Во МНОГИХ стациоНарных и переносных электричесиих устройствах в качестве источника тока применяются гальванические элементы. Исправное действие этих ycTipoflcTB зависит от состояния гальванического элемента, а одним из самых существенных показателей состояния элементов является его внутреннее сопротивление.
Быстрое определение внутреннего сопротивления элемента часто необходимо в полевой обстановке, например, при взрывных работах, когда внутреннее сопротивление элемента, сложенное с внешним сопротиЕлением цепи, «е должно превышать некоторого предела, ибо пр превышении этого предела взрыва может не П|роизойти.
Предлагаемое устройство для определения внутреннего сопротивления гальванических элементов основано «а способе последовательной компенсации электродвИЖуш,ей силы элемента и напряжения на его зажимах. Отличительной особенностью устройства является, согласно изобретению, возможность непосредственного отсчета искомого внутреннего сопроти1вления по шкале реохорда, для чего последовательно с эталонным элементом введен регулируемый реостат. Величина сопротивления этого реостата При выключенной нагрузке устанавливается таким образом, чтобы компенсация электродвижущей силы имела MiecTO при полностью введенное реохорде. При этом при включенной нагрузке положение движка реохорда при компенсации напряжения определяется лишь соотношение.М искомого внутреннего и известного внешнего сопротивления.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена схема устройства, составленная из эталонного элемента Б, регулируемого реостата /, реохорда 2. гальванометра Г, ключей , ис,пытуемого элемента 5 и сопротивления внешней цепи R.
Определение внутреннего сопротивления г элемента 5 произво1дит. ся на основании формулы. (r-f ); ,
. Е- и откуда r - R- ,(1
где г - внутреннее сопротивление элемента 5;
Е - электродвижущая сила элемента;и-йапрйженй ма его эа жимах. Для выполнения измерений, собрав схему, как указано на чертеже, замыкают ключ 3, ставят движок реохорда 2 в положение b и при помощи реостата / добиваются нулевого положения стрелки галивлнометра Г. При этом падение напряжения -на реохорде 2 равио электродвижущей силе Е испытуемого элемента 5, т. е. /-Гав. Затем замыкают лри помощи ключа 4 испытуемый элемент на сопротивление/ и, «е 1трогая реостата 1. а .передвигая движок С реохорда 2, снова добиваются нулевого положения стреЛКи гальваио.метра. При это падение .напряжения на участке ас реохорда 2 равно напряжению U испыт(уемого элемента (при сопротивлении внещней цели, равном R, т. е. U I г„, где ,- сопротивление участка аЬ реохо.рда 2, Гас - сопрогивление участка ас реохорда 2. Подставляя (полученные выражения для и и в уравнение (1), получимт, I (аЬ - Где)„ - Гд, т л i, т тf «с яс Шкала реохОрда 2 градуируется аЪ - ас ПО отношению Умножение этого отнощения на сопротивление R дает величину, равную внутреннему сопротивле/ йЬ о с нию элемента. Отношения при различных значениях г„, умноженные на сопротивление R, можно непосредственно нанести на шкалу реохорда 2, что и даст возможность по положению движка, сразу без всяких вычислений, определять BHyfjjfeMHee сопротивление элёмента 5. Дополнив предложенную схему шунтом и добавочным сопропиелением к гальванометру, т. е. превратив гальванометр в вольтметр, можно при помощи этого устройства измерять и напряжение испытуемого элемента. Предлагаемое устройство для о-пределения внутреннего сопротивления элемента построено на принципе компенсации, а потому являемся весьма точным. По сравнению с существующими устройствами оно обладает следующими преимуществами: 1) отсутствием вычислений, 2) большой быстротой и удобством измерений, чем при методе моста Уитстона. Предмет изобретения Устройство для определения внутреннего сопротивления гальванических элементов путем -последовательной компенсации электродвижущей силы элемента и напряжения на его зажимах, о т л « ч а ющ е е с я тем1, что с целью осуществления возможности непосредственного отсчета по (шкале реохорда искомого внутреннего сопротивления последовательное эталонным элементом введен регулируемый реостат, величину сопротивления которого при выключенной нагрузке устанавливают таким образом, чтобы компенсация электродвижущей силы имела место при полностью введенном реохорде с тем, чтобы при включении нагрузки положение движка реохорда при компенсадин (напряжения определялось лишь соотнощением искомого внутреннего и изв-естного внешнего сопротивлений.
Hi
3
j-HAwmw
,,
Авторы
Даты
1946-01-01—Публикация
1938-05-10—Подача