1
Изобретение относится к системам регули рования судовых газотурбшшых установок (ГТД) и может быть испо.пьзовано для управления несколькими кинематически связанными ГТД.
Известна система управления судовой газотурбинной установкой, содержания задатчик режимов, блоки сравнения давлений, регуляторы расхода топлива с блоком управлешш,селекторы максимального рассогласования давлений и датчик частоты вращения турбокомпрессоров высокого давления (1 .
Недостатком известной системы является то, что в ней не обеспечивается равномерный характер зксплуатационнь Х возможностей на ГТД что приводит к неравномерной выработке, их ресурсов.
Целью изобретения является обеспече1ше равномерной выработки ресурса всеми двигателями и снижение общего расхода топлива.
Поставленная цель достигается тем, что система дополнительно содержит датчики давления возд)оса перед камерами сгорания, датчики температуры газа за турбт1ами высокого
давления, блок сравнения ресурсных показателей, первые и вторые каналы коррекции, пороговые устройства, масцггабные преобразователи и блоки вычисления ресурса, входы которых соедш1ены с выходами датчиков частоты вращения т)фбокомпрессоров высокого давления и температуры газа за турбинами высокого дав.пения, а выходы соединены со входами блока сравнения ресурсных показателей, выходы которого через пороговые устройства соединены со вторыми входами вторых каналов коррекции, при зтом выходы датчиков давления воздуха перед камерами сгорания соединены со входами блоков сравнения давлений, вторые входы которых, соединены с задатчиком режимов, а выходь - с одним из входов первых каналов коррекции, непосредственно, а с другими - через селекторы максимального рассогласования давлений, вторые входы которых через масштабные преобразователи соедиЧены с выходами б.поков сравнения давлений Цругого двигателя, причем выходы вторых каналов коррекции соединены со вторыми входами блоков управления, а выходы - с
выходами первых каналов коррекииш и вторыми входами пороговых устройств.
На чертеже гфедставлена блок-схема системы.
Система содержит задатчик 1 режимов, блоки 2 сравнения давлений, регуляторы 3 расхода топлива с блоками 4 управ;7ения, селекторы 5 максимального рассогласования л.авлений и дапики 6 частоты вращения турбокомпрессоров высокого давления, датчики 7 давления воздуха перед камерами сгорания, датчики 8 температуры газа за турбинами высокого давления, блок 9 сравнения ресурсных показателей, первые и вторые каналы 1C, 11 коррекщ1И, пороговые уст(1ойетва 12, масштабные преобразователи 13 и блоки 14 вычисления ресурса.
Система работает следугощим образом.
Сигналы от задагчика 1 режимов через блоки 4 управления поступают на входы регу; торов 3 расхода топлива и устанавливают основИые синхронные (или изохронные) режимь ГТД, соответствующие его расчетным характеристикам. Одновременно сигнал задатчика 1 реж11мов ноступает на входы блоков 2 сразнеНИН давлений воздуха, которые формируют сигналь рассогласования заданного и дейсгвительного давлений воздуха перед камерами ciopaния. Сигналь рассогласования давлений с выходов блоков .2 одновременно поступают на входы первых каналов 10 коррекции и t качестве сигналов обратной (с нротигюположными знаками) через селекторы .5 максимального рассогласования давлений постулают на другие йходы тех же каналов 10 (сигнал рассогласован}1я другого ГТД проходит на селектор 5 рассматриваемого ГТД через масштабный преобразователь 13).
Включение селекторов 5 в цепь обрат11ой связи канала коррекции по давлениям обеспечивает запирание канала 10 двигателя с, меньшим давлением (не.кондищ- онный) и отлирание канала 10 двигателя с большим давлением (кондиционный). Рассогласование с Biiixoда канала 10 ковдиционного ГТД проходит на вход второго канала 11 коррекции и далее на блок 4 для корректировки основного режима. После установки режима по цепи коррекции давлений включается канал корреквди по показателям ресурса. При этом сигналгя от датчиков 6 частоты вращения и датчиков 8 температуры газа поступают на входы блоков 14 вычисления ресурса, а выходнь е сигналы этих блоков поступают на вход блока 9 сравнения ресурса, где формируются сигналы рассогласования ресурсных показателей ГТД. Эти сигналы от блока 9 поступают на входы пороговых устройств 12 и пропускаются тем из них, вход которого открыт нулевым сигналом канала 10 коррекции.
Таким образом, данная система обеспечивает равномерную выработку ресурса всеми двигателями многодвисательной судовой газотурбинной установки и позво.чяет снизить общий расход топлива.
Формула изобретения
Система управления судовой газотурбинной установкой с несколькими двигателями, работающими на общую нагрузку, содержащая задатчик режимов, блоки сравнения давлений, регуляторы расхода топлива с блоками управлен.ия,селекторы максимального рассогласования давлен1 Й и дат1шки частоты враше1шя турбокомпрессоров высокого давления, отличающ а я с я тем, что, с целью обеспечения раномерной выработки ресурса всеми двигателями и снюкения общего расхода топлива, она дополнительно содержит датчики давления воздуха перед камерами сгорания, датчики температуры газа за турбинами высокого давления, блок сравнения ресурсных показателей, первые и вторые коррекции, пороговые устройства, масштабные преобразователи и блоки вычисле {ия ресурса, входы которых соединены с выходами датчиков частоты вращения турбокомпрессоров высокого давления и температуры газа за высокого давления, а выходы соединены со входами блока сравнения ресурсных показателей, выходы которого через пороговые устройства соединены со вторыми входами вторых каналов коррекции, при этом выходы датчиков давления воздуха перед камерами сгорания соединены со входами блоков сравнения давлений, вторые входы которых соедкнены е задатчиком режимов, а выходы - с одним из входов первых каналов коррекции непосредственно, а с другими через селекторы максимального рассогласования давлений, вторые входы которых через масштабные преобразователи соединены с выходами блоков сравнения давлений другого двгателя, причем выходы вторых каналов коррекции соединены со вторыми входами блоко управления, а входы - с выходами первых каналов коррекхщи и вторыми входами пороговых устройств.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Англии № 1028657, F 02 С, опублик. 1966.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2009 |
|
RU2395704C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2490492C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2016 |
|
RU2631974C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2009 |
|
RU2409751C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2022 |
|
RU2774564C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2016 |
|
RU2653262C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2016 |
|
RU2634997C2 |
Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания | 2021 |
|
RU2774566C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2466287C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2016 |
|
RU2652267C2 |
Авторы
Даты
1979-11-05—Публикация
1977-11-24—Подача