Изобретение относится к области электромашиностроения. Известна катушка жесткой двухслойной о&лотки статора, вьтолненная из про водников прямоугольного сечения, состоящая из активных прямолинейных пазовых частей и сопряженных с ними лобовых частей, изогнутых по эвольвенте 1. Недостаток обмотки с катушкой такой конструкции заключается в большом вылете лобовых частей. Известна другая катушка жесткой двухслойной охотки статора, выполненна из провода прямоугольного сечения, имеющая изогнутую по овально-винтовой линии лобовую часть со средней линией, расположенной по спирали на поверхности образованной вращением вокруг продольной оси машины овала, большая ось которого составляет с продольной осью машины острый угол, а поперечное сечение катушки плавно повернуто в лобовой части вокруг средней линии на угол, фавнь й сумме центрального угла между пазами, занимаемыми Катушкой 2. Спираль средней лишш лобовой части такой катушки имеет на внутренней стороне поверхности вращения овала шаг меньший, чем на наружной, что обеспечивает меньшую длину лобового вылета и сокршпает тем самым габариты электрической машины. Однако изготовление такой катушки является трудоечким процессом, поскольку имеется ручная операция вывода одного из концов катушки с внутренней стороны на внешнюю сторону лобовой части для последующей пайки выводных концов после укладки катушек в пазы магнитопровода статора. Выведение конца вклк чает выворачивание провода наружу, укладку его вдоль плеча лобовой части, бандажировку в двух местах. Целью изобретения является снижение трудоемкости изготовления катушки. Указанная цепь достигается тем, что угол поворюта поперечного сечения катушки вокруг средней линии в лобовой части равен центральному углу между пазами, занимаемыми катушкой. На фиг. 1 представлена катушка жесткой двухслойной обмотки статора; на фиг, 2представлен вид А на фиг. I|f на фиг. 3 3- вид Б на фиг, 2; на фиг, 4 - изображен эскиз тела вращения и показано расположение на нем средней линии лобовой части; на фиг, 5 представлено взаимное расположение тела вращения и лобовой части катушки на нем. Лобовые части 1 катушки изогнуты п овально-винтовой линии таким образом, что вМводные концы 2 и 3 катушки расположены сверху и снизу катушки, что исключает при изготовлении трудоемкую операцию выведения конца катушки с внут ренней на внешнюю сторону лобовой части и производится только простая операция отгиба обоих концов. Средняя линия 4 (фиг. 4 и 5) лобовых частей катушки располагается по спирали на поверхности 5, образованной вращением вокруг про дольной оси 6 машины овала 7, большая ось которого составляет с продольной осью машины острый угол /5 , а попереч ное сечение 8 (фиг. 3) катушки плавно повернуто в лобовой части вокруг средне линии на угол , являющийся центральным углом между пазами 9, занимаемым катушкой. Шаг спирали средней линии на внутренней стороне вращения овала (пунктирный участок линии 4 на фиг. 4; больше, Чем на наружной (сплощной участок линии 4 нафиг. 4). Аналитические зависимости длины вылета лобовой части h (фиг, 5;, измеряеой от торца магш топровода статора 10 о торца 11 лобовой части обмотки, и ругих размеров лобовой части от параетров машины такие же, как и в протоипе. Операция выведения концов предлагаеой катушки простая и может быть доольно просто автоматизирована, Формула изобретения Катушка двухслойной обмотки статора электрической машины, выполненная из провода прямоугольного сечения, имеющая изогнутую по овально-винтовой линии лобовую часть со средней линией, расположенной по спирали на поверхности, образованной вращением вокруг продольной оси. машины овала, большая ось которого составляет с продольной осью машины острый угол , а поперечное сечение катушки, плавно повернуто в лобовой части вокруг средней линии, отличающаяся т&л, что, с целью снижения трудоемкости изготовления, угол поворо- .та поперечного сечения катушки вокруг средней линвя в лобовой части равен цейтральномуугпу между пазами, занимаемыми катушкой. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе . 1.Видеман Е,,-Келленбергер В, Конструкции элйстрических машин. Л., Энергия, 1972, с. 189, рис, 7-2О, 2,Авторское свидетельство СССР № 521633, кл. Н 02 К 3/О4, 1976 прототип.
г.1
Вид 6
гЗ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Катушка жесткой двухслойной обмотки статора | 1973 |
|
SU521633A1 |
Катушка жесткой двухслойной обмотки статора | 1983 |
|
SU1145411A1 |
Катушка жесткой двухслойной обмотки статора | 1983 |
|
SU1310949A1 |
ОБМОТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С КОРОТКИМ ВЫЛЕТОМ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ | 2003 |
|
RU2310965C2 |
Катушка жесткой двухслойной обмотки" статора | 1977 |
|
SU692004A1 |
Синхронная переменнополюсная электрическая машина | 1973 |
|
SU599316A1 |
ЛОБОВАЯ ЧАСТЬ ОДНОВИТКОВОЙ КАТУШКИ ДВУХСЛОЙНЫХ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 1994 |
|
RU2123226C1 |
Стержневая обмотка статораэлЕКТРичЕСКОй МАшиНы | 1976 |
|
SU809447A1 |
Способ укладки однослойной обмотки в пазы сердечника статора | 1976 |
|
SU574824A1 |
Шайба для формирования,крепления и изоляции лобовых частей обмоток статора электрической машины | 1985 |
|
SU1317573A1 |
Авторы
Даты
1979-09-15—Публикация
1977-01-05—Подача