После установки в гнезде полумуфты 11 изолирующей коробки 12 и выводов обмотки возбудителя со вставленными клиньями 8 наружные поверхности пластин 9 образуются по плоскости, строго перпендикулярной оси вала 7. Ёыпадению клиньев 8 препятствуют стенки изолирующей коробки 12 и пластины 9.
При монтаже узла аксиальное перемещение вала возбудителя приблизительно разно щирине замка 13 полумуфты И, т. е. минимально необходимому. Первоначальный электрический контакт осуществляется за счет прижатия сопрягающихся контактных поверхностей пластины 3 и 9 при стяжне полумуфт 4 и 11.
При вращении вала клинья 8 под действием центробежной силы перемещаются радиально в пазах и, взаимодействуя с клиньями 10, прижимают пластины 9 к пластинам 3, гарантируя надежный электрический контакт.
Сопрягающаяся поверхность подвижного клина клиновой пары, кроме того, обработана по сфере большого радиуса и это позволяет подвижному клину радиально перемещаться в пазу между пластиной 3 и клином 10, прижимая при этом пластину 9 к пластине 3, поворачиваясь щарнирно вокруг места контакта сопрягающихся поверхностей относительно, неподвижного клина, устанавливаться параллельно внутренней поверхности пластины 9 и ориентировать ее (в случае непараллельности сопрягающихся поверхностей пластины 3 и 9) относительно пластины 3. Для этого пластина 9 должна быть достаточно эластичной при работе.
Контактные поверхности пластин 9, клиньев 10 и подвижных клиньев 8 не требуют высокой чистоты и точности обработки.
Между подвижными клиньями 8 и выводами обмоток 6 со стороны оси вала могут быть установлены пружины (на чертеже не показано) для поджатия подвижных клиньев 8 в станке, для выбора воздушного зазора между пластинами 3 и 9. Особенностью данной конструкции является го, что контактные поверхности обработаны по плоскости, перпендикулярной оси вала, а усилие от подвижного клина клиновой пары при вращении прижимающее контактные поверхности друг к другу, направлено параллельно оси вала, что позволяет обеспечить минимальное аксиальное смещение вала возбудителя (генератора) при монтаже узла. Кроме того, технология изготовления узла также предельно проста. Контактирующие поверхности узла обрабатываются по плоскости, перпендикулярной оси вала, а не на конус, как в ранее разработанных конструкциях.
Клиновой элемент прост, не требует прорезей и высокой точности и чистоты поверхностей.
Сборка узла проста, так как сводится к простой стыковке полумуфт, поскольку клиновой элемент уже собран с якорем возбудителя (генератора), т. е. клинья закладываются под полумуфту в изолирующую коробку при установке токоведущих стержней обмоток при сборке якоря (ротора). При стыковке валов необходимое аксиальное перемещение вала возбудителя определяется шириной замка полумуфт и не требуется перемещения всего возбудителя, так как достаточно смещения вала по подшипнику.
Данное устройство может быть разработано и изготовлено любым предприятием, выпускающим электрические машины с бесщеточным возбудителем, в которых ротор генератора стыкуется с ротором возбудителя.
Формула изобретения
Устройство для электрического соединения обмоток роторов генератора и возбудителя, один из соединяемых парных выводов которых отогнут под прямым углом, включающее имеющий возможность радиального перемещения клин, отличающееся тем, что, с целью упрощения изготовления и повышения надежности, второй парный вывод обмоток также отогнут под прямым углом и поджат к отогнутому выводу посредством упирающегося в торец вала одного из роторов дополнительного клина, встречно направленного основному.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 414931, Н 01 iR 7/06, 1974,
2.Авторское свидетельство СССР № 585577, Н 02 К 7/20, 1973.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для соединения обмоток роторов генератора и возбудителя | 1974 |
|
SU576642A1 |
Устройство для соединения обмоток роторов генератора и возбудителя | 1973 |
|
SU494821A1 |
Узел сопряжения токоподводов роторов турбогенератора и возбудителя | 1977 |
|
SU681485A1 |
Устройство для соединения обмоток роторов генератора и возбудителя | 1973 |
|
SU585577A1 |
ПОДВАГОННЫЙ ГЕНЕРАТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ | 1995 |
|
RU2094269C1 |
ГЕНЕРАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА, ПРИМЕНЯЕМЫЙ НА РЕЛЬСОВОМ ТРАНСПОРТЕ | 2009 |
|
RU2406629C1 |
АКСИАЛЬНЫЙ БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ-ГЕНЕРАТОР | 2013 |
|
RU2529210C1 |
ГЕНЕРАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА, ПРИМЕНЯЕМЫЙ НА РЕЛЬСОВОМ ТРАНСПОРТЕ | 2009 |
|
RU2412841C1 |
ПОДВАГОННЫЙ ГЕНЕРАТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ | 1997 |
|
RU2115577C1 |
Устройство для электрического соединения токоподводов турбогенератора и возбудителя | 1971 |
|
SU555471A1 |
Авторы
Даты
1979-05-30—Публикация
1975-07-29—Подача