Устройство упреждающего токоограничения Советский патент 1979 года по МПК H02P5/16 

Описание патента на изобретение SU655051A1

стью токоограпнчения вследствие неидеальности сравнивающих элементов (диодов).

Целью изобретения является повышение стабильности и точности токоограничения.

Поставленная цель достигается тем, что в каждый канал управления введен нульорган, в один из каналов - инвертор и источник смещения, общий на два канала, при этом входы каждого из введенных нульорганов соединены соответственно с выходом ГПН, с выходом синхронизатора, с выходом источника смещения и с выходом датчика ЭДС двигателя, причем вход одного н)ль-органа соединен с выходом датчика ЭДС непосредственно, а вход второго - через инвертор, выходы же введенных нульорганов соединены со входами соответствующих нуль-органов фазосмещаюо его устройства.

Такое устройство обладает повышенной стабильностью и точностью токоограничения вследствие того, что в нем амплитудный способ ограничения диапазона изменения углов отпирания вентилей в функции сигнала датчика ЭДС двигателя заменен фазовым, который не требует наличия балансного усилителя постоянного тока и сравниваюU.UIX диодов. Если в известном устройстве, ограничение максимальных углов отпирания вентилей осуществляется путем ограничения максимальных значений соответствующих сигналов управления фазосмещающими устройствами, то в предлагаемом устройстве это достигается путем ограничения прямого хода пилообразного напряжения, действуюшего на входах нуль-органов ФСУ. С этой целью с помощью введенных нульорганов формируются специальные импульсы ограничения максимальных углов, длительность которых, а значит, и длительность прямого хода пилообразного напряжения, зависит от величины сигнала ЭДС двигателя.

Изобретение обеспечивает также расширение диапазона токоограничения в электроприводах с ШРШ. Это достигается тем, что в каждый канал устройства введены двухтактный триггер / 5-типа и схема отрицания, а в синхронизатор введен канал выработки двух дополнительных импульсов. При этом информационные входы каждого из введенных триггеров соединены с выходами введенного канала дополнительных импульсов синхронизатора, а тактовые входы один непосредственно, а другой через схему отрицания - с выходом соответствующего нуль-органа. Выходы триггеров соединены со входами соответствующих нульорганов и, кроме того, - с логической частью системы управления преобразователем.

Такое устройство обеспечивает ограничение тока якоря на любом заранее заданном уровне вследствие того, что в режиме торможения при значениях l .ц

(т. е. при которых в режиме торможения противовключением ток якоря будет превышать заданный уровень) тормол ение осуществляется с помощью режима регулируемого динамического торможения (РДТ), который позволяет ограничить ток якоря на уровне меньшем, чем бд тах/Ля.ц. Это видно из уравнения тока в данном режиме

J ея-(1-т)

г -

R,

На фиг. 1 изображена схема устройства; на фиг. 2 - диаграммы напряжений, поясняющие работу устройства.

Устройство осуществляет токоограничение при работе, электропривода как «Вперед, так и «Назад и в соответствии с этим выполнено в виде двух каналов, каждый из которых содержит нуль-орган (НО) 1, 2 выработки импульса ограничения максимального угла отпирания вентилей и нуль-орган 3, 4 фазосмещающего устройства (ФСУ) 5, а один из каналов содержит еще и инвертор 6. Кроме того, в устройство входят датчик

ЭДС двигателя 7, источник смещения 8, генератор пилообразиого напряжения (ГПН) 9 и синхронизатор 10 выработки тактовых импульсов (выход 11), общие на два канала. При этом входы нуль-органа 1 и 2 соединены соответственно с выходом НПН 9, с выходом И синхронизатора 10, с выходом источника 8 и с выходом датчир.а ЭДС двигателя 7, нричем вход НО 1 непосредственно, а вход НО 2 - через инвертор 6. Выходы нуль-органов 1 и 2 соединены со входами НО 3 и 4 соответственно, другие входы которых подключены к выходу ГПН 11 и к источнику управляющих сигналов.

Устройство включает в себя, кроме того, два двухтактных триггера RS-типа 12, 13, две схемы отрицания 14, 15 и канал формирования двух дополнительных импульсов в синхронизаторе 10 (выходы 16, 17). Информационные входы триггеров 12, 13 соединены с выходами 16, 17 синхронизатора 10. Тактовые входы этих триггеров соединены с выходами нуль-органов 1 и 2 соответственно, причем единичный тактовый

вход - непосредственно, а нулевой - через схему отрицания 14 и 15 соответственно. Выходы триггеров 12 и 13 соединены со входами нуль-органов 1 и 2 соответственно и, кроме того, поступают на вход логической части системы управления преобразователем (не показанной на схеме). В устройство также введен инвертор 18.

Устройство работает следующим образом.

Нуль-орган 1 и 2 вырабатывают импульсы ограничения максимального угла отпирания вентилей (фиг. 2е, л), которые, суммируясь на входах нзль-органов 3 и 4 ФСУ 5 с сигналом ГПН определяют длительность прямого хода опорного напряжения,

т. с. диапазон изменения углов отнирания вентилей (фиг. 2,р, с).

Формирование импульсов ограничения максимального угла отпирания вентилей в функции сигнала датчика ЭДС двигателя производится с помощью НО 1 и 2, которые изменяют свое состояние при изменении знака суммы входных сигналов (фиг. 1,д, е, к, «).

При , длительность импульса ограничения максимального .угла отпирания вентилей Гогр определяется напряжением источника смещения 8 17см (фиг. 2,д, е, к, л).

При увеличении вя длительность импульса ГОГР работающего канала/выход НО 2 или 1 уменьщается до минимальной величины (фиг. 2,к,л), определяемой длительностью тактового импульса (фиг. 2,а), а диапазон изменения угла отпирания вентилей работающего канала увеличивается до максимального (фиг. 2,с). Неработающий канал в это время подготавливается к работе. Длительность импульса Гогр этого канала (выход НО 1 или 2) увеличивается (фиг. 2,е), уменьщая диапазон изменения угла отпирания вентилей (фиг, 2, р).

При реверсировании каналов управления будет работать ранее неработавщий канал (нуль-органы 1 или 2, 3 или 4), обеспечивая сначала режим торможения противовключением и далее разгон в двигательном режиме. При этом длительность импульсов ограничения максимальных углов отпирания вентилей этого канала (выход нуль-органа 1 или 2) будет уменьщаться, обеспечивая поддержание тока якоря на уровне, равном уставки токоограничения. Длительность импульсов ГОГР неработающего канала при этом будет увеличиваться.

Таким образом, введением в устройство упреждающего токоограничения двух нульорганов, источника смещения и инвертора и организацией выщеупомянутых связей обеспечивается ограничение тока якоря двигателя на заданном уровне, причем это достигается путем ограничения «прямого хода пилообразного напряжения на входах нуль-органов ФСУ с помощью специальных импульсов, что не требует балансного усилителя н сравнивающих диодов. В результате этого- повыщается стабильность и точность токоограничеиия.

Описанное устройство, так же как и прототип, при использовании его в электроприводах с щиротно-импульсными преобразователями (ШИП) .может обеспечить ограничение тока якоря только на уровне больщем, чем величина еятах/- я.ц. (как правило, эта величина примерно равна /к.з.). т. е. ограничение тока с помощью этого устройства возможно лищь на уровне от .. до 2/к.з. Это вызвано тем, что данное устройство обеспечивает торможение двигателя только в режиме противовключения, при котором

ток якоря не может оыть меньще, чем вса

личина Действительно, среднее значе я.ц.

кие тока якоря в этом режиме определяется выражением

г + РЯ

- R

я.ц.

где Y - скважность, относительная длительность подключенного состояния двигателя к источнику питания; И - напряжение источника питан1 Я.

Из описанного выражения видно, что ограничение тока якоря в этом режиме путем соответствующего ограничения максимальных углов отпирания вентилей (скважности) возможно только на уровнях /яогр

SnjRn.n., т. е. только на уровнях больще, чем ij/к.з.. Если в данном устройстве установить уставку уровня токоограничения /тп ея .ц., ТО при реверсировании (или при торможении) с максимальной скорости (или с любой другой, но больщей скоростью,

при которой /то-- я.ц. ток якоря будет поддерживаться на уровне уставки токоограничения только при . На участке

же снижения ЭДС (скорости) от бятах ДО

ея1ток якоря будет превыщать уставку токоограничения, снижаясь от величины /я еятах/ я.ц./к-з При максимальной скорости, до величины

/ - - /

я - D .Ц,

Двухтактный триггер 12 (13) каждого канала осуществляет формирование логического сигнала динамического торможения (фиг, 2,и). Наличие этого сигнала соответствует величине ЭДС якоря Этот

сигнал поступает в логическую часть устройств управления преобразователем для изменения алгоритма управления вентилями преобразователя соответствующего канала с целью организации режима регулируемого динамического торможения. Кроме того, этот же сигнал подается на вход нульоргана 1 (2), скачком изменяя длительность импульса ограничения максимальных углов отпирания вентилей (или для ШИП -

скважности) от максимального значения до минимального (фиг. 2, и, д, е) и наоборот (фиг. 2, I, д, е), обеспечивая тем самым постоянство уровня токоограниченпя при смене режимов торможения (так, при ,1

в режиме торможения противовключением длительность имиульса ограничения максимальной скважности Гогр должна быть максимальной и равной периоду, а в режимы РДТ при этом Лче значении вя длительность

импульса ГОГР должна быть минимальной и равной ГОГР mm) Опрокидывание триггера 12 (13) осуществляется следующим образом. При совпадении тактируемого импульса

(импульс с выхода нуль-органа 1 на фиг. 2,е)

и информационного импульса (импульс с выхода 16 синхронизатора 10, который предшествует тактовому импульсу, фиг. 2,а, в) на единичном входе триггера 12 (фиг. 2,ж), он переходит в единичное состояние (фиг. 2,м). При совпадении же тактируемого импульса (импульс со схемы отрицания 14) и информационного импульса (импульс с выхода 16 синхронизатора 10, следующий сразу же за тактовым, фиг. 2а, б) на нулевом входе триггера 12 (фиг. 2,з) он переходит в нулевое состояние. Другими словами, триггер опрокидывается в «единицу при стремлении длительности импульса TOI-P (выход нуль-органа 1) к максимальному значению, что соответствует стремленщо максимальной скважности к «нулю, а в нуль - при стремлении длительности импульса ГОГР к своему минимальному значению. Параметры схемы при этом настраиваются таким образом, что моменты опрокидывания триггера соответствуют величине ЭДС якоря двигателя, равной

я Я1 - .ц.

Тогда при значениях совпадений импульсов на единичных входах триггеров не будет, и триггеры будут находиться в нулевом состоянии, а npii значениях торможение будет осуществляться в рен{Име динамического торможения, так как соответствующий триггер при этом будет находиться в единичном состоянии (фиг. 2,и). Торможение будет продолл аться до тех пор, пока вя не снизится до величины и триггер не перейдет в нулевое состояние.

Таким образом, введение в устройство двух двухтактных триггеров / 5-типа, схемы отрицания и канала выработки двух дополнительных импульсов в синхронизатор и организация вышеописанных связей обеспечивает достижение ноставленной цели - расширение диапазона токоограничения в электроприводах с ШИП.

Формула изобретения

1. Устройство упреждающего токоограничения, содержащее синхронизатор выработки тактовых импульсов, соединенный с генератором пилообразного напряжения, выход которого подключен ко входам двух нульорганов фазосмещающего устройства, другой вход каждого из которых подключен к источнику управляющих сигналов, и датчик ЭДС двигателя, отличающееся тем, что,

с целью повышения стабильности и точности токоограничения в каждый канал управления введен нуль-орган, в один из каналов - инвертор и источник смещения, общий на два канала, при этом входы каждого из введенных нуль-органов соединены соответственно с выходом генератора пилообразного напряжения, с выходом синхронизатора, с выходом источника смещения и с выходом датчика ЭДС двигателя, причем

вход одного нуль-органа соединен с выходом датчика ЭДС непосредственно, а вход другого - через инвертор, выходы же введенных нуль-органов соединены со входами соответствующих нуль-органов фазосмещающего лстройства.

2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью расширения диапазона токоограничения в электроприводах с широтно-импульсными преобразователями, в каждый канал управления введены схема отрицания и двухтактный триггер RS-тииа, а в синхронизатор введен канал выработки двух дополнительных импульсов, при этом информационные входы каждого из введенных триггеров соединены с выходами введенного канала дополнительных импульсов синхронизатора, причем один из тактовых входов непосредственно, а другой - через схему отрицания соединены с выходом соответствующего нуль-органа, выходы же триггеров соединены со входами соответствующих нуль-органов и с логической частью системы управления преобразователем. Источники информации,

принятые во внимание при экспертизе

1. Гольц М. Е. и др. Автоматизированные электроприводы постоянного тока с широтно-импульсными преобразователями. М., «Энергия, 1972, с. 61-79.

2. Каган В. Г. и др. Нелинейные системы с тиристорами. М., «Энергия, 1968, с. 28- 35.

3.Козин В. М., Марченко Я. Е. Управляющие устройства тиристорных преобразователей для электроприводов постоянного тока, М., «Энергия, 1971, с. 49-52.

I |J°.

КГ::

П

Похожие патенты SU655051A1

название год авторы номер документа
Реверсивный тиристорный электропри-ВОд C PEBEPCOM пОля 1979
  • Иванов Александр Григорьевич
  • Беседин Валерьян Александрович
  • Алексеев Владислав Алексеевич
SU849400A1
Устройство для управления электроприводом постоянного тока по системе "управляемый вентильный преобразователь-двигатель 1981
  • Кардашов Аркадий Александрович
  • Копчак Любомир Стефанович
SU983957A2
Вентильный электродвигатель 1981
  • Серков Олег Александрович
  • Шепелин Виталий Федорович
SU970578A1
Устройство для раздельного управления реверсивным тиристорным преобразователем 1987
  • Аббасов Рза Рауф Оглы
  • Абдулаев Абдул-Мабут Абдул-Манаф Оглы
SU1503055A1
Способ регулирования вентильного электропривода постоянного тока 1976
  • Соколовский Юлий Борисович
  • Баклушин Виктор Иванович
SU657556A1
Устройство для управления вентильным преобразователем 1980
  • Погорелов Владимир Павлович
  • Чекалов Владимир Акимович
SU1146781A1
Электропривод 1985
  • Орлик Даниил Михайлович
  • Пархоменко Николай Анатольевич
  • Хает Валентин Михайлович
SU1272449A1
Реверсивный электропривод с двухзонным регулированием частоты вращения 1978
  • Иванов Александр Григорьевич
  • Беседин Валериан Александрович
  • Алексеев Владислав Алексеевич
SU780135A1
Способ формирования сигнала разрешенного диапазона углов включения вентилей в ведомых сетью вентильных преобразователях переменного тока в постоянный 1990
  • Магазинник Григорий Герценович
  • Соколов Виктор Васильевич
  • Мельников Владимир Леонидович
  • Болонин Александр Аристархович
SU1734163A1
Устройство для управления тиристорным преобразователем 1980
  • Станкевич Станислав Никитич
SU936357A1

Иллюстрации к изобретению SU 655 051 A1

Реферат патента 1979 года Устройство упреждающего токоограничения

Формула изобретения SU 655 051 A1

SU 655 051 A1

Авторы

Каган Валерий Геннадьевич

Рояк Семен Львович

Усачев Алексей Павлович

Даты

1979-03-30Публикация

1974-02-04Подача