Изобретение относится к области компрессоростроения, в частности к механизмам поворота рабочих лопаток осевого компрессора. Известно устройство для поворота рабочих лопаток осевого компрессора, содержащее датчик командного сигнала, связанный с помощью сервомотора с рабочими лопатками 1. Недостатком известного устройства является его низкая эксплуатационная надежность из-за трудности перестановки рабочих лопаток на новые углы поворота. Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности. Достигается Teivi, что сервомотор выполнен с неподвижными и поворотными лопастями, последние из которых связаны с рабочими лопатками через выходной вал сервомотора, и сервомотор дополнительно снабжен золотником, соединенным с неподвижными лопастями при помощи винтовой пары и связанным с датчиком командного сигнала. На фиг. 1 показан компрессор, продольный разрез; на фиг. 2 - поперечный разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - продольный разрез сервомотора; на фиг. 4 - поперечный разрез по Б-Б на фиг. 3. Осевой компрессор содержит статор 1 и ротор 2, набранный из силовых дисков 3, проставок 4, переднюю цапфу 5, заднюю цапфу 6, сервомотор 7, кок 8 с закрепленными на нем датчиком 9 командного сигнала. Между силовыми дисками 3 помещены управляющие диски 10, в пазы которых вставлены хвостовики 11 рабочих лопаток 12. По оси ротора 2 установлена щлицевая рессора 13, с которой крутящий момент от сервомотора 7 передается управляющим дискам 10. Рессора 13 входит в зацепление с выходным валом 14 поворотного сервомотора 7. Внутрь вала 14 помещен золотник 15, опирающийся на пружину 16 с одной стороны и контактирующий через подшипник 17 с невращающимся элементом датчика 9 командного сигнала - щтоком 18. Золотник 15 в средней части контактирует по винтовой паре 19 с корпусом 20 поворотного сервомотора 7. Сервомотор 7 содержит неподвижные лопасти 21 и поворотные лопасти 22, между которыми установлены уплотнения 23,24. С торца сервомотор 7 закрыт крышкой 25 с
уплотпеяпямн 26 и 27. Крышка 25 закрепляется гайкой 28. Корпус 20 закреплен на neiH.uieii цапфе 5 ротора компрессора винтами 29. Цапфа 5 опирается на подшипник 30 в переднем корпусе 31, в котором закреп..let конический кожух 32, являющийся одновременно маслосборником передней опоры. Б передней части кожуха 32 между уплотнениями 33 выполнена канавка 34, в которую подводят масло под давлением, далее по каналу 35 масло поступает к окну 36 золотника 15. Слив масла происходит от окна 37 золотника 15 по каналам 38 во внутреннюю полость кожуха 32.
Устройство работает следующим образом.
автоматической системы регулирования подают командный сигнал на датчик 9, который выдвигает щток 18 на некоторую величину ±Д. На такую же величину смещается вращающийся вместе с сервомотором 7 ЗОЛОТНИК 15, при этом за счет взаимодействия винтовой пары 19 золотник 15 начинает поворачиваться на некоторый угол ±А|относительно неподвижных лопастей 21 сервомотора 7, сообщая одну из полостей сервомотора 7, например полость В, с нагнетающим окном 36 золотника 15, в результате давление масла в этой полости возрастает, а другая полость Г сообщается ее стивным окном 37 золотника 15, при этом давление в полости Г падает.
Образовавщийся в полостях В и Г перепад давления заставляет смещаться поворотные лопасти 22 в том же окружном направлении, что и золотник 15 до тех пор, пока окна золотниковой обоймы не станут нейтрально относительно окон 36 и 37 золотника 15. Затем подача масла прекращается и выходной вал 14 фиксируется в этом новом положении относительно неподвижных ло.пастей 21.
Вместе Свалом 14 на тот же угол ±А поворачивается Щлицевая рессора 13 и управляющие диски 10 которые, воздействуя
на хвостовики 11, повернут лопатки 12 на
некоторый новый угол установки.
Такое йьшолнение устройства для поворота рабочих лопаток повыщает эксплуатационную надежность осевого компрессора за счет того, что рабочие лопатки поворачиваются от командного сигнала малой мощности.
Формула изобретения
Устройство для поворота рабочих лопаток осевого компрессора, содержащее датчик командного сигнала, связанный с помощью сервомотора с рабочими лопатками, отличающееся тем, что, с целью повыщения эксплуатационной надежности, сервомотор выполнен с неподвижными и поворотными лопастями, последние из которых связаны с рабочими лопатками через выходной вал сервомотора, и сервомотор дополнительно снабжен золотником, соединенным с неподвижными лопастями при помощи винтовой пары и связанным с датчиком командного сигнала.
зиИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 435376, кл. F 04 D 27/00, 1974.
3Z
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТУРБОРОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЮГИ | 2007 |
|
RU2359140C2 |
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА НАПРАВЛЯЮЩИХ ЛОПАТОК | 2010 |
|
RU2465465C2 |
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614708C1 |
Рабочее колесо для быстроходных гидротурбин | 1936 |
|
SU51687A1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2013 |
|
RU2555933C2 |
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614709C1 |
ОСЕВОЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2005 |
|
RU2287093C1 |
Приспособление для поворота рабочих лопаток гидравлических турбин и пароходных винтов | 1937 |
|
SU54102A1 |
ТУРБОРОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЮГИ | 2008 |
|
RU2372503C1 |
Способ управления сервомотором рабочего колеса поворотно-лопастной турбины | 2014 |
|
RU2614232C2 |
Авторы
Даты
1979-05-05—Публикация
1974-06-10—Подача