пазов статора и ротора.
Наибольший эффект повышения КПД - при направлении вращения по скосу пазов.
Для двигателей более 10 кВт скос пазов целесообразно осуществлять на статоре.
В устройствах на фиг. 5-8 предусмотреп скос пазов 3 и 4 как на статоре, так и на роторе, он применяется в тех случаях, когда желательно уменьшить значение Ь для одной из частей машины. Направления скоса пазов статора и ротора должны быть противоположными. Предпочтительное направление вращения - по скосу пазов 3 ротора. Величина суммарного скоса на фиг. 5, 7, 8 о &с, а на фиг. 6
Ьс, +6с. +&СЗ+ЙС,,
где 6ci , Ьсг , be, , bc - частичные скосы. Предпочтительное направление вращения - по скосу пазов ротора.
В том случае, когда технологические возможности для скоса пазов ротора больше, чем статора (хотя также ограничены), может быть применена конструкция фиг. 7.
Если технологически статор обладает большими возможностями для скоса пазов, а ротор - меньшими, то больший скос выполняется на статоре, но предпочтительное
направление вращения - по скосу пазов ротора.
На фиг. 8 рассмотрен пример, когда оси пазов статора скошены в одном, направлении. В этом случае
be 6ci Cj .
Если , то предпочтительное направление вращения - против скоса пазов, при - по скосу пазов.
Общее правило при выполнении скоса пазов следующее: на развертке магнитной цепи машины оси пазов статора и ротора не должны одновременно иметь центральной симметрии в пределах пакета стали.
Как следует из изложенного и данных натурных испытаний, предлагаемое устройство трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым или фазным ротором обеспечивает повышение уровня КПД в том же диапазоне, что и специально выпускаемая промышленностью серия асинхронных электродвигателей с повышенным значением КПД (серия АОТ2). Однако при этом электродвигатель предлагаемого устройства не требует дополнительного расхода активных и других материалов, а также изменения технологии производства.
Формула изобретения
Асинхронный электродвигатель, содержащий магнитопроводы статора и ротора с пазами для обмоток, отличающийся тем, что, с целью уменьшения расхода активных материалов при сохранении КПД, на участках (0,25-0,6) общей длины магнитопроводов пазы выполнены с относительным скосом, величина которого определяется по формуле
бе : (0,014-0,07) - ,
где D - диаметр расточки статора; Р - число пар полюсов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Сергеев П. С. Проектирование электрических машин. М., «Энергия, 1969, с. 422- 423.
2.Каталог справочник. Асинхронные электродвигатели единой серии А2 и АО2 мощностью от 0,6 до 100 кВт, изд-во «Информэлектро. М., 1969, с. 45-47.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Асинхронный электродвигатель | 1978 |
|
SU796998A1 |
Индукционный преобразователь для магнитных измерений в воздушном зазоре асинхронной машины | 1989 |
|
SU1712910A1 |
Индукционный преобразователь для магнитных измерений в воздушном зазоре асинхронной машины | 1991 |
|
SU1810850A1 |
Самотормозящийся асинхронный электродвигатель со сдвоенным короткозамкнутым ротором для привода поточных линий | 2017 |
|
RU2655654C1 |
Самотормозящийся асинхронный электродвигатель со сдвоенным короткозамкнутым ротором для привода поточных линий | 2017 |
|
RU2661641C1 |
Асинхронный двигатель | 2020 |
|
RU2738958C1 |
САМОТОРМОЗЯЩИЙСЯ АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ СО СДВОЕННЫМ КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ | 2015 |
|
RU2602242C1 |
Ротор асинхронного электродвигателя,создающего вращательное и поступательное движение | 1981 |
|
SU995219A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПЕРЕМЕЩАЮЩЕГОСЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2314625C2 |
АСИНХРОННЫЙ ТРЕХФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2018 |
|
RU2759161C2 |
вс
,Л
тЬаг.г
Авторы
Даты
1979-03-30—Публикация
1976-09-21—Подача