Широтно-импульсный регулятор скорости вращения электродвигателя постоянного тока Советский патент 1980 года по МПК H02P5/16 H02P7/28 

Описание патента на изобретение SU771838A1

Недостатком известного регулятора является то, что в цепи главного тока имеется специальный силовой тиристор, с помощью которого осуществляется широтно-импульсная модуляция, рассчитанный на номинальный ток электродвигателя и имеющий большие габариты и массу. Кроме того, известный . регулятор не обеспечивает равномерного разряда секций источника питания, что приводит к ухудшению эксплуатационных характеристик.

Целью изобретения является улучшение массо-габаритных показателей и эксплуатационных характеристик за счетобеспечения равномерного разряда секций источника питания.

Поставленная цель достигается тем что в известный регулятор введен дополнительный тиристор, включенный между анодами третьего и четвертого диодов, соединенными соответственно с катодами двух других диодов.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема силовой части и блок-схема системы управления широтно-импульсного регулятора; на фиг. 2, 3 и 4 .- диаграммы импульсов напряжений поясняющие работу регулятора.

В состав силовой части 1 широтноимпульсного регулятора входят силовые тиристоры 2, 3 и 4, аноды которых соединяются с положительными полюсами секций источника электрической энергии, силовой тиристор 5,включенный между отрицательными полюсами двух секций источника, две пары с«ловых диодов 6, 7 и 8., 9, включенных параллельно якорным зажимам двигателя 10, причем точки соединения диодо б, 7 и 8, 9 включены параллельно силовому тиристору 5. Кроме того, в состав силовой части входит звено коммутации, содержащее тиристор11, катушку 12 индуктивности и конденсатор 13, соединенные последовательно и включенные параллельно якорным зажимам двигателя, а также тиристор 14, включенныймежду положительным якорным, зажимом двигателя 10 и одной обкладкой конденсатора 13.

Система 15 управления содержит три генератора 16,17 и 1В импульсов, работающих в автоколебательном режиме, пять генераторов 19, 20, 21, 22 и 23 импульсов, работающих в ждущем режиме, четыре дешифратора 24, 25, 26 и 27 импульсов и многопозиционный перключатель 28.

Все генераторы и дешифраторы системы управления соединены между собой таким образом, что, если щетка переключателя 28 находится в положении б, то напряжение питания подается на генераторы 16, 19 импульсов и дешифратор 24, если щетка переключателя 28 находится в положении в то напряжение питания подается на генераторы 23, 20, 21 импульсов и дшифраторы 25, 26 и, наконец, если щетка переключателя 28 находится в .положений г, то напряжение пита,ния поступает на генераторы 18, 22 23 и дешифратор 27. Трансформаторные выходы генераторов 19, 20 и 22 соединены с цепью управления тиристора 14, трансформаторные выходы дешифраторов 24 и 26 соединены с цепями управления тиристоров 2, 3 и 4, а трансформаторные выходы дешифраторов 25 и 27 соединены-с цепями управления тиристоров 2, 3, 4 и 5.

Работу широтно-импульсного регулятора целесообразно рассматривать в трех режимах.

В первом режиме напряжение на якорных зажимах двигателя может плавно регулироваться в диапазоне, нижн ий предел которого равен ,-, О, а верхний предел равен hUH (где Off - номинальное напряжение двигателя). Для перевода регулятора в первый режим необходимо установить щетку переключателя 28 в положение б, в котором напряжение питания системы управления поступает на генераторы 16, 19 и дешифратор 24. В момент времени i (фиг. 2) генерато 16 импульсов сформирует импульс напряжения, который через дешифратор 2 поступит на управляющий электрод си- лового тиристора 2, на вход генератора 19 импульсов и на управляющий электрод тиристора 11. При включении тиристоров 2 и 11 якорная цепь двигателя 10 будет подключена к верхней секции источника электрической энергии через тиристор 2 и диод 7, в результате чего напряжение на якорных зажимах двигателя 10 будет равно одной трети номинального напряжения,а конденсатор 13 зарядится до напряжения, в два раза большего. Далее, в момент времени -fcj(величина временного промежутка tn-t может плавно изменяться с помощью переменного хронирующего сопротивления генератора 19, которое на фиг. 1 не показано) генератор 19 сформирует импульс напряжения, запускающий генератор 21 и включающий тиристор 14, при включени которого конденсатор 13 будет подключен параллельно якорными зажимами двигателя 10, вследствие чего на тиристоре 2 и диоде 7 будет обратное напряжение, выключающее тиристор 2. После выключения тиристора 2 конденсатор 13 разрядится через якорную цепь двигателя 10 и напряжение на якорных зажимах двигателя будет равно нулю.

В момент времени ti генератор 16 импульсов снова сформирует импульс напряжения, который через дешифратор 24. поступит на управляющий электрод уже тиристора 3, на вход генератор(& 19 импульсов и на управлянвдий электрод тиристора 11. При включении тиристоров 3 и 11 якорная цепь двигателя 10 через тиристор 3 и диоды 6 и 9 будет подключена теперь к сред ней секции источника электрической энергии, в результатечего напряжение на якорных .зажимах двигателя 10 снова будет равно одной трети номинального значения, а конденсатор 13 зарядится до напряжения, приблизительно вдвое превышакхцего эту величи ну. Далее описанные выше электричес кие процессы будут повторяться с то лишь разницей, что в момент времени tj якорная цепь через тиристор 4 и диод 8 будет подключена к нижней секции источника, а в момент времен t снова к верхней секции. Такое поочередное подключение якорной цеп к трем секциям источника необходимо для равномерного разряда секций,что является обязательным условием эксплуатации источников электрической энергии подводных аппаратов. Плавное регулирование напряжения на яко ных зажимах двигателя в диапазоне, оговоренном выше, происходит при из менении временного промежутка с помощью переменного хронирующего сопро тивления генератора 19 импульсов,ра ботающего в ждущем режиме. Во втором режиме напряжение на якорных зажимах двигателя может плав Но регулироваться в диапазоне,нижний предел которого равен , а верхний предел равен U vncxik / нДля перевода регулятора во второй режим работы необходимо щетку переключателя 28 установить в положение в,-при котором напряжение питания системы управления Опит.поступает на генераторы 17, 20, 21 импульсов и дешифраторы 25 и 26. В момент времени tg (фиг. 3) генератор 17 импульсов сформирует импульс напряжения, который поступает на управляющий электрод тиристора 11, проходит через дешифратор 25 и поступает на управляющие электроды тиристоров 3 и 4, а также запускает генератор 20, работающий в ждущем режиме.При включении тиристоров 3,4 и 11 якорная цепь двигателя 10 будет подключена к нижней и средней секциям источника электрической энергии, соединенным последовательно, через тиристоры в, 4 и диод 6, в результате чего напряжение на якорных зажимах двигателя 10 будет равно двум третьим номинального напряжения, а конденсатор 13 через тиристор 11 и катушку 12 индуктивности зарядится до напряжения, примерно в два раза большего. Далее, в момент времени -t (величина временного промежутка i Ь может плавно изменяться с помощью переменного хронирующего сопротивления генератора 20, которое на фиг. 1 не показано) генератор 20 , сформирует импульс напряжения,вклкчающий тиристор 14, при включении которого конденсатор 13 будет соединен параллельно якорным зажимам двигателя 10, вследствие чего на тиристорах 3 и 4 будет обратное напряжение, выключакиее их. После выключения тиристоров 3 и 4 конденсатор 13 разрядится через якорную цепь двигателя 10 и.напряжение на якорных зажимах двигателя будет равно нулю (момент времени -Ln) . В момент времени-t генератор 21 импульсов, времен.ная задержка которого равна длительiHocTH разряда конденсатора 13 при минимальном токе якоря во втором режиме и в процессе работы не регулируется, сформирует импульс напряжения, проходящий через дешифратор 26 и поступающий на управляющий электрод тиристора 2, при включении которого якорная цепь двигателя 10 через тиристор 2 и диод 7 будет подключена к верхней секции источника электрической энергии (напряжение на якорных зажимах двигателя 10 будет равно одной трети номинального значения). Далее в момент времени 4 генератор 17 импульсов снова сформирует импульс напряжения, который поступит на управляющий электрод тиристора 11, запустит генератор 20 и через дешифратор 25 поступит на управлягацие электроды теперь .тиристоров 2 и 3. При включении тиристоров 2 и 3 якорная цепь двигателя 10 через тиристоры 2, 3 и диод 9 будет подключена теперь к средней и верхней секциям источника, соединенным последовательно, в результате чего напряжение на якорных зажимах снова будет равно двум третьим номинального значения, а конденсатор 13 зарядится до напряжения, приблизительно вдвое превышающего эту величину. Далее, описанные выше электрические процессы будут повторяться с той лишь разницей,что в момент времени -t якорная цепь двигателя через тиристор 4 будет подключена к нижней секции источника, а в момент времени t7-4epe3 тиристоры 2, 4 и 5 к верхней и нижней секциям источника электрической энергии, соединенным последовательно. Такое поочередное подключение якорной цепи к секциям источника необходимо, как уже говорилось выше, для равномерного разряда секций. Плавное регулировочное напряжение на якорных зажимах двигателя в диапазоне, оговоренном выше, происходит при изменении временного промежутка .( с помощью хронирующего сопротивления генератора 20 импульсов. И, наконец, в третьем режиме напряжение на якорных зажимах двигателя может плавно регулироваться в диапазоне, нижний предел которого равен U m-ivi 2(эин, а верхний предел равен и.5у„ач н Л перевода регулятора в третий режим необходимо установить щетку переключателя 23 в положение г, при котором напряжение питания системы управления U пит поступает на генераторы 18, 22, 23 и дешифратор 27. В момент времени -t (фиг. 4) генератор 18 сформирует импульс напряжения, который с трансформаторных выходов генератора поступит на управляющие электроды тиристоров 2, 3, 4 и 11 и на вход генератора 22. При включении тиристоров 2, 3, 4 и 11 якорная цепь двигателя 10 будет подключена к трем секциям источлика электрической энергии, соединенным последовательно, в результате чего напряжение на якорных зажимах двигателя будет.равно номинальному значению, а конденсатор 13 зарядится через катушку 12 индуктивности до напряжения, примерно в два раза большего. Далее, в момент времени 42 (величина временного промежутка t,-1 может плавно изменяться с помогчью переменного хронирующего сопротивления генератора 22, которое на фиг. 1 не показано), генератор 22 сформирует импульс напряжения запускающий генератор 23 и включающий тиристор 14, при включении которого конденсатор 13 будет соединен параллельно якорным зажимам двигателя 10, вследствие чего на тиристорах 2, 3 и 4 будет обратное напряжение, выключающее их. После выключения тиристоров 2, 3 и 4 конденсатор 13 разрядится через якорную цепь двигателя 10 и напряжение на якорных зажимах двигателя будет равно нулю. В момент времени t- генератор 23 импульсов, временная задержка которого равна длительности разряда конденсатора 13 при минимальном токе якоря в третьем режиме и в процессе работы не регулируется, сформирует импульс напряжения, проходящий чере дешифратор 27 и поступающий на управлякхцие электроды тиристоров 3 и при включении которых якорная цепь двигателя 10 через тиристоры 3, 4 и диод 6 будет подключена к нижней и средней секциям источника электрической энергии , соединенным последовательно (напряжение на якорных зажимах двигателя будет равно двум третям номинального значения).Далее в момент времени -t генератор 18 импульсов снова сформирует импульсы напряжения, которые поступят на управляющие электроды тиристоров 2,3, 4 и 11, и описанные выше электрические процессы будут периодически повторяться с той лишь разницей,что в момент времени-t, импульс, сформированный генератором 23, пройдет через дешифратор и включит тиристоры 2 и 3, а в момент времени тиристоры 2, 4 и 5. Такое включение разных тиристоров необходимо для равномерного разряда всех секций источника электрической энергии.Плавное регулирование напряжения на якорных зажимах двигателя в этом режиме происходит при изменении временного промежутка с помощью переменного хронируклцего сопротивления генератора 22 импульсов, работающего в ждущем режиме.

0Формула изобретения

Ниротно-имлульсный регулятор скорости вращения электродвигателя постоянного тока, содержащий систему управления и силовую часть, состоя5 дую из узла емкостной коммутации,трех тиристоров каждый из которых соединен последовательно с одной из секций источника питания, например, аккумуляторной батареи, и четырех диодов

0два из которых связаны катодами с точками соединения катодов тиристоров и отрицательных выводов секций источника питания, анодами - с одним из выводов нагрузки, а третий и четвертый диоды катодами подключены к другому выводу нагрузки, отличающийся тем, что, с целью улучшения массо-габаритных показателей и эксплуатационных характеристик за счет обеспечения равномерного разряда секций источника питания,в него введен дополнительный тиристор, включенный между анодами третьего и четвертого диодов, соединенными соответственно с катодами двух других

5 диодов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Глазенко Т.Л. Полупроводниковые преобразователи в электроприводах постоянного тока. М-.П. , Энергия, 1973, с. 69, рис. 2-186.

2.Заявка Великобритании

1450790, кл. Н 2 3 , публ. О76.

Гмх

и

- - 1411 .i

«-v t I

I 1 I I t

..bi e,j U,l I

--j II I I I Ti

I j I

lUKIk

1 i|

IfWi4i 111 ill 111 t .

JliJUJliij

ill I i

I

l il

Ч

Гп

1 ;iT|j

I 11 ji {il I {li

ll Jii ill 11 1

иг.г

II I I I 111

ц

MI

iU

|li

11

mi

ТТЛ

. 1 , I I I I I

. b.i 1. u.i HI

1 и ;yii4iii

II чми jTi

I II III l

t

I I I

t

ill t

II lU

I I

h t

I

11 11 I

III

Похожие патенты SU771838A1

название год авторы номер документа
Широтно-импульсный регулятор частоты вращения электродвигателя постоянного тока 1984
  • Айзенштадт Евгений Борисович
  • Рудаков Виктор Викторович
  • Вершинин Виктор Иванович
SU1251275A1
Электропривод постоянного тока 1984
  • Вершинин Виктор Иванович
  • Рудаков Виктор Викторович
  • Рутуль Елена Николаевна
SU1185520A1
Широтно-импульсный преобразователь для управления трений двигателями 1977
  • Буравлев Андрей Георгиевич
  • Вершинин Виктор Иванович
  • Кузнецов Лев Евгеньевич
  • Филиппов Владимир Александрович
  • Храмцов Владимир Ильич
  • Свиридов Георгий Михайлович
SU681519A1
Бесконтактный регулятор скорости двигателя постоянного тока 1977
  • Буравлев Андрей Георгиевич
  • Вершинин Виктор Иванович
  • Кузнецов Лев Евгеньевич
  • Свиридов Георгий Михайлович
  • Филиппов Владимир Александрович
  • Храмцов Владимир Ильич
  • Толчеев Виталий Николаевич
  • Ульянов Михаил Константинович
SU692025A1
Электрическая машина постоянного тока с управляемым вентильно-механическим коммутатором 1977
  • Ломакин Владимир Александрович
SU736275A1
Вентильный электродвигатель 1982
  • Деспоташвили Сергей Николаевич
  • Циклаури Шота Ервандович
  • Размадзе Автандил Федорович
  • Ломакин Владимир Александрович
SU1065981A1
Гребная электрическая установка 1984
  • Вершинин Виктор Иванович
  • Минин Алексей Сергеевич
  • Рудаков Виктор Викторович
  • Филиппов Владимир Александрович
SU1232571A1
Преобразователь постоянного напряжения 1980
  • Буравлев Андрей Георгиевич
  • Вершинин Виктор Иванович
  • Кулов Олег Михайлович
  • Филимонов Сергей Васильевич
  • Филиппов Владимир Александрович
SU892612A1
Электропривод постоянного тока 1982
  • Вершинин Виктор Иванович
  • Кузнецов Лев Евгеньевич
SU1040582A1
Устройство для улучшения коммутации коллекторной электрической машины 1974
  • Машкауцан Валерий Вольфович
SU520671A2

Иллюстрации к изобретению SU 771 838 A1

Реферат патента 1980 года Широтно-импульсный регулятор скорости вращения электродвигателя постоянного тока

Формула изобретения SU 771 838 A1

SU 771 838 A1

Авторы

Буравлев Андрей Георгиевич

Вершинин Виктор Иванович

Кузнецов Лев Евгеньевич

Свиридов Георгий Михайлович

Филиппов Владимир Александрович

Ульянов Михаил Константинович

Даты

1980-10-15Публикация

1978-05-11Подача