Наддолотный лубрикатор Советский патент 1980 года по МПК E21B9/08 

Описание патента на изобретение SU717272A1

Изобретение относится к области буровой техники, а именно к наддолотным лубрикаторам для смазки опор шарошечных долот в процессе бурения.

Известен наддолтный лубрикатор, содержаший корпус резервуар для смазки и Подпружиненный поршень для подачи ее через систему смазкоподводящих каналов к опорам шарошечного долота 1.

Недостатком данного лубрикатора является неравномерная подача смазки в опоры долота вследствие уменьшения давления поршня на смазку по мере расжатия пружины при оперожнении резервуара.

Наиболее близки.м к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является наддолотный лубрикатор, содержащий корпус, резервуар для вмещения смазочного материала и устройство для подачи его через систему смазкоподводящих каналов к опорам шарошечного долота за счет энергии сжатого воздуха 2.

В этом лубрикаторе обеспечивается постоянное давление на смазку в процессе работы долота. Недостатком его является то, что

давление воздуха передается на всю находящуюся в резервуаре смазку, в результате чего последняя непрерывно прокачивается через опоры долота со значительной скоростью и выходит из них практически неотработанной. Это приводит к неоправданно большему, чем требуется по условиям смазки и охлаждения нагруженных подшипников, расходу смазочного материала и быстрому опорожнению всего объема резервуара.

Целью изобретения является уменьшение расхода смазочного материала путем порционной подачи его к опорам долота.

Это достигается тем, что устройство для подачи смазочного материала выполнено из поршневого насоса и поршневого пневматического двигателя с управляющим устройством для перевода работы насоса из всасывающего режима в нагнетательный и обратно, при этом рабочая полость насоса сообщена с резервуаром и смазкоподводящими каналами через встречно направленные клапаны. Кроме того, поршни насоса и пневматического двигателя закреплены на одном штоке и расположены в смежных

полостях цилиндра, образованных перегородкой, а управляющее устройство выполнено из золотникового распределителя, предназначенного для попеременного сообщения полостей пневматического двигателя через выполненную в корпусе систему каналов с внутренней полостью бурового става и с затрубным пространством, и рычажно-кулачкового механизма, рычаг которого кине-. матически связан со щтоком насоса и пневматического двигателя, а его кулачки установлены с возможностью попеременного

взаимодействия с золотниковым распределителем для перевода его в конечные положения. С целью исключения остановки рычажно-кулачкового механизма в нейтральном положении, он имеет толкатель в виде подпружиненного ролика, а на контактирующей с ним поверхности кулачка выполнен выступ.

На фиг. 1 изображен наддолотный лубрикатор, общий, вид, в разрезе; на фиг. 2 сечение А - А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б - Б на фиг. 1; ид фиг. 4 - сечение В - В на фиг. 1; на фиг. 5 - рычажнокулачковый механизм (узел I на фиг. 1) в увеличенном масщтабе.

Наддолотный лубрикатор содержит корпус 1 с системой смазкоподводящих кана-, лов 2, резервуар 3 для вмещения смазочного материала и устройство 4 для подачи этого материала к опорам долота.

Корпус 1 состоит из наружной трубы 5, соосно установленной в ее нижней части внутренней трубы 6, верхней 7 и нижней 8 крыщек. На наружной поверхности трубы 6 вь1полнены продольные пазы, которые вместе с внутренней поверхностью трубы 5 образуют систему смазкоподводящих каналов 2.

Резервуар 3 расположен в верхней части корпуса 1 между верхней крышкой 7 и устройством 4.

Устройство 4 для подачи смазочного материала к опорам долота размещено в верхней части внутренней трубы 6 и выполнено из порщневого насоса 9 и порщНевого пневматического двигателя 10 с управляющим устройством 11 для перевода работы насоса из всасывающего режима в нагнетательный и обратно. Порщни 12 и 13 соответственно насоса и пневматического двигателя закреплены на одном щтоке 14 и расположены в смежных полостях цилиндра, образованных стаканами 15 и 16, перегородкой 17 и крыщкой 18.

Насос 9 имеет одну рабочуйэ поЛость «а, которая сообщена с резервуаром 3 и смазкоподводящими каналами -2 через встречно направленные обратные клапаны 19 и 20 соответственно.

Пневматический двигатель 10 имеет три рабочие полости «б, «в и «г, причем полости «б и «г соединены в одну каналом 21, выполненным в щтоке 14. Рабочие полости пневматического двигателя могут сообщаться либо с внутренней полостью бурового става, либо с затрубным пространством. Для этого устройство 4 снабжено

системой каналов, из которых каналы 22 сообщают с внутренней полостью бурового става полость «в, а каналы 23 - полости «б и «г. Сообщение указанных полостей с затрубным пространством осуществляется

через каналы 24, отверстие 25 в трубе б и соосно расположенное с ним отверстие 26 в трубе 5.

Управляющее устройство 11 выполнено из золотникового распределителя 27 и рычажно-кулачкового механизма 28, смонтированных на кронщтейне 29, который жестко прикреплен к корпусу устройства 4.

Золотниковый распределитель установлен в пазу кронщтейна и прижат к торцу корпуса устройства 4 фиксатором 30, представляющий собой подпружиненный щарик. Золотниковый распределитель 27 служит для попеременного сообщения с затрубным пространством рабочих полостей пневматического двигателя 10 путем соединения

каналов 24 либо с каналами 22 (полость «в), либо с каналами 23 (полости «б и «г). Рычажно-кулачковый механизм 28 установлен в кронщтейне 29 на оси 31, причем его рычаг 32 входит в проущину 33 щтока 14, а кулачки34 и 35 имеют возможность при

повороте механизма вокруг оси 31 попере менно взаимодействовать с золотниковым распределителем 27 для перевода последнего в. конечнь1е положения. Рычажно-кулачковый механизм имеет толкатель в виде подJ пружиненного ролика 36, с профилированной поверхностью которого контактирует снабженный выступом кулачок 37.

Герметизация неподвижных соединений наддолотного лубрикатора осуществляется . с помощью уплотнительньгх манжет (колец) 38, а подвижных соединений - с помощью уплотнений 39 воротникового типа.

Для пропуска через лубрикатор воздуха,

идущего на продувку скважины, в верхней

крыщке 7 и корпусе устройства 4 выполнены

сквозные отверстия, соединенные между

собой патрубками 40.

В верхней части резервуара 3 имеется

заправочное отверстие 41, которое после

заправки резервуара смазочным мр- ериалом

0 заглущается пробкой 42.

Работа наддолотного лубрикатора осуществляется следующим образом.

Если золотниковый распределитель 27 занимает крайнее положение, при котором он замыкает каналы 23 и 24, то рабочая полость «в пневматического двигателя оказывается сообщенной с внутренней полостью буровЬго стпава, а полости «б и «г, соединенные между собой каналом 21 в щтоке 14, с затрубным пространством. В процессе бурения давление воздуха, идущего на продувку скважины, передается по каналу 22 в полость «в, и поршни 12 и 13 вместе со штоком 14 вследствие разности давлений внутри лубрикатора и в затрубном пространстве начинают смещаться вниз, стравливая воздух из камер «б и «г по каналу 2.1, каналу 23, глухому пазу в золотниковом распределителе 27, каналу 24, отверстиям 25 и 26 в затрубное пространство. При этом в рабочей полости «а насоса создается разрежение, за счет чего в нее через открбгтый обратный клапан 19 из резервуара 3 начинает поступать смазочный материал (клапан в этот момент закрыт). Одновременно шток 14 пртл своем движении перемещает входящий в его проушину 33 рычаг 32 рычажно-кулачкового механизма 28, вызывая тем самым вращение последнего вокруг оси 31. В свою очередь вращение механизма 28 (в рассматриваемом случае против часовой стрелки) приводит к потере контакта его кулачка 34 с золотниковым распределителем и вступлений в этот контакт его ,же кулачка 35. Под действием усилия, передаваемого кулачком 35, золотниковый распределитель начинает смещаться в пазу кронштейна 29 в другое крайнее положение.

В это же самое время кулачок 37 механизма 28, взаимодействуя своим выступом С профилированной поверхностью ролика 36, отжимает, преодолевая сопротивление пружины, толкатель. Ширина проущины 33 выбирается такой, чтобы ход штока обеспечил .переход рычажно-кулачкового механизма 28 через нейтральное положение, когда ось выступа кулачка 37 совпадает с осью толкателя. При переходе рычажно-кулачкового механизма через это положение к усилий) со стороны штока добавляется усилие со стороны подпружиненного ролика 36, что приводит к быстрому переходу золотникового распределителя в крайнее положение, при котором он замыкает каналы 22 и . В этом положении золотниковый распределитель стопорится фиксатором 30. В результате рабочие полости «б и «г пневматического двигателя 10 оказываются сообщенными с внутренней полостью бурового става, а рабочая полость «в - с затрубным пространством. Давление воздуха по каналу 23 передается в кайеру «г, а оттуда по каналу 21 в камеру «б. Под действием суммарного усилия порщни 12 и 13 вместе со щтоком 14 начинают перемещаться вверх, стравливая воздух из камеры «в в затрубное пространство по каналу 22, пазу в золотниковом распределителе 27, каналу 24, отверстиям 25, 26 и одновременно нагнетая смазочный материал из рабочей полости «а

насоса 9 через открытый клапан 20 в смазкоподающие каналы 2 и далее по кольцевому зазору 43 между торцами нижней крыщки 8 корпуса 1 лубрикатора и переходника 44, каналам 45 в переходнике 44 в опоры долота. 5 Обратный клапан 19 в этот момент закрыт. Шток 14 вновь заставляет перемещатться рычаг 32 рычажно-кулачкового механизма 28 вокруг оси 31, но уже в противоположную юторону (по часовой стрелке). В итоге

д золотниковый распределитель по описанной схеме занимает первоначальное положение, сообщив полость «в с внутренней полостью бурового става, а полости «б и «г - с затрубным пространством. Далее процесс засасывания смазочного материала из ре зервуара 3 и нагнетание его в опоры долота повторяется.

В случае необходимости смазочного материала через опоры долота может быть увеличен за счет исп ользованйя рабочей

0 полости «б пневматического двигателя в качестве второй рабочей полости насоса. Для этого канал 21 в штоке 14 заглущают, а полость «б сообщают через встречно направленные обратные клапаны с резервуаром и с смазкоподводящими каналами.

Такое выполнение наддолотного лубрикатора обеспечивает порционную подачу смазочного материала к опорам долота, что позволяет уменьшить расход этого материала при сохранении оптимальных условий

смазкй и охлаждения подшипников опор долота.

Формула изобретения

1.Наддолотный лубрикатор, содержащий корпус, резервуар для вмещения смазочного материала и устройство для подачи его через систему смазкоподводящих канаЛов к опорам шарошечного долота за счет энергии сжатого воздуха, отличающийся тем, что, с целью уменьшения расхода смазочного материала путем порционной подачи его к опорам долота, устройство для подачи

5 смазочного материала выполнено из поршневого насоса и поршневого пневматического двигателя с управляющим устройством для перевода работы насоса из всасывающего режима в нагнетательный и обратно, при этом рабочая полост насоса сообщена с резервуаром и смазкоподводящими каналами через встречно направленные обратные клапаны.

2.Лубрикатор по п. 1, отличающийся i гем, что поршни насоса и пневматического двигателя закреплены на одном щтоке и

расположены в смежных полостях цилиндра, образованных перегородкой, а управл 1ющее устройство выполнено из золотникового распределителя, предназначенного для переменного сооб11:,ения полостей пневматического двигателя через выполненную в корпусе систему каналов с внутренней полостью бурового ст; а и с затрубным пространством, и рычажно-кулачкового механизма, рычаг которого кинематически связан со штоком насоса и пневматического дв/1гателя, а его кулачки установлены с возможностью попеременного взаимодействия с золотниковым распределителем для перевода его в конечные положения.

3. . .убрикатор по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что, с целью исключения остановки рычажно-кулачкового механизма в нейтральном положении, он имеет толкатель в виде подпружиненного ролика, а на контактирующей с ним поверхности кулачков выполнен выступ.

Источники информации,

принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР 242807, кп. Е 21 В 9/10, 1967.

2.Авторское свидетельство СССР № 246429, кл. Е 21 В 9/10, 1968.

717272

ff-.б

Похожие патенты SU717272A1

название год авторы номер документа
НАДДОЛОТНЫЙ ЛУБРИКАТОР 2005
  • Ле Хыу Тоан
  • Матвеев Юрий Геннадьевич
  • Могучев Александр Иванович
RU2304690C2
Наддолотный лубрикатор 1982
  • Трушкин Борис Николаевич
  • Попов Анатолий Николаевич
  • Абдуллин Марат Мансурович
  • Езов Анатолий Николаевич
  • Жулаев Валерий Петрович
SU1033692A1
Наддолотный лубрикатор 1977
  • Курочкин Борис Михайлович
SU832020A1
Устройство для смазки опор шарошек долота 1983
  • Попов Анатолий Николаевич
  • Жулаев Валерий Петрович
  • Митюрев Евгений Алексеевич
  • Неупокоев Владимир Геннадиевич
  • Юдин Александр Степанович
SU1151657A1
НАДДОЛОТНЫЙ ЛУБРИКАТОР 1990
  • Евсеев Ю.В.
RU2013515C1
НАДДОЛОТНЫЙ ЛУБРИКАТОР 1993
  • Евсеев Ю.В.
RU2066728C1
Наддолотный лубрикатор 1975
  • Данилевич Вячеслав Михайлович
  • Антонов Владимир Григорьевич
  • Полуянов Михаил Александрович
SU587233A1
Наддолотный лубрикатор 1989
  • Павлов Юрий Анатольевич
  • Сухов Рудольф Иванович
  • Шангин Николай Федорович
  • Кубраков Александр Дмитриевич
  • Игнатьев Юрий Сергеевич
  • Якимов Иван Тимофеевич
SU1760073A1
БУРОВОЕ ШАРОШЕЧНОЕ ДОЛОТО С ЦИРКУЛЯЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ СМАЗКИ ОПОРЫ 2010
  • Симисинов Иван Леонидович
  • Симисинов Денис Иванович
RU2453675C1
Наддолотный лубрикатор 1980
  • Конюхов Иван Нилович
  • Кравцов Анатолий Иосифович
  • Минигазимов Магсум Габбасович
  • Спивак Александр Иванович
  • Шаммасов Наяд Халилович
  • Шахмаев Зуфар Махмутович
  • Баиков Анвар Мавлютович
  • Кучимов Наиль Габдрахманович
  • Кагарманов Нурула Фаридович
  • Хамзин Шамиль Хурматович
  • Давлетбаев Мухамедьян Галимович
SU918415A1

Иллюстрации к изобретению SU 717 272 A1

Реферат патента 1980 года Наддолотный лубрикатор

Формула изобретения SU 717 272 A1

SU 717 272 A1

Авторы

Кутузов Борис Николаевич

Агошашвили Тариэл Георгиевич

Крюков Георгий Михайлович

Якимов Вадим Петрович

Бирман Валерий Авраамович

Голубев Юрий Михайлович

Осипов Геннадий Моисеевич

Дюков Николай Григорьевич

Даты

1980-02-25Публикация

1974-09-24Подача