Система кондиционирования воздуха для салона транспортного средства Советский патент 1979 года по МПК B60H3/00 F24F5/00 

Описание патента на изобретение SU704834A1

1

Изобретение относится к средствам кондиционирования воздуха в салонах транспортных агрегатов и может быть применено для нормализации микроклимата в кабинах тракторов, локомотивов, а также в отделениях спецмаищи при совершении ими маршей.

Известна система кондиционирования воздуха для транспортного средства, содержашая турбохолодильную установку, компрессор, теплообменник, магистраль отбора 1.

Недостатком известной системь явмется снижение общего КПД системы силовая установка - кондиционер, так как источником сжатого воздуха для турбохолодильной установки является компрессор с отбором мощности от двигателя транспортного средства. Так, например, для кондиционирования воздуха в кабине трактора отбираемая мощность от вала двигателя составляет 4-6 л.с., т.е. его КПД снижается в среднем на 3-10% в зависимости от класса трактора.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является система кондиционирований воздуха для салона транспортного

средства, содержащая тепловой насос абсорбционного типа, генератор которого соединен с выхлопным коллектором двигателя, клапан регулятора, регулирующее устройство и конденсатор с принудительным воздушным охлаждением 2.

Цель изобретения - повышение зффективности работы системы.

Эта цель достигается тем, что система. кондиционирования воздуха снабжена рециркуляционной системой вентилядаи, связанной с тепловым насосом и имеющей регулирующую заслонку, а в салоне расположены датчики контроля температурь и избыточного давления воздуха, к которым через блок управления подключена заслонка.

Для обеспечения устойчивости работы системы при переменных режимах двигателя в его выхлопном коллекторе установлены датчики температуры и избыточного давления газов, к которым через регулирующее устройство подключен клапан регулятора.

На чертеже показана принципиальная схема системыKOHMHUnoHMpoBaimH воздуха для транспортных средств.

УстанЬвка состоит из включенных в контур регулирующего устройства 1, выхлопного коллектора 2 двигателя, датчиков 3 температуры Я избыточного давления газов, клапана 4 регулятора, глушителя 5, генератора 6, абсорбера 7, вакуум-насоса 8, корпуса теплового насоса 9 абсорбционного типа, Конденсатора 10, нагнетарля 11 системы отвода тепла абсо рбций и конденсавдй, испарителя 12, регулирующей заслонки 13, вентилятора-пылеотде лителя 14, датчиков 15 и 16 контроля температуры и избыточного давления воздуха в салоне, блока 17 управления заслонкой и воздухораспределителя 18.

Система кондиционирования воздуха работа ёт следующим образом.

Воздух из салона транспортного средства вентилятором-пьшеотделителем 14 подаётся в греющую полость испарителя 12 теплового . насоса 9. Отдав тепло кипящему хладагенту, воздух охлаждается и через воздухораспределитель 18 поступает в салон. Для предотвра1сцейИ:я попадания в салон неочищенного наружного воздуха в системе предусмотрено создание в салоне избьггочного давления (подпора) . Необходимое избыточное давление для кабин тракторов составляет 65-150 Па и зависит от количеству воздуха, подаваемого в кабину, и ot ее герметичности.

При сильной загрязненности наружного воздуха подача в салон требуемого количества воздуха для создания подпора обеспечивается регулирующей заслонкой 13, положение KOTQрой определяется блоком 17 yripSSlieliftA по заданному избыточному давлению воздуха, к:онт|золйруемому датчиком. При уменьшении загрязненности воздуха положение регулирующей заслонки 13 обеспечивает необходимую кратдасть в6зд)т{66бмён и вёйтЖят отделитель 14 работает, в основном, на рециркуля1щю. Задаваемая величина избыточного давдегая связана с температурой охлажденного воздуха и устанавливается по субъективньгм ощущениям водителя.

Отвод тепла из абсорбера 7 и конденсатора 10 осуществляется наружным воздухом, который нагнетается в аппараты воздуипчого охлаждения (внутренние полости поверхностных теплообменников) нагнетателем 11. Реконцентрация абсорбента в испарителе теплового насоса производится За счет teiwia выхлопных газов двигателя. Внутренняя полость поверхностного теплообменника генератора 6 соединена через трехпозиционный клапан 4 с выхлопным коллектором 2 двигателя. Клапан

4, Положение которого задается регулирующим устройством 1 с да1чиками 3 температуры и давления,предотвращает поступление выхлопных газов в генератор теплового насоса при переменных режимах двигателя, так как продукты неполного сгорания Morjrr снизить эффективность теплообменной поверхности генератора. В этом случае выхлопные газы поступают в глушитель 5, минуя тепловой насос, и выбрасываются в атмосферу. При установившемся режиме двигателя и температуре выхлопных газов вьпие минимально допустимой клапан устанавливается в положение, указанное на чертеже, и тепло выхлопных газов используется для выпаривания хладагента из слабого раствора абсорбента. Создание и поддержание вакуума, в корпусе теплового насоса осуществляется вакуум-насосом 8.

Технико-экономическая эффективность предлагаемого технического решения определяется более полньгм использованием энергии сжигаемого топлива. Так, например, в двигателе трактора Т-150 расход потенгщальной энергии топлива на выхлоп составляет до 30-35%. Использование части этого тепла для кондиционирования воздуха позволяет исключить необходимость отбора мощности от вала двигателя на получение холода для кондиционирования воздуха в кабине.

ФормуЛа изобретения

1.Система кондиционирования воздуха для салона транспортного средства, содержащая тепловой насос абсорбционного типа, генератор которого соединен с выхлопным коллектором двигателя, клапан регулятора, регулирующее устройство и конденсатор с принудительным

Твоздушным охлЪкдением, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности ее работы, она снабжена рециркуляционной системой вентиляции, связанной с тепловым насосом и имеющей регулируюгцую заслонку, а в салоне расположены датчики контроля температ)фы и избыточного давления воздуха, к которым через блок )шравления подключена„заслонка..

2.Система по п. 1, .о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью обеспечения устойчивой работы при переменных режимах двигателя, в его выхлопном коллекторе установлены датчики .контроля температуры и избыточного давления газов, к которым через регулирующее устройство подключен клапан регулятора.

,57048346Источники информации,2. Обзор Развитие системы кондициониропринятые во внимание при экспертизевания воздуха в кабинах самоходнь х машин,

1. Авторское свидетельство СССР N 472029, ЦНИОТЭИтракторосельхозмашин, М., ,1972, кл. В 60 Н 3/00, 1973.с. 18-20, рис. 6 (прототип).

Похожие патенты SU704834A1

название год авторы номер документа
Система кондиционирования воздуха транспортного средства 1988
  • Иванов Олег Петрович
  • Малинин Евгений Александрович
  • Емельянов Анатолий Леонович
  • Терещенко Вадим Иванович
SU1571367A1
АБСОРБЦИОННЫЙ КОНДИЦИОНЕР АВТОМОБИЛЯ 2020
  • Буланов Николай Владимирович
  • Бондаренко Виктор Григорьевич
RU2743472C1
АБСОРБЦИОННЫЙ КОНДИЦИОНЕР АВТОМОБИЛЯ 2021
  • Буланов Николай Владимирович
  • Авксентьева Екатерина Ивановна
  • Бондаренко Виктор Григорьевич
RU2758018C1
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Кузнецов Александр Вадимович
  • Селиванов Николай Иванович
  • Зыков Сергей Александрович
  • Шестов Алексей Михайлович
RU2573435C2
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В САЛОНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Игнашкин Иван Сергеевич
  • Репетя Евгений Иванович
RU2033340C1
СИСТЕМА И СПОСОБ (ВАРИАНТЫ) ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ВОДЫ ИЗ МЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ДЛЯ ВПРЫСКА ВОДЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2017
  • Леоне Томас Г.
  • Миллер Кеннет Джеймс
RU2689685C2
Система обеспечения микроклимата электротранспорта 2024
  • Измоденов Александр Евгеньевич
RU2825479C1
КОНДИЦИОНЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Ермаков Андрей Михайлович
  • Курчатов Эдуард Юрьевич
RU2504485C2
Способ работы кондиционера транспортного средства 2016
  • Курчатов Эдуард Юрьевич
  • Гуреев Виктор Михайлович
RU2635430C2
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ХОЛОДА И ХОЛОДИЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ЕЕ ВАРИАНТЫ) 1993
  • Журавлева И.Н.
  • Калнишкан А.А.
  • Ванинский Н.Х.
RU2033584C1

Реферат патента 1979 года Система кондиционирования воздуха для салона транспортного средства

Формула изобретения SU 704 834 A1

SU 704 834 A1

Авторы

Деревянко Владимир Иванович

Овсянников Евгений Павлович

Даты

1979-12-25Публикация

1978-03-23Подача