1
Изобретение относится к средствам кондиционирования воздуха в салонах транспортных агрегатов и может быть применено для нормализации микроклимата в кабинах тракторов, локомотивов, а также в отделениях спецмаищи при совершении ими маршей.
Известна система кондиционирования воздуха для транспортного средства, содержашая турбохолодильную установку, компрессор, теплообменник, магистраль отбора 1.
Недостатком известной системь явмется снижение общего КПД системы силовая установка - кондиционер, так как источником сжатого воздуха для турбохолодильной установки является компрессор с отбором мощности от двигателя транспортного средства. Так, например, для кондиционирования воздуха в кабине трактора отбираемая мощность от вала двигателя составляет 4-6 л.с., т.е. его КПД снижается в среднем на 3-10% в зависимости от класса трактора.
Наиболее близким к изобретению техническим решением является система кондиционирований воздуха для салона транспортного
средства, содержащая тепловой насос абсорбционного типа, генератор которого соединен с выхлопным коллектором двигателя, клапан регулятора, регулирующее устройство и конденсатор с принудительным воздушным охлаждением 2.
Цель изобретения - повышение зффективности работы системы.
Эта цель достигается тем, что система. кондиционирования воздуха снабжена рециркуляционной системой вентилядаи, связанной с тепловым насосом и имеющей регулирующую заслонку, а в салоне расположены датчики контроля температурь и избыточного давления воздуха, к которым через блок управления подключена заслонка.
Для обеспечения устойчивости работы системы при переменных режимах двигателя в его выхлопном коллекторе установлены датчики температуры и избыточного давления газов, к которым через регулирующее устройство подключен клапан регулятора.
На чертеже показана принципиальная схема системыKOHMHUnoHMpoBaimH воздуха для транспортных средств.
УстанЬвка состоит из включенных в контур регулирующего устройства 1, выхлопного коллектора 2 двигателя, датчиков 3 температуры Я избыточного давления газов, клапана 4 регулятора, глушителя 5, генератора 6, абсорбера 7, вакуум-насоса 8, корпуса теплового насоса 9 абсорбционного типа, Конденсатора 10, нагнетарля 11 системы отвода тепла абсо рбций и конденсавдй, испарителя 12, регулирующей заслонки 13, вентилятора-пылеотде лителя 14, датчиков 15 и 16 контроля температуры и избыточного давления воздуха в салоне, блока 17 управления заслонкой и воздухораспределителя 18.
Система кондиционирования воздуха работа ёт следующим образом.
Воздух из салона транспортного средства вентилятором-пьшеотделителем 14 подаётся в греющую полость испарителя 12 теплового . насоса 9. Отдав тепло кипящему хладагенту, воздух охлаждается и через воздухораспределитель 18 поступает в салон. Для предотвра1сцейИ:я попадания в салон неочищенного наружного воздуха в системе предусмотрено создание в салоне избьггочного давления (подпора) . Необходимое избыточное давление для кабин тракторов составляет 65-150 Па и зависит от количеству воздуха, подаваемого в кабину, и ot ее герметичности.
При сильной загрязненности наружного воздуха подача в салон требуемого количества воздуха для создания подпора обеспечивается регулирующей заслонкой 13, положение KOTQрой определяется блоком 17 yripSSlieliftA по заданному избыточному давлению воздуха, к:онт|золйруемому датчиком. При уменьшении загрязненности воздуха положение регулирующей заслонки 13 обеспечивает необходимую кратдасть в6зд)т{66бмён и вёйтЖят отделитель 14 работает, в основном, на рециркуля1щю. Задаваемая величина избыточного давдегая связана с температурой охлажденного воздуха и устанавливается по субъективньгм ощущениям водителя.
Отвод тепла из абсорбера 7 и конденсатора 10 осуществляется наружным воздухом, который нагнетается в аппараты воздуипчого охлаждения (внутренние полости поверхностных теплообменников) нагнетателем 11. Реконцентрация абсорбента в испарителе теплового насоса производится За счет teiwia выхлопных газов двигателя. Внутренняя полость поверхностного теплообменника генератора 6 соединена через трехпозиционный клапан 4 с выхлопным коллектором 2 двигателя. Клапан
4, Положение которого задается регулирующим устройством 1 с да1чиками 3 температуры и давления,предотвращает поступление выхлопных газов в генератор теплового насоса при переменных режимах двигателя, так как продукты неполного сгорания Morjrr снизить эффективность теплообменной поверхности генератора. В этом случае выхлопные газы поступают в глушитель 5, минуя тепловой насос, и выбрасываются в атмосферу. При установившемся режиме двигателя и температуре выхлопных газов вьпие минимально допустимой клапан устанавливается в положение, указанное на чертеже, и тепло выхлопных газов используется для выпаривания хладагента из слабого раствора абсорбента. Создание и поддержание вакуума, в корпусе теплового насоса осуществляется вакуум-насосом 8.
Технико-экономическая эффективность предлагаемого технического решения определяется более полньгм использованием энергии сжигаемого топлива. Так, например, в двигателе трактора Т-150 расход потенгщальной энергии топлива на выхлоп составляет до 30-35%. Использование части этого тепла для кондиционирования воздуха позволяет исключить необходимость отбора мощности от вала двигателя на получение холода для кондиционирования воздуха в кабине.
ФормуЛа изобретения
1.Система кондиционирования воздуха для салона транспортного средства, содержащая тепловой насос абсорбционного типа, генератор которого соединен с выхлопным коллектором двигателя, клапан регулятора, регулирующее устройство и конденсатор с принудительным
Твоздушным охлЪкдением, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности ее работы, она снабжена рециркуляционной системой вентиляции, связанной с тепловым насосом и имеющей регулируюгцую заслонку, а в салоне расположены датчики контроля температ)фы и избыточного давления воздуха, к которым через блок )шравления подключена„заслонка..
2.Система по п. 1, .о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью обеспечения устойчивой работы при переменных режимах двигателя, в его выхлопном коллекторе установлены датчики .контроля температуры и избыточного давления газов, к которым через регулирующее устройство подключен клапан регулятора.
,57048346Источники информации,2. Обзор Развитие системы кондициониропринятые во внимание при экспертизевания воздуха в кабинах самоходнь х машин,
1. Авторское свидетельство СССР N 472029, ЦНИОТЭИтракторосельхозмашин, М., ,1972, кл. В 60 Н 3/00, 1973.с. 18-20, рис. 6 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система кондиционирования воздуха транспортного средства | 1988 |
|
SU1571367A1 |
АБСОРБЦИОННЫЙ КОНДИЦИОНЕР АВТОМОБИЛЯ | 2020 |
|
RU2743472C1 |
АБСОРБЦИОННЫЙ КОНДИЦИОНЕР АВТОМОБИЛЯ | 2021 |
|
RU2758018C1 |
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2014 |
|
RU2573435C2 |
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В САЛОНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2033340C1 |
СИСТЕМА И СПОСОБ (ВАРИАНТЫ) ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ВОДЫ ИЗ МЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ДЛЯ ВПРЫСКА ВОДЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2017 |
|
RU2689685C2 |
Система обеспечения микроклимата электротранспорта | 2024 |
|
RU2825479C1 |
КОНДИЦИОНЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2504485C2 |
Способ работы кондиционера транспортного средства | 2016 |
|
RU2635430C2 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ХОЛОДА И ХОЛОДИЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ЕЕ ВАРИАНТЫ) | 1993 |
|
RU2033584C1 |
Авторы
Даты
1979-12-25—Публикация
1978-03-23—Подача