Изобретение относится к измерительной технике, оно может использоваться для определения фактических смол в моторных топливах в заводских лабораториях, научноисследовательских институтах и лабораториях нефтебаз. Известно устройство, содержащее водяную баню с перегородками, образующими камеры, сообщающиеся друг с другом, стаканы для дистиллированной воды и испытуемого топлива, установленные в камерах, холодильник, соединенный с баней при .помощи трубки, нагреватель и задатчик температур 1. Особенностями известного устройства являются длительность определения смолы в исследуемом топливе, а также сложность удаления твердого осадка фактических смол. Это объясняется тем, что стаканы для испытуемь1х топлив, несмотря на то, что они сделаны из алюминия, имеют относительно больщую массу (30 г) по сравнению с массой твердого осадка 2 мг. Содержание фактических смол в испытуемом топливе вычисляется как среднее арифметическое двух параллельных измерений по формуле: гдеХ -содержание фактических смол, мг; GI - вес чистого сухого стакана, мг; GI - вес стакана со смолами, мг; V - объем топлива, налитого в стакан, мл. В результате относительно больщого веса стакана, на фоне которого определяется приращение веса осадка, допускаемые расХождения для параллельных определений зачастую превышают допустимые значения этих величин. Кроме того, трудно разрущать твердый осадок и удалять его со дна. глубокого стакана. Это обусловлено тем, что твердый осадок сцепляется с.поверхностью дна стакана и его удаление возможно только механичесКИМ соскабливанием с последующей промывкой бензолом, ацетоном или спирто-бензольной смесью. Это, в свою очередь, очень неудобно и увеличивает время на подготовку к повторным опытам. Целью изобретения является повышение точности измерения и сокращение пре.мени на определение смолы. Поставленная цель достигается тем, что дно стакана для испытуемых топлив выполнено в виде съемной мембраны. На фиг. I изображено предлагаемое устройство для определения фактических смол в мбторны.ч топлива.х, продольный разрез; на фиг. 2.- стакан для испытуемых топлив, продольный разрез. Устройство содерл ит нагреватель 1, задатчик 2 температуры, водяную баню 3 в .виде теплоизолированного металлического блока,.и котором при помощи перегородок 4 образованы камеры 5, 6 я 7, закрывающиеся крышками 8, 9 н 10. В камерах 5 и 7 помещены стаканы 11 и 12 соответственно.с дистиллированной водой и испытуемым топливом. / ; .. .;..;-: :. -.Стакан 15 изготовлен иЯ алюйШйя, приЧем дно- его выполнено в виде предварительно напряженной выпуклой мембраны 13, установленной ё возможностью съема и за-: .крепленной по наружному контуру в нижней части стакана 12 при помощи П13окл,адки 14 и пробки 15. Камеры 5, € и 7 сообщаются между собой при помощи канала 16 и -трубки 17, камера 7-соединена с холодильником 18 при помощи трубки 19. Устройство работает следующим образом. Нагревателем 1 при помощи задат чика 2 температуры в водяной бане 3 поддерживают одну из температур 160, .180 или 225°С с отклонением -|-5°С, что сответствует испытаниям бензинов, керосинов и дизельных топлив. При этом соответСтвующе.е количество воды (25, 35 или 60 мл испаряясь в стакане И, образует пар, который через канал 16 поступает в камеру 6 где происходит его перегрев; -,у;.:-: г ; При прохождений перегретого пара через трубку 17, погруженную в испытуемое топливо, происходит как поверхностное испаренйе,,так и внутреннее испарение за счет пузьфьков перегретого пара, барботируе1яых через толщу топлива. Это объясняется тем, что пузырьки перегретого пзраг становятся центрами парообразования топлива, способствующими образованию топливных газовых пузырьков. движения пузырька вверх через толщу топлива увеличивается его объемная сила, он всплывает на поверхность, лопается, а пары воды и топлива через трубку 19 попадают а холодильник 18, где пронсходит образование конденсата. . Послеохлаждения стакана 2 снимают пробку 15, отсоединяют мембрану 13, взве693 47шивают и определяют приргицонме ее массы, связанное с наличием фактических смол в моторных топлквах. Для удаления осадка пронз(зодят его разрушение путем поочередного надавливания на выпуклую часть мембраны 13. При этом за счет предварительного ее натяжения проИСХ9ДИТ скачкообразное,, хлопающее перемещение мембраны 13 в сторону, противоположную нажиму, что приводит к растрескиванию сэсадка на отдельные части и последующему отслоениюот мембраны 13. Операцию повторяют до полного разрушекия осадка После этого мембрану 13 протирают для удаления оставшихся частичек пыли растворителями. Так как мембрана выполнена из латуни, содержащей катализатор - медь, ускоряется процесс образования осадка. Незначительная массамемб}заны позволяет с .высокой точностью контролировать приращение ее массы, получить достоверные результаты параллельных опытов без их повторения. При этом упрой1ается процесс удаления и разрушения осадка. ... : Кроме того, предлагаемая конструкцияпозволяет повысить чувствительность измерений вдвое,что особенно важно при определении смол в высококачественных топливах с мзЛым содержанием смол. Для этого мембрану после испарения первой навески топлива переворачивают и повторна испаряют заданный объем топлива, пссле чего определяют приращение массы мембраны 13 Устройство позволяет повысить точность и достоверность измерений при определении фактических смол в моторных топливах при упрощении удаления осадка и.сокрэщении времени одного опыта. :Формула изобретения Устройство для определения фактических смол в моторных топливах, содержащее водяную баню с перегородками, образующими камеры, сообщающиеся друг с другом, стаканы- для дистиллнрованиой воды и испытуемого топлива, установленные в камерах, холодильник, соединённый с баней при помощи трубки, нагреватель и задатчик температур, отличающееся тем, что, с целью повыщення точности измерения и сокращения времени на определение смолы, дно стакана выполнено в виде съемной мембраны. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. ГОСТ ,8489-58: Нефтепродукты, методы испытаний, ч. 1.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РЕАКТИВНЫХ ТОПЛИВ | 2000 |
|
RU2187107C2 |
Способ определения содержания фактических смол в легких нефтепродуктах | 1957 |
|
SU109155A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РЕАКТИВНЫХ ТОПЛИВ | 2008 |
|
RU2368898C1 |
ПРИБОР ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ | 2001 |
|
RU2199114C1 |
Устройство для определения нагаролакообразующих свойств нефтепродуктов | 1980 |
|
SU940024A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМ В РЕАКТИВНЫХ ТОПЛИВАХ | 2000 |
|
RU2183019C1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКЛОННОСТИ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ И ОСТАТОЧНЫХ ТОПЛИВ К ОБРАЗОВАНИЮ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ | 2009 |
|
RU2413222C1 |
ПАРОМАСЛЯНОЕ ГОРЕЛОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2018 |
|
RU2684300C1 |
Способ определения кондиционности моторного масла для дизельных двигателей | 2022 |
|
RU2786227C1 |
Способ определения срока хранения дизельных топлив ЕВРО | 2022 |
|
RU2794152C1 |
Е
Авторы
Даты
1979-10-25—Публикация
1977-04-04—Подача