Изобретение касается устройств для регистрации касаний ротора о статор турбомашины.
Известно устройство для регистрации касаний ротора о статор турбомашины, содержащее индуктивные датчики, соединенние с-вторичным прибором 1.
Однако такое устройство не обеспечивает удовлетворительной точности, особенно при работе в среде с высокой температурой и давлением.
Известно также устройство для регистрации касаний ротора о статор турбомашины, являющееся наиболее близким к предоженному по технической сущности. Оно содержит датчики, установленные в статоре и соединенные с вторичным прибором 2.
Однако и при таком выполнении устройства точность регистрации недостаточно высока, к тому же его конструкция относительно сложна.
Целью изобретения является повышение очности и упрощение конструкции устройства.
Это достигается тем, что в предложенном устройстве датчики выполнены в виде ермопар и размещены во вставках, выполненных из легкоистирающегося материала и закрепленных в статоре с переменным в окружном направлении радиальным зазором, составляющим 0,5-2,0 радиального зазора между статором и ротором.
На фиг. 1 изображена турбомащина с предложенным устройством для регистрации касаний ротора о статор, продольный разрез; .на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1. Устройство для обнаружения касаний ротора о статор содержит датчики в виде термопар 1, 2, установленных во вставках 3, 4, выполненных из легкоистирающегося материала и закрепленных на статоре 5 с переменным в окружном направлении радиальным зазором соответственно б( и б г, составляющим 0,5-2,0 радиального зазора 5 между статором 5 и ротором 6. Термопары 1, 2 и термопара 7, расположенная в потоке, соединены с вторичным прибором 8, записывающим показания этих термопар.
При работе турбомашины в случае уменьщения зазора до 05 б. ротор касается встаЬки 3 и последняя разогревается. Появившаяся при этом разность температур между показаниями термопар 1 и 7 регистрируется прибором 8 и свидетельствует об уменьшении зазора до определенной величины. Зная место установки термопары 1, можно выявить причину возникновения касания и принять меры по их устранению. Если зазор продолжает уменьшаться, начинается разогрев следующей вставки и так далее (если вставок больше двух). Таким образом, регистрируя показания вторичного прибора, можно определить изменение радиального зазора. Возможно подключение термопар 1, 2, 7 к системе защиты турбомашины (не показана), отключающей последнюю при достижении предельного значения радиального зазора.
Повыщение точности обусловлено уменьшением или исключением влияния побочных факторов на показания прибора, а так же бпределением динамики изменения радиального зазора между ротором и статором до и в яомент касания.
тором.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Чернедкий А. С. Пуск современных ПТУ большой мощности М., БТИ ОРГРЭ.С, 1960, с. 61-65.
2.Авторское свидетельство СССР № 191170, кл. F 01 D 11/00, 1965. Формула изобретения Устройство для регистрации касаний ротора о статор турбомашины, содержащее датчики, установленные в,статоре и соединенные с вторичным прибором, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и упрощения конструкции, датчики выполнены в виде термопар и размещены во вставках, выполненных из легкоистирающегося материала и закрепленных в статоре с пере.менным в окружном направлении радиальным зазором, составляющим 0,5-2,0 радиального зазора между статором и роЛ-А
Фиг.г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Модернизированное периферийное уплотнение рабочего колеса | 2018 |
|
RU2695239C1 |
Устройство для регистрации величины радиального зазора между рабочими лопатками и корпусом турбомашины | 1985 |
|
SU1306216A1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ И КОНТРОЛЯ РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫХ ЗАЗОРОВ В ТУРБОМАШИНАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2280238C1 |
НАДБАНДАЖНОЕ ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДЛЯ ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ | 2012 |
|
RU2509896C1 |
СИГНАЛИЗАТОР КАСАНИЯ ЛОПАТОК РОТОРА О СТАТОР ТУРБОМАШИНЫ | 1980 |
|
SU1029687A1 |
И. И. ГМП К G 01/FOldУДК 620.1.085.3::621.165(088.8) | 1967 |
|
SU191170A1 |
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА В ТУРБИНЕ | 2013 |
|
RU2535453C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА В ТУРБИНЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2506435C2 |
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2012 |
|
RU2499894C1 |
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2499892C1 |
Авторы
Даты
1979-05-25—Публикация
1977-04-25—Подача