Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в качестве привода в различных машинах и механизмах. Известен гидро- или пневмодвигатель, содержащий две пары колес внутреннего зацепления с радиальными каналами во впадинах зубьев сателлитов и торцовыми дисками, водило с боковыми окнами и со сквозным каналом, снабженным косой перегородкой, и втулку, связанную с валом отбора мбщности. Одна из опор водила размещена в корпусе, а другая - в конце тричной расточке выходного вала. Недостатком известного двигателя является его пониженный объемный КПД .за счет расположения одной из опор водила в концентричной расточке выходного вала, что ведет к выборке торцовых - и радиальных уплотнительны зазоров, к затиранию между дисками и торцовыми поверхностями зубчатых колес Цель изобретения: - увеличение объем ного КПД и долговечности двигателя. Для этого вторая опора водила также размещена в корпусе двигателя, втулка снабжена закрепленной на ней шестерней наружного зацепления для отбора мощности, расположенной между парами колес внутреннего зацепления, по обе стороны которых установлены торцовые диски. На фиг. 1 показан предлагаемый двигатель, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б фиг. 1. В корпусе 1 запрессовано неподвижное центральное колесо 2 с внутренними зубьями, зацепляющимися с внешними зубьями сателлита 3. Другое центральное подвижное колесо 4 с внутренними зубьями жестко связано с втулкой 5 и сидящей на ней шестерней 6 отбора мощности. С колесом 4 зацепляется венец 7 сателлита. Колеса 4, 7 , 2 и 3 уплотняются по торцам дисками 8, 9, 10 и 11. Венцы 3 и 7 сателлита крепятся жестко на втулке 12 и опираютс5 своими под- шипниками 13 и 14 на водило 15, на
концах которого насажены эксцентричные втулки ,16 и 17.
Эксцентриситеты этих втулок равны эксцентриситету С (межцентрово1ч1у расстоянию) водила 15 и на них насажены опоры 18 и 19, размещаемые в корпусе 1 и крьпике. Вдоль оси водила проходит сквозное отверстие, разделяемое наклонной перегородкой 20 на две герметичные полости 21 и 22, которые через боковые каналы 23 и 24 и радиальные прорези 25 во впадинах зубьев венцов 3 и 7 сообщаются с межзубовыми рабочими по лостями Б и Г, образованными аацепле- ниями колес 4 и 7, 2 и 3. Выходной вал 5 опирается на подшипники 26, зафиксирован от осевого перемещения резьбовой втулкой 27 и гайками 28, Между вершинами зубьев колес 2 и 3, 4 и 7 имеются минимальные зазоры 29 и 30, обеспечивающие, с одной стороны, прово- рот колес друг относительно друга, а с другой стороны, размыкание межзубовых пространств на рабочие полости В и Г
При работе двигателя рабочая жидкость (сжатый воздух) попадает из напорной магистрали в полость 22 водила, откуда по каналам 23, радиальным пазам 25 в напорные межзубовые полости В колес 2 и 3, 4 и 7. За счет перепада давления в рабочих межзубовых полостях В и Г водило 12 и сателлит с венцами 3 и 7 приходят во вращение, KOTopioe через центральное подвижное колесо 4 и выходной вал передается шестерне 6
отбора мощности. Одновременно жидкость (газ) захватывается зубьями венцов 3 к 7 сателлита и переносится в сливные полости Г, откуда по пазам 25, боковым
пазам 24, полость 21 уходит в сливную магистраль.
Направление вращения выходного вала можно изменить, если напорной полостью станет полость Г, а сливной - полость В.
Соответственно меняется направление подвода и отвода рабочего тела от внешних магистралей к двигателю.
15 Формула изобретения
1П11анетарный гидро-или пневмодвига-. тель; содержащий две пары колес внутреннего зацепления с радиальными каналами во впадинах зубьев сателлитов и торцовыми дисками, водило с боковыми окнами и со сквозным каналом, снабженным косой перегородкой, и втулку, связанную с валом отбора мощности, причем, по крайней мере, одна из опор водила размещена в корпусе, отличающийся тем, что, с целью увеличения объемного КПД и долговечности двигателя, вторая опора водила также размещена в корпусе двигателя, указанная втулка снабжена зак-. репленной на ней шестерней наружного зацепления для отбора мощности, расположенной между парами колес внутреннего зацепления, по обе стороны которых установлены торцовые диски.
put, 1.
Авторы
Даты
1980-03-05—Публикация
1973-04-23—Подача