Изобретение относится к области элект-. ромашиностроения, а именно к конструкции катушек жестких -двухслойных обмоток статора.
Известна катушка жестклй двухслойной обмотки статора, состоящая из прямолинейных пазовых частей и лобовых частей, изогнутых по эвольвенте 1.
Лобовые части такой катушки имеют в плане форму прямоугольника. Данная катуш1са обладает небольшим аксиальным вылетом лобовой.части, однако недостаток ее заключается в необходимости обеспечения достаточного места по радиусу статора, что не всегда возможно. Указанный недостаток ограничивает применение таких катушек.
Наиболее близким к изобретению является катушка жесткой двухслойной обмотки статора, имеющая прямоугольное сечение и состоящая из прямолинейных пазовых частей и лобовых частей, торцовые ветви которых сопрягаются с верхними и нижними ветвями, имеющими среднюю линию, изогнутую по овально-винтовой линии (2).
Лобовые части такой катушки занимают меньшее место по радиусу статора. Ее недостатком является большой аксиальный вылет лобовой части.
Цель настоящего изобретения - сокращение, аксиального вылета лобовой части.
Указанная цель достигается тем, что меньшие стороны прямоугольного сечения торцовых ветвей расположены в плоскостях, перпендикулярных продольной оси статора, а большие стороны расположены в плоскостях, параллельных продольной оси статора, причем торцовыеветви сопрягаются с верхними и нижними ветвями по винтовой линии.
Сущность изобретения поясняется-чертежами. На фиг. 1 представлена катушка жёсткой двухслойной обмотки статора; на фиг. 2 лобовая часть катушки; на фиг. 3- лобовые части катушки в плане.
Катушка жесткой двухслойной обмотки статора имеет прямоугольное сечение I н состоит из прямолинейных пазовых частей 2 и лобовых частей 3. Торцовые ветви 4 лобовых частей coпpягaюtcяc нижней ветвью 5 и верхней ветвью 6. Средняя линия верхней и нижней ветвей изгибается по овальновинтовой линии. Меньшие стороны 7 прямоугольного сечения торцовых ветвей расположены с плоскостях, перпендикулярных про дольной оси 8 статора, а большие стороны расположены в плоскостях, параллельных продольной оси статора. Торцовые ветви сопрягаются с верхними и нижними ветвями по,винтовой линии. Угол поворота верхней ветви - 9в. угол поворота нижней ветви - tpu, угол поворота винтового сопр1яжения верхней ветви с торцовой ветвью - , угол поворота винтового сопряжения нижней ветви с торцовой ветвью - Чтн угол поворота торцовой ветви - . Нижняя ветвь плавно поворачивается на участке угла q)jj по винтовой линии вокруг цилиндра, имеющего радиус Г .таким образом, что меньшие стороны прямоугольного сечения катушки попадают в плоскость, перпендикулярную продольнойг оси статфа. На участке угла(рур:т0рцовая ветвь изогнута по спирали или эвольвенте, а на участке угла у торцовая ветвь плавно поворачивается по винтовой линии вокруг цилиндра, имеющего радиус Га, так что меньшие стороны прямоугольного сече;ния катушки попадаюгв плоскость, параллельную продольной оси статора.; . Лобовая часть катушки в плане имеет форму трапеции по наружному контуру 10. Аксиальный вылет лобовой части-характеризуется размером U. Размер Ijf тем мёнь-, ше, чем больше размер Д R у треугольника ABC при его неизменном периметре. У известной катушки 2 фигура внутреннего контура 11 близка к овалу и размер AR мал и равен сумме радиусов ri и гг. Данная катушка имеет фигуру внутреннего контура, близкую к треугольнику, и размерен, больший Г| 4- гг. При неизменном периметре внутреннего контура размер Ijf тем меньше, чем больше размер Д R. Описанна конструкция катушки жесткой двухслойной обмотки статора позволяет сократить аксиальный вылет лобовой части. формула изобретения Катушка жесткой Двухслойной обмотки статора, имеющая прямоугольное сечение и состоящая из прямолинейнь1х пазовых частей и лобовых частей, торцовые ветви которых сопрягаются с верхними и нижними ветвями, имеющими среднюю линию, изогнутую по овально-в.интовой линии, отлмчающаяся тем, что, с целью сокращения аксиального вылета лобовой части, меньшие стороны прямоугольного сечения торцовых вет)вей. расположёньг в плоскостях, перпендикулярных продольной оси статора, а большие стороны расположены в плоскостях, параллельных продольной оси статора, причем торцовые ветви сопрягаются с верхними и нижними ветвями по винтовой линии. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Титов В. В. и др. Турбогенераторы. Расчеты и конструкция.-«Энергия, Л., 1967, с. 157, рис. 3 - 5/ 2.Авторское свидетельство СССР № 521633, кл. Н 02 К 3/04, 1976 (поотстгип
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОБМОТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С КОРОТКИМ ВЫЛЕТОМ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ | 2003 |
|
RU2310965C2 |
Катушка жесткой двухслойной обмотки статора | 1973 |
|
SU521633A1 |
Обмотка статора высоковольтной двухполюсной машины | 1989 |
|
SU1721716A1 |
Катушка жесткой двухслойной обмотки статора | 1983 |
|
SU1310949A1 |
Катушка двухслойной обмотки статора электрической машины | 1977 |
|
SU686121A1 |
Катушка жесткой двухслойной обмотки статора | 1983 |
|
SU1145411A1 |
ЛОБОВАЯ ЧАСТЬ ОДНОВИТКОВОЙ КАТУШКИ ДВУХСЛОЙНЫХ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 1994 |
|
RU2123226C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОДНОВИТКОВОЙ ЖЕСТКОЙ ШАБЛОННОЙ ПЕТЛЕВОЙ КАТУШКИ ДВУХСЛОЙНОЙ ОБМОТКИ СТАТОРА | 2012 |
|
RU2529012C2 |
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2012 |
|
RU2526835C2 |
КАТУШКА МАГНИТНОЙ СИСТЕМЫ СТАТОРА ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2006 |
|
RU2306655C1 |
Авторы
Даты
1979-10-15—Публикация
1977-04-20—Подача