Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, в частности к противообледенительным системам с электронагревом летательных аппаратов, например, вертолетов.
Известна противообледенительная система летательного аппарата, содержащая систему сигнализации,, датчик обледенения, датчик температуры с Чувствительным элементом и соответствующими преобразователями, блок формирования команд с распределителем, к выходу которого через контакторы подключены нагревательные элементы обогреваемых поверхностей. Недостатком известной системы является отсутствие корректировки времени нагрева нагревательных устройств в соответствии с их характеристикой, что может приводить к образованию барьерного льда.
Целью изобретения является повышение безопасности полета и увеличение ресурса системы.
Поставленная цель достигается тем что в систему дополнительно введены пороговое устройство ограничения длительности работы нагревательных элементов, устройство моделирования процесса нагрева, блок сравнения, управляюпщй триггер и схема совпадения , причем входы устройства моделирования процесса нагрева соединены с соответствующими выходами распределителя, выход устройства моделирования соединен с входом блокировки вьщачи команд распределителя через блок сравнения, другой вход которого через пороговое устройство ограничения длительности работы нагревательных элементов связан с преобразователем датчика температуры, а управ.ляющий триггер подключен одним входом к преобразователю датчика обледенения, другим - к одному из выходов распределителя и своим выходомко входу схемы совпадения, другой вход которой соединен с одним из выходов распределителя, а вьпсо1Д - с одним из входов распределителя. Чувствительный элемент датчика температуры ориентирован параллельно набегающему потоку и встроен в корпус датчика обледенения. Система снабжена устройством сигнализации опасных условий обледенения по температуре, вьтолненным в виде сравнения с сигнальным табло на выходе, один
вход которой подключен к преобразователю датчика температуры, а второйк задатчику. Кроме того, система снабжена устройством сигнализации условий обледенения по интенсивности содержащим реле времени и вторую схему совпадения, входы которых соединены с преобразователем датчика обледенения-, второй вход схемы совпадения подключен к выходу реле времени, а ее выход - ко второму/световому табло.
Наличие устройства моделирования процесса нагрева каждой секции нагревательных элементов обеспечивает работу нагревательных элементов в оптимальном режиме, увеличивает эффективность и ресурс системы.
Введение в систему связанных с распределителем управляющего триггера и схемы совпадения позволяет своевременно автоматически отключать систему после выхода из зоны обледенения, что снижает расход электроэнергии и увеличивает ресурс системы.
Размещение датчика температуры в корпусе датчика обледенения с установкой чувствительного элемента параллельно набегающему обезвоженному потоку обеспечивает правильный замер температур потока, повьшает эффективность системы, снижает ее вес, облегчает монтаж.
Введение устройств сигнализации опасных условий обледенения по интенсивности и по температуре повьщ ает безопасность полета;
На чертеже приведена структурная схема противообледенительной системы
Противообледенительная система содержит датчик 1 обледенения, выход которого соединен с входом преобпазователя 2 сигнала обледенения, датчик 3 температуры, встроенньй в корпус датчика 1 обледенения таким образом, что чувствительный элемент датчика температуры ориентирован параллельно набегающему потоку и находится в зоне обезвоженного воздушного потока, вьпсод датчика температуры соединен с преобразователем 4 сигнала температуры.
Блок 5-.формирования команд содержит распределитель 6 и устройство 7, моделирующее время нагрева каждой секции нагревательных элементов,причем, выходы распределителя 6 подключены к соответствующим входам устройства 7 моделирования и к контакторам 8, через которые подается питан к нагревательным элементам 9. Модел рующее устройство 7 может быть анал говым, например. RC-интегратором, и обеспечивает согласование времени работы распределителя 6 в пределах каждого цикла включения отдельных групп нагревательных элементов 9. Выход преобразователя .2 сигнала обледенения соединен с входом управ ляющего триггера 10, другой вход триггера 10 подключен к выходу распределителя 6 . Выход триггера 10 че рез схему 11 совпадения подключен к одному из входов распределителя 6, а один из выходов распределителя 6 подключен ко второму входу схемы 11 совпадения. Управляющий триггер 10 и схема 11 совпадения обеспечивает автоматическое отключение системы после выхода из зоны обледенения. Вход блокировки выдачи команд распределителя 6 через блок 12 срав нения подключен к выходу устройства 7 моделирования. Выход преобразователя 4 сигнала температуры через по роговое устройство ограничения длительности работы нагревательных эле ментов 13 подключено ко второму вхо ду блока 12 сравнения. Выход преобразователя 2 сигнала обледенения подключен также к реле 1 времени устройства 15 сигнализации опасных условий обледенения по инте сивности и к одному из входов второ схемы 16 совпадения, к другому вход которого подключен- выход реле 14 времени. Выход второй схемы 16 совпадения подключен к светЬвому табло 17.. Выход преобразователя 7 сигнала температуры подключен, к схеме 18 сравнения устройства 19 сигнализации опасных условий обледенения по температуре. Другой вход схемы 18 сравнения соединен с задатчиком 20, а выход - другим сигнальным табло 21, Противообледенительная система работает следующим образом. При наличии обледенения датчик 1 обледенения вьщает сигнал, который принимается и обрабатывается преобразователем 2 сигнала обледенения и подается в блок 5 формирования коман на распределитель 6, запуская его для поочередного включения контакторов 8. При включении контакторов электроэнергия подается на нягрёяательные элементы 9. После окончания полного цтпсла работы всех нагревательиых элементов 9 и в случае отсутствия сигнала от датчика 1 обледенения триггер 10 и схема 11 совпадения выдает команду на срабатывание блокировки распределителя 6 и система отключается. Если в процессе полного цикла от . сигнализатора 1 обледенения поступает очередной сигнал, указывающий на нахождение летательного аппарата в услориях обледенения, он обрабатывается управляющим триггером 10 и схемой 11 совпадения и после окончания полного цикла дается управляющий сигнал, нарушающий блокировку с целью продолжения работы распределителя 6. При выходе летательного аппарата из зоны обледенения управляющий триггер 10 и схема 11 обеспечивают через распределитель 6 -работу дополнительного цикла нагрева всех секций нагревательных элементов 9 после прекращения подачи сигнала от датчика 1 обледенения, чем обеспечивается полньй сброд образовавшегося льда и своевременное автоматическое отключение системы при минимальных энергетических затратах. При этом сигнал от распределения 6 на вход схемы 11. совпадения извещает об окончании полного Щ1кла, Время включенного состояния контакторов 8 задается в зависимости от температуры окружающей среды, замеряемой датчиком 3 температуры, и тепловых характеристик нагревательных элементов 9. Сигнал от датчика температуры подается на преобразователь 4 сигнала температуры, после чего через устройство моделирования времени нагрева каждой секции нагревательных элементов и блок 12 сравнения подается на распределитель 6, который выдает последовательные команды на включение нагревателей 9, При этом с помощью устройства 7 моелирования обеспечивается согласование времени работы распределителя в пределах каждого цикла включения характеристикой разогрева нагреваельных элементов 9, Пороговое устройство ограничения лительности работы нагревательных лементов 13 обеспечивает отсутствие . ерегрева лопастей при положительных
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРОТЕПЛОВАЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, НАПРИМЕР, ДЛЯ ЛОПАСТЕЙ ВЕРТОЛЁТА | 2002 |
|
RU2226481C2 |
ЭЛЕКТРОТЕПЛОВАЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА ЦИКЛИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ | 1990 |
|
SU1828023A1 |
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | 2014 |
|
RU2583111C1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И УДАЛЕНИЯ ЛЬДА С КОМПОЗИТНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И УСТРОЙСТВО ЕГО РЕАЛИЗУЮЩЕЕ | 2015 |
|
RU2578079C1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И УДАЛЕНИЯ ЛЬДА | 2020 |
|
RU2756065C1 |
Система управления гидрофицированной установкой | 1980 |
|
SU1143837A1 |
СИГНАЛИЗАТОР ОБЛЕДЕНЕНИЯ ЛОПАСТЕЙ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 2012 |
|
RU2507125C2 |
СИГНАЛИЗАТОР НАЧАЛА ОБЛЕДЕНЕНИЯ ПРОВОДОВ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ | 1995 |
|
RU2080723C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА | 2017 |
|
RU2666886C1 |
СИГНАЛИЗАТОР ОБЛЕДЕНЕНИЯ ЛОПАСТЕЙ ВИНТА ВЕРТОЛЕТА | 2010 |
|
RU2446080C1 |
1. ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая систему сигнализации, датчик обледенения, датчик температуры с чувствительным элементом и соответствующими преобразователями,, блок формирования команд с распределителем, к выходу которого через контакты подключены нагревательные элементы обогреваемых поверхностей, о т- личающаяся тем, что, с целью повьниения безопасности полета и увеличения ресурса системы, в нее цополнительно введены пороговое устройство ограничения длительности работы нагревательных элементов, устройство моделирования процесса нагревания, блок сравнения, у'правляющий триггер и схема совпадения, причем входы устройства моделирования про" цесса нагрева соединены с соответст- вуюпщми выходами распределителяj выход устройства моделирования соединен с входом блокировки вьиачи ко- мавд распределителя через блок сравнения, другой вход которого через пороговое устройство ограничения длительности работы нагревательных элементов связан с преобразователем датчика температуры, а управляющий триггер подключен одним входом к 'преобразователю датчика обледенения, другим - к одному из выходов.распределителя и своим выходом - ко входу схемы совпадения, другой вход которой соединен с одним из выходов распределителя, а выход *- с одним из входов распределителя.2.Система по п. 1 ,о т л и ч а ю- ю щ а я с я тем, что чувствительный элемент датчика температуры ориентирован параллельно набегающему потоку и встроен в корпус датчика обледенения.3.Система по п.1,0 т л и ч а ю- щ а я с я тем, что система снабжена устройством сигнализации опасных условий обледенения по температуре-, выполненным В' виде схемы сравнения с сигнальным табло на выходе, один вход которой подключен к преобразователю датчика температуры, а второй к задатчику.4.Система по п. 1, о т л и ч а- ю щ а я с я тем, что система снабжена .устройством сигнализации условий обледенения по инте'нсивности, содержащим реле времени и вторую схему совпадения, входы которых соединеныс преобразователем датчика обледенения, второй вход схемы совпадения подключен к выходу реле времени, а ее выход - ко второму световому табло.S^Од ОЬсоОдсо00
Авторы
Даты
1986-10-07—Публикация
1976-12-30—Подача