Бесконтактный регулятор скорости двигателя постоянного тока Советский патент 1979 года по МПК H02M3/10 H02P7/14 

Описание патента на изобретение SU692025A1

- ; . 1 Изобретение относится к системам управления двигателями постоянного тока, и может быть использовано в гребных электрических установках подводных аппаратов, у которых и состав главных энергетических установок входят аккумуляторы, термоэлектрические, электрохимические или .любые другие секционированные генераторы электрической энергии. Известны регуляторы, ступенчато . изменяннцие частоту вращения двигателя, получающего питание от секционированного источника электрической энергии 11 . В состав таких регуляторов входят контактные или бесконтактные ключи, изменяющие число пара лельно или последовательно соединенных секций источника, от которого питаемся якорная цепьдвигателя. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является бес контактный регулятор скорости двигателя постоянного тока 2, силовая JtacTb которого состоит из ключей, пр помощи которых изменяется число посл дов§тельно соедйяеннызс секций источника энергии и соответственно ступен чато изменяется напряжение на якорны зажимах двигателя. Однако указанный регулятор в процессе регулирования отключает от двигателя часть секций источника, которая при этом не отдает ток в нагрузку, т.е. использование этого регулятора предЬпределяет неравномерную токовую загрузку всех элементов источника. Это ухудшает энергетические показатели источника электрической энергии, а в некоторых ,случаях, когда к источнику электрической энергии предъявляются жесткие требования на равномерность загрузки всех элементов, такой регулятор вообще нельзя использовать в гребной электрической установке. Целью изобретения является увеличение длительности непрерывной работы двигателя путем обеспечения равномерной .токовой загрузки всех секций источника энергии в процессе регулирования. Это достигается тем, что в предлагаемом регуляторе, содержащем коммутатор секций автономного источника электрической энергии постоянного тЬка, выполненный на тиристорах, прерыватель тока и систему управления, все тиристоры коммутатора разделены на пять групп. Причем два тиристора первой группы йоединены анодами с положительными выводами первой и второй секций источника энергии, а их общая катодная точка - с положительным полюсом третьей секции, пять тиристоров второй группы анодами соединены с положительными выводами первой, второй, третьей, четвертой и пятой секций, а их общая катодная точка - с положительным выводом шестой секции, Пять тиристоров третьей группы соединены катодами с отрицательными выводами второй, третьей, четвертой, пятой и шестой секций, а их общая анодная точка - с отрицательным выводом первой секции, тиристоры четвертой группы соединены катодами с отрицательными выводами пятой и шестой секций, а их общая анодная точка - с отрицательным выводом . четвертой секции, пять тиристоров пятой группы включены последовательно между положительными и отрицатель ными выводами первой, второй, третье четвертой, пятой и шестой секций, пр чем отрицательный вывод первой секции соединен с одним выводом для яко ного зажима, а положительный вывод шестой секции через прерыватель тока .соединён с другим выводом для якорно зажима двигателя.. На чертеже показана принципиальна схема описываемого регулятора. Регулятор содержит коммутатор 1 аккумуляторных секций, прерыватель 2 тока, систему 3 управления, и переклю чатель 4. Коммутатор секций состоит из силовых тиристо эов 5-23. В состав прерывателя тока входят силовой 24 и вспомогательный 25 тиристорй, комм тирующая емкость 26 и зарядное сопро тивление 27. Система управления силовой частью регулятора состоит из четырех генераторов 28-31 одиночного импульса, тырех генераторов 32-35 задержки и четырех генераторов 36-39 Ройера. Независимая обмотка возбужде ния двигателя (на чертеже не показан получает питание От автономной акку муляторной секции. Регулятор работает следующим образом.. В режиме Стоп щетка переключателя 4 находится в положении а. случае напряжение питания U н4 noqTynaeT на элементы скстемзы управления, а тиристоры 5-23 коммутатора 1 и тиристоры 24 и 25 прерывателя 2 тока обесточены. Поэтому, напряжение на якорные зажимы двигате ля не поступает. Для пуска двигателя необходимо перевести щетку переключа теля 4 в положение б. При этом напря жение питания UnuT поступает на генераторы 2.8, 32 и 36, порядок работы которых заключается в следующем. Вначале генератор 28 одиночного импульса формирует импульс напряжения, поступающий одновременно на управляющий электрод вспомогательного тиристора 25 и на вход генератора 32. В результате этого генератор 32 формирует импульс напряжения, сдвинутый во времени относительно импульса, сформированного генератором 28. Этот импульс запускает генератор 36 Ройера, с трансформаторных ВЬЕСОДОВ которого импульсы напряжения начинают непрерывно поступать на управляющие электроды тиристоров 6,8,10,12,13,15, 16,18f20,22 и 24. При включении указанных тиристоров шесть секций аккумуляторной батареи (напряжение каждой секции равно Uc 0,16 .) будут соединены параллельно и подключены к якорным зажимам двигателя. После этого двигатель начинает разгоняться до скорости, соответствующей напряжению на якоре, равному 0,16 Для перевода.двигателя в следующий, режим, характеризующийся большой частотой вращения, необходимо передвинуть щетку переключателя 4 в положение в. В этом положении переключателя напряжение питателя ипит снимается с генераторов 28, 32 и 36 и подается на генераторы 29, 33 и 37. Порядок работы генераторов 29, 33 и 37 такой же как и генераторов 28, 32 и 36. Вначае генератор 29 формирует импульс напряжения, включающий тиристор 25. Включение тиристора 25 приводит к перезаряду емкости 26. В процессе перезаряда напряжение емкости прикладывается обратной полярностью к тиристору-24, в результате чего он вЕжлючается, разрывая анодные цепи тиристоров 6,8,10,12,13,15,16,18,20 и 22. Далее через промежуток времени, равный. / времени задержки генератора 33 (величина задержки должна быть равна времени выключения тиристоров 6,8,10, 12,13,15,16,18,20 и 22), генератор 33 запускает генератор 37, включающий тиристоры 5,8,9,12,14,16,19,20, 23 и 24. Последние, включаясь, соединяют аккумуляторную батарею в три параллельные группы (каждая группа состоит из двух последовательно включенных секций) и подключают ее к якорным зажимам двигателя. При этом двигатель начинает разгоняться до скорости, соответствующей напряжению, равному 0,33 . Для перевода двигателя в следующие режигф работы, характеризующиеся скоростями, соответствующими напряжениям 0,50 и и Ццо,необходимо перевести щетку переключателя 4. в положение г или д. В этом случае запитываются генераторы 30, 34 и 38 или 31,35 и 39. Соответственно включаются тиристоры 7,11,13, 15,17,21 и 24 или 7,11,14,17,21 и 24. В первом случае аккумуляторная батарея состоит из двух параллельных

ветвей, в каждой из которых включены последовательно три секции, во втором случае все шесть секций аккумуляторной батареи включены последовательно.

Для уменьшения частоты вращения двигателя и его остановки необходимо последовательно переводить щетку переключателя 4 из положения д в положение а.

Формула изобретения

Бесконтактный регулятор скорости двигателя постоянного тока, содержащий коймутатор секций автономного источника электрической энергии постоянного тока, выполненный на тиристорах, прерыватель тока и систему управления, отличающийся тем, что, с целью увеличения длительности непрерывной работы путем, обесЬечения равномерной токовой загрузки всех секций источника энергии в процессе регулирования,все тиристоры коммутатора разделены на пять групп, причем два тиристора первой группа соединены анодами с положитёЛьнйми (Выводами пер1вой и второй секций источника энергии, а их общая катодная точка - сположительным полюсом , секции, пять тиристоров второй группы анодами соединены с положительными выводами первой, второй, третьей, четвертой и пятой секций, а их общая катодная точка - с положительньм. выводом шестой секции, пять тиристоров третьей.группы соединены катодами с отрицательными выводами второй, третьей, четвертой пятой и шестой секций, а их общая анодная точка - с отрицательным выводЪм первой секции, тиристоры четвертой секции соединены катодами с отрицательными выводами пятой и шестой секций, а их общая анодная точка - с отрицательным выводом четвертой секции, пять тиристоров пятой группы включены последовательно между положительными и отрицательными выводами первой, второй, третьей, червертой, пятой и шестой секций, причем отрицательный вывод первой секции соединен с одний выводом для fHtopHoro зажима, а положительный вывод шестой секции через прерыватель тока соеди;нен с другим йыводом для якорного зажима двиг.йТеля.

Источники информации, принятые втэ внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР №349064, кл. Н 02 М 3/10, 1972.

2.Мапасян Ю.Г, Судовые термоэлектрические устройства и установки.

Судостроение, 1968, с. 173 (про-, тотип).

Похожие патенты SU692025A1

название год авторы номер документа
Широтно-импульсный регулятор скорости вращения электродвигателя постоянного тока 1978
  • Буравлев Андрей Георгиевич
  • Вершинин Виктор Иванович
  • Кузнецов Лев Евгеньевич
  • Свиридов Георгий Михайлович
  • Филиппов Владимир Александрович
  • Ульянов Михаил Константинович
SU771838A1
Электропривод постоянного тока 1984
  • Вершинин Виктор Иванович
  • Рудаков Виктор Викторович
  • Рутуль Елена Николаевна
SU1185520A1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА 2011
  • Ким Сергей Ирленович
RU2480353C1
Электрическая машина постоянного тока с управляемым вентильно-механическим коммутатором 1977
  • Ломакин Владимир Александрович
SU736275A1
Электрическая машина с вентильно-механическим коммутатором 1988
  • Ломакин Владимир Александрович
SU1786600A1
Способ управления преобразователем многофазного переменного напряжения в регулируемое постоянное 1977
  • Линник Евгений Васильевич
  • Говорущенко Николай Яковлевич
SU917298A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД 1992
  • Алимов Т.И.
  • Васильев В.С.
  • Степанов Р.В.
RU2037262C1
Тяговый электропривод транспортного средства 2016
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Клименко Юрий Иванович
  • Чудаков Павел Леонидович
  • Ким Сергей Ирленович
  • Линьков Владимир Александрович
  • Спиридонов Дмитрий Сергеевич
  • Истомина Оксана Александровна
RU2622320C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 1995
  • Мазнев А.С.
  • Шатнев О.И.
RU2076445C1
Электропривод постоянного тока 1987
  • Боголюбов Юрий Сергеевич
  • Корнев Александр Сергеевич
SU1427536A1

Иллюстрации к изобретению SU 692 025 A1

Реферат патента 1979 года Бесконтактный регулятор скорости двигателя постоянного тока

Формула изобретения SU 692 025 A1

SU 692 025 A1

Авторы

Буравлев Андрей Георгиевич

Вершинин Виктор Иванович

Кузнецов Лев Евгеньевич

Свиридов Георгий Михайлович

Филиппов Владимир Александрович

Храмцов Владимир Ильич

Толчеев Виталий Николаевич

Ульянов Михаил Константинович

Даты

1979-10-15Публикация

1977-05-24Подача