1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в комбинированной опоре качения, воспринимающей радиально-осевую нагрузку и фиксирующую относительное положение вращающихся частей механизмов.
Известен подщипник качения, содержащий внутреннее и наружное кольца и установленные без зазора со дтороны их торцов направляющие кольца, а также размещенные между ними ролики с торцовыми углублениями, в которых размещены щарики, контактирующие с тороидальными углублениями, выполненными на направляющих кольцах 1.
Такая конструкция подщипника не обеспечивает самоустановки направляющих колец, что приводит к неравномерному распределению нагрузки по окружпости, повыщенному износу наиболее нагруженных элементов и уменьшению долговечности.
Цель изобретения - увеличение срока службы и расширение эксплуатационных возможностей.
Поставленная цель достигается тем, что кольца в предлагаемом подщипнике смонтированы с возможностью самоустановки одно относительно другого. При этом в наружном и внутреннем кольцах выполнены кольцевые канавки, а на направляющих кольцах выполнены выступы, размещенные в кольцевых канавках с зазором, при этом направляющие кольца установлены с зазором между наружным и внутренним кольцами. Тороидальные углубления могут быть выполнены на рабочих поверхностях направляющих колец или на рабочих поверхностях внутреннего и наружного катец.
На фиг. 1 изображен подшипник качения в разрезе с тороидальными углублениями на рабочих поверхностях направляющих колец; на фиг. 2 - подщипник качения 5 в разрезе с тороидальными ухлублениями на рабочих поверхностях внутреннего и наружного колец; на фиг. 3 - цилиндрический ролик с шарика.ми на торцах; на фиг. 4 - конический ролик с шариками на торцах; на фиг. 5 - сферический ролик с шариками на торцах.
Подщипник качения содержит внутреннее 1 и наружное 2 кольца, установленные со стороны их торцов направляющие кольца 3, а также размещенные между ними ролики 4 с торцовыми углублениями 5, в которых размещены щарики 6. Шарики 6 контактируют с тороидальными углублениями 7, выполненными на направляющих кольцах 3 или на наружном 1 и внутреннем 2 кольцах. Кольца 1 - 3 смонтированы с возможностью самоустановки одно относительно другого. Во внутреннем 1 и наружном 2 кольцах выполнены кольцевые канавки 8, а на направляющих кольцах 3 выполнены выступы 9, размещенные в кольцевых канавках 8 с зазором. Направд1 яющие кольца 3 установлены между наружными 2 и внутренним 1 кольцами также с зазором. Эти зазоры дают возможность осуществлять самоустановку направляющих колец 3 относительно внутреннего 1 и наружного 2 кольца. Ролики 4 с торцовыми углублениями 5 могут быть выполнены цилиндрическими, коническими или бочкообразными. Шарики б крепят в торцовых углублениях 5 при помощи колец 10. При работе подщипникяожет обеспечить вращение в четырех различных направлениях деталей механизмов, сопрягающихся соответственно с наружным 2, внутренним 1 и направляющими 3 кольцами. Например, кольца 1 и 2 вращаются в противоположных (или в одном) направлениях в одной плоскости, а направляющие кольца 3 - в другой плоскости. При этом направление действия осевых и радиальных нагрузок не изменяется. В случае колебательного или процессионного вращения вала изменяются направления и величина действия нагрузок и их распределение между кольцами 1 - 3, а также между щариками 6 н роликами 4. Благодаря самоустановке направляющих колец 3 в пределах зазоров между тороидальными выступами 9 и кольцевыми канавками 8 нагрузка передается равномерно по окружности, что обеспечивает увеличение срока службы. Кроме того, самоустановка 7 6 направляющих колец 3 и возможность подшипника воспринимать различные комбинации радиально-осевых нагрузок позволяет расщирить эксплуатационные возможности подщипника. Использование предлагаемого подшипника позволяет создавать новые компактные конструкции с большим числом степеней свободы. Формула изобретения 1.Подшипник .качения, содержащий внутреннее и наружное кольца и установленные со стороны их торцов направляющие кольца, а также размещенные между ними ролики с торцовыми углублениями, в которых размещены шарики, контактирующие с тороидальными углублениями, выполненными на кольцах, отличающийся тем, чтол с целью увеличения срока службы и расширения эксплуатационных возможностей, кольца смонтированы с возможностью самоустановки одно относительно другого. 2.Подшипник lio п. 1, отличающийся тем, что в наружном и внутреннем кольцах выполнены кольцевые канавки, а на направляющих кольцах выполнены выступы, размещенные в кольцевых канавках с зазором, при этом направляющие кольца установлены с зазором между наружным и внутренни.м кольцами. 3.Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что тороидальные углубления выполнены на рабочих поверхностях направляющих колец. 4.Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что тороидальные углубления выполнены па рабочих поверхностях внутреннего и наружного колец. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 2641516, кл. 308-174, 1953.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГОРИЗОНТАЛЬНО-РАСТОЧНЫЙ СТАНОК | 1972 |
|
SU426759A1 |
МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ТОРЦОВАЯ ЩЕТКА | 1968 |
|
SU220935A1 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2402700C2 |
Устройство для передачи электрических сигналов от вращающегося объекта на неподвижный | 1981 |
|
SU955299A1 |
Поршневой двигатель | 1969 |
|
SU442610A1 |
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2115810C1 |
Поршневой двигатель | 1969 |
|
SU446133A4 |
Подшипниковый узел | 1985 |
|
SU1326802A1 |
Роликовый подшипник | 2015 |
|
RU2613549C1 |
Устройство к станку для образования внутренней резьбы | 1987 |
|
SU1442339A2 |
фие.1
J 6
r
8 б
иг.г
фиг.5
Авторы
Даты
1980-03-15—Публикация
1976-09-14—Подача