Стенд для испытания двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1979 года по МПК G01M15/00 G01L3/24 

Описание патента на изобретение SU681345A1

(54) СТЕИД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

е валом испытуемого двигателя нагрузочное устройство в виде электрической машины с фазным ротором и датчик частоты вращения, выходы которого подключены к измерителю механической мощности, включенному в цепь ротора нагрузочного устройства, и к измерителю механических потерь, соединенному через переключатель с автоматическим регистратором 3). Для повьппения тотаости измерения мощности путем учета изменения коэффициента потерь от частоты вращения вала к измерителю потерь в статоре подсоеданен измеритель электрических потерь ротора через измеритель механических потерь, выполнешшй в ввде двухтактного конденсаторного частотомера, соединенного с усилителем, нагрз кйй которого служит нелинейный делитель напряжения, а датчик скорое ти связан с измерителями механических и электрических потерь.

Однако на этом стенде особенно при испытании двигателя бопы-аой мощности, необходимо обеспечить питание электраческой машины через трехфазный стабилизатор напряжения. В противном слуш отклоаеше питающего напряжения приводит к и менавшо ЭДС в фазной обмотке зaтop южшнoro ротора, а следовательно, и к изменению выпрямленного напряжения роторной цепи. Таким обраадм, отсутствие стабилизатора при измерен ьювдюсти вызывает погрешность, 1фопор1щоиальную отклонению напряжения питающей сети от заданного (нолшнального) значения.

Применение трехфазного, нозволяющего рекуперацию элект{юэнергин стабилизатора напряжения с коэффициентом стабилизации, обеспечивающим высокую (класса 0,5 и вьпяе) точность измерения моищости, связано с определенными техшр1ес1сил® трудностями и материальными затратами, особенно для стабилизаторов большой мощности.

Цель иж)бретения - расишрение диапазона применения стенда путем вювьпаения точности измерений и автоматического вычисления показателей работы.

Для этого в предлагаемом стенде к электрической мащине подкгаочены измеритель ЭДС в обмотках статора, через трансформаторы тока двух фаз, я блок умножения, входы которого соединены с выходами измерителя механической мощности и измерителя ЭДС, а выходы блока умножения и измерителя механических потерь соединены последовательно и подключены на вход автоматического регистратора.

На фиг. 1 дана функциональная схема описываемого стенда; на фиг. 2 - принципиальная схема измерителя ЭДС в обмотках статора; ва фиг. 3 - принципиальная схема измерителя механической мощности.

Стевд содержит нагрузочное устройство, выполненное- в виде асинхронной электрической машины 1, соединенной с валом испытуемого двигателя 2 внутреьшего сгораиш и датчиком

3частоты вращения вала. В цепь ротора электрической машинь 1 включен измер1ггель 4 механической мощноста. Измеритель 5 механических потерь соединен с автомат1Г1ескйм регистратором 6. Датчик 3 частоты вращения вала подключен к измерителю 4 механической мощности и измерителю 5 мехалических потерь. В цепь статора электртюской мзишны через трансформаторы тока ТТ 1, ТТ 2. рзух фаз статора включен измеритель 7 ЭДС в обмотках статора. Выход последнего и выход измерителя

4механической МОЕШОСТН соединены со входами блока 8 умножешгя, выход которого соединен последовательно с выходом измерителя 5 механических потерь через пзретстцочатель 9 рода работы стенда к автома1ичес:с::;г.1у регистратору 6.

Измеритель 7 (фиг. 2) ЭДС в обмотках статора выполнен в ввде 3-фазного трансформа- тора Тр. 1 иапряжеьшя, соединенного с выпрямителем 10, нагрузкой которого является выеокоомньш резистор R1,схемы суммирования фазных токов па резисторах R2, R3, R4, выпрямителя 11 nanpHKeisiH, пропорщюнального образованной сумме, и narpjoicefmoro на резистор R5, при этом выходы вьшряглителей 10 и 11 вкяюче п 1гоеледовательно встречно на вход усилителя 12.

Измеритель 4 (фиг. 3) механической мощности содержит выпрямитель фазгюго напряжения ротора иа диодах Д1 - Д6, нагрузкой которого может быть управляемьп инвертор или реостат В цепь нагрузгш включен Ш|, соединентлт с усилителем 13, нагрузкой которого является кондексаторный частотомер 14. Последний состоит из входного 1раисформатора Тр 2, выходные обмотки W2, W 3 которого через токоограничивающие резисторы R 6 и R 7 соединены с транзисторами Т1 и Т2, конденсаторов С 1 и С 2 и сопротивления нагрузки - резистора R 8.

Измеритель механических потерь выполнен в виде двухтактного транзисторного конденсаторного частотомера, усилителя и делителя на резисторах, служащих нагрузкой усилителя.

При измерении эксплуатационной мощности испытуемого двигателя внутреннего сгорания путем измерения мощности на валу сочлененно с ним электрической машины, работающей в генераторном режиме, мощность, подводимая к валу электрической машины, равна

(1)

PI Р;

РМПАЛХ

АП

PWVX. полезная механическая мощность, РМП - мощность механических и вентиляционных потерь. Рдр - добавочные потери. РМЧ М ЭЛА W -(-) М(д- электромагниттшш момент, ш - угловая частоты врашения ротора Pnu. S4JiJ7 2) где Р(,ц - мощность электрических потерь в роторной цепи, S - скольжение, - угловая,частота врашения магнитн го потока статора. Рпи. Ев-1р, W где Е„ - ЭДС выпрямителя фазного напряжения ротора, выпрямленный ток ротора. Eg KI Ё op(S) где KI - коэффициент пропорциональности, зависящий от параметров выпрямителя, 9- ЭДС обмотки вращающегося ротора, при этом Ег k EI ,(6) где EI - ЭДС в обмотках статора, kj - коэффициент трансформации ЭД Добавочные потери обычно учитываются при лиженно, в процентах от полезной мощности электрической машины. Следовательно, общий коэффициент пропорциональности, постоянная величина, равен С.,(7) где ks - коэффициент, учитывающий добавочные потери, HI - частота вращения магнитного по тока статора. С учетом выщеизложениого выражение (1) для мощности, подводимой к валу электрической машины, а следовательно, и для эксплуата ционной мощности испытуемого двигателя при мет следующий вид PI с.п-1р-Е, + , , (8) где п - частота вращения ротора. Таким образом, в выражешш (8) составляю щая c-n-Ip EI пропорциональна сумме механи ческой мощности и добавочных потерь i В предлагаемом устройстве произведение с-П1р реализовано измерителем 4 механическо мощности следуюшлм образом. На конденсатор ный частотомер 14 (фиг. 3), питание которого осуществляется пропорциональным току рютора IP выходным напряжением усилителя 13, поступают импульсы с датчика 3, частота которого пропорциональна частоте вращения ротора электрической машины 1. С выходного резистора Rg частотомера снимается напряжение, пропорциональное произведению СП-1р , т.е. пропорциональное механической мощности без учета изменения ЭДС в обмотках статора. Измерение ЭДС в обмотках статора (Ej) осуществляется измерителем 7 (фиг. 2), реализующим взаимозависимость -Е, Ui - 1, Z,(9) где и, - подведенное напряеясш1е питания, Ii - ток в обмотке статора, Zj - полное сопротивление обмотки статора, активная составляющая которого незначительно изменяется воздействием температуры. Первая составляющая - сигнал, пропорциональный Uj, получается на выходе выпрямителя 10. Вторая составляющая выражения (9) получена следующим образом. Через резистор 84 проходит ток, пропорциональный сумме полученных с ТТ 1 и ТТ 2 токов двух фаз. При этом резистор R4 выполняется проводом из материала, который применен для обмотки статора, а сечение его выбрано Tatc, что изменение сопротивлеш я R4 от температуры окружающей среды и проходящего по нему тока равно изменению сопротивления обмотки статора от этих же факторов. Полученное напряжение пропорционально току третьей фазы и учитывает все изменения тока и сопротивления статора. Следовательно, преобразованное выпрямителем 11 и выделенное на резисторе RS напряжение пропорционально второй составляющей взаимозависимости (9). Резисторы R, и RS соединены так, что выделенные на них напряжения включены последовательно встречно, разность этих напряжений, усиленная усилителем 12, пропорциональна ЭДС в обмотках статора.Выходной сигнал измерителя механической мощности корректируется в зависимости от изменения ЭДС в обмотках статора в блоке 8 умножения.На один из его входов поступает с измерителя 7 сигнал, пропорциональный ЭДС в обмотках статора, а на второй - сигнал с измерителя 4, пропорциональный выражению с-п Ip Токим образом, на выходе устройства умноже1тя получается сигнал, пропорциональный механической мощности. Так как его выход соед.инен с выходом измерителя 5 последовательно и согласно (переключатель 9 в положении А) на автоматический регистратор 6 поступает суммарный сетнал, пропорциональный зксплуатаиионной мощности испь туемого двигателя вн треннего сгораиия. При изменении мощности, затрачиваемой на прокручивание коленвала испытуемого двигателя во время его холодной обкатки, электрическая машина 1 работает в режиме электродвигателя.

Полярность выходного сигнала измерителя S механических потерь необходимо изменить, установив переключатель 9 в положение Б. В этом случае на автоматический регистратор 6 поступЗ ет разность сигналов механической мощности и мощности механических потерь, т.е сигнал, пропорциональный мощности прокручившшя колена ала.

Наличие устройства умножения и измерителя 7 ЭДС в обмотках статора выгодно отхшчает предложенный стенд от известных. В нем, благодаря коррекции по изменяющейся ЭДС в обмотках статора, повьпяена точность измерения эксплуатационной мощности испьпуемых двигателей и расширен диапазон применения путем устранения необходимости шггания электрической машины через трехфазный стабилизатор.

11редложе1шый стенд может быть использован для испытания двигат ей внутреннего сгорания пра1стически любой мощности на всех моторостротельных заводах и в научно-исследовательских организациях.

Предложенный стенд позволяет использовать acifflxpOHHbie электрические машины обьг-шого исполнешм вместо дорогостоящих балансйрных маи.шн с весоизмерительными устройствами. Исю1ючается необходимость применения трехфазных, обеспечивающих рекуперацию энергии стабилизаторов напряжения с высоким коэфф5здиентом стабилизации.

Формула изобретения

Стенд для испытания двигателя внутреннего сгора тя, содержащий соединенные с валом испытуемого двигателя нагрузочное устройство в виде электрической машины с фазным ротором и датчик частоты вращения, выходы которого подключены к измерителю механической мощности, включенному в цепь ротора нагрузочного устройства, и к измерителю механических потерь, соединенному через переключатель с автоматическим регистратором, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона применения путем повьпиения точности измерений и автоматического вьпшсления показателей работы, к электрической машине подключены измеритель ЭДС в обмотках статора, через трансформаторы тока двух фаз, и блок умножения, входы которого соединены с выходами измерителя механической мрщносги и измерителя ЭДС, а выходы блока умножения и измерителя механических потерь соединены последовательно и подключены на вход автоматического регистратора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Райков П. Я. Испытание двигателей внутреннего сгорания. М. Высшая школа 1975.

с. 99.

2.Авторское свидетельство № 323675, , кл. G 01 L 3/24, 1972.

3.Авторское свидетельство № 558194, кл. G 01 М 15/00, G 01 L 3/24, 1977.

фиг.2

Похожие патенты SU681345A1

название год авторы номер документа
Стенд для испытания двигателя внутреннего сгорания 1984
  • Бабин Юрий Владимирович
  • Новиков Юрий Дмитриевич
SU1218303A1
Стенд для испытания двигателя внутреннего сгорания 1975
  • Даниленко Станислав Яковлевич
  • Загоруйко Валерий Тимофеевич
  • Пронкевич Анатолий Евгеньевич
  • Баранов Виктор Яковлевич
  • Малкин Семен Давидович
SU558194A1
Стенд для испытания двигателя внутреннего сгорания 1977
  • Загоруйко Валерий Тимофеевич
  • Педько Владимир Алексеевич
  • Пронкевич Анатолий Евгеньевич
  • Хайкис Виктор Евгеньевич
  • Даниленко Станислав Яковлевич
SU728026A1
Стенд для испытания двигателяВНуТРЕННЕгО СгОРАНия 1979
  • Загоруйко Валерий Тимофеевич
  • Педько Владимир Алексеевич
  • Поливанов Вячеслав Иванович
  • Елизаров Владимир Ильич
SU817503A1
Стенд для испытания механических передач 1987
  • Кормухов Валерий Павлович
  • Школьников Анатолий Ильич
  • Эргард Александр Яковлевич
  • Дубовицкий Геннадий Петрович
SU1490524A1
Стенд для испытания передач 1983
  • Боровиков Михаил Алексеевич
  • Иванов Гелий Михайлович
  • Новиков Владислав Иванович
  • Белов Игорь Николаевич
  • Ермак Владимир Никифорович
SU1096516A1
Стенд для обкатки и испытания двигателя внутреннего сгорания 1980
  • Дробышев Юрий Васильевич
  • Довбня Владимир Константинович
SU1002875A2
Стенд для обкатки и испытания двига-ТЕля ВНуТРЕННЕгО СгОРАНия 1979
  • Хлопов Анатолий Сергеевич
  • Маргвелидзе Ушанги Парменович
  • Вьюнов Николай Иванович
  • Фишкова Лариса Васильевна
SU840687A1
Способ управления асинхронным двигателем с фазным ротором 1986
  • Волков Игорь Владимирович
  • Исаков Владимир Николаевич
  • Плугатарь Алексей Петрович
  • Стяжкин Виталий Павлович
  • Ковальчук Александр Васильевич
  • Восканян Григорий Гамлетович
  • Осецкий Юрий Михайлович
  • Аркушин Василий Прокофьевич
  • Радченко Алексей Леонидович
SU1381679A1
СТЕНД ДЛЯ НАГРУЖЕНИЯ СИНХРОННЫХ МАШИН ПРИ ИСПЫТАНИЯХ 1991
  • Головенкин В.А.
  • Якимов В.В.
SU1818984A1

Иллюстрации к изобретению SU 681 345 A1

Реферат патента 1979 года Стенд для испытания двигателя внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 681 345 A1

SU 681 345 A1

Авторы

Даниленко Станислав Яковлевич

Загоруйко Валерий Тимофеевич

Пронкевич Анатолий Евгеньевич

Педько Владимир Алексеевич

Даты

1979-08-25Публикация

1977-04-11Подача