1
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к планетарно-винтовым механизмам, и может быть использовано для преобразования вращательного движения в винтовое.
Известна винтовая передача, содержащая два винта, каретку и два зубчатых с внешним зацеплением колеса, каждое из которых взаимодействует с кареткой и с одним из винтов .1.
Недостатками этой передачи являются ее ограниченные кинематические возможности, что обусловлено неизменностью положения осей винтов друг относительно друга.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является планетарновинтовой механизм, содержащий корпус, центральный вал, закрепленную на нем солнечную шестерню, водило, соединенный с ним винт, закрепленный на нем сателлит, и каретку 2.
В этом механизме каретка взаимодействует с винтом, а солнечная шестерня и водило приводятся во вращение зубчатой передачей.
К недостаткам этого механизма относится ограниченный диапазон передаточных отношений, определяемый соотношением зубьев солнечной шестерни и сателлита, а
также шагом резьбы винта, установленного в водиле.
Целью изобретения является расширение кинематических возможностей механизма. Это достигается тем, что механизм снабжен соединенным с центральным валом центральным винтом и двумя взаимодействующими между собой и кареткой зубчатыми с наружным зацеплением колесами, каждое из которых взаимодействует с одним из винтов .
Кроме того, винт, соединенный с водилом, закреплен на нем без возможности вращения относительно своей оси.
На фиг. 1 показана кинематическая схема предлагаемого планетарно-винтового механизма, первый вариант; на фиг. 2 - то же, второй вариант.
Планетарно-винтовой механизм содержит корпус 1, центральный вал 2, закрепленную на нем солнечную шестерню 3, водило 4, соединенный с ним винт 5, закрепленный на нем сателлит 6, каретку 7, соединенный с валом 2 центральный винт 8, взаимодействующие между собой и кареткой 7 зубчатые с наружным зацеплением колеса 9 и 10, взаимодействующие посредством винтовых резьб соответственно с винтами 5 и 8. В показанном на фиг. 2 упрощенном варианте механизма солнечная шестерня и сателлит исключены, а винт 5 закреплен на водиле 4. Центральный вал 2 и водило 4 являются входными звеньями пданетарного механизма и подвод к ним вращения или торможение одного из них может осуществляться любым из известных способов. Например, каждое из этих звеньев может приводиться во вращеиие индивидуальным двигателем, одно из звеньев может быть соединено с двигателем, а другое - заторможено, и, наконец, одно из звеньев может быть соединено с двигателем, а другое звено связано с ним же через замыкающую зубчатую передачу. Планетарно-винтовой механизм работает следующим образом. При заданных вращениях центральному валу 2 и водилу 4 зубчатые колеса 9 и 10 преобразуют вращательное движение относительно взаимодействующих с ними винтов 8 и 5 в поступательное движение каретки 7. В силу существующих кинематических связей в механизме, показанном на фиг. 1, перемещение каретки 5 определяется выражением (Тг - 4), где t, Zz, 2б, zg, 2)0 - числа зубьев шестерни 3, сателлита 6, колес 9 и 10; 5, 8 - щаги резьб винтов 5 и 8; ф2, Ф4 - углы поворота центрального вала 2 и водила 4. Как видно из приведенного выражения передаточное отношение механизма зависит от величин /1, 12, h и s1015 20 25 30 35 40 45 В известном.же механизме передаточное отношение его зависит только от параметров /2 и 5Для механизма, показанного на фиг. 2, это перемещение определяется выражением (1-гЛ. Таким образом, предлагаемый иланетарно-винтовой механизм позволяет расщирить диапазон его передаточных отношений за счет того, что передаточное отношение в данном случае зависит от большего числа исходных параметров. Другим достоинством этого механизма является то, что в нем осевые силы, возниг кающие при взаимодействии колес с винтами, воспринимаются опорами двух, а не одного винта. Формула изобретения Планетарно-винтовой механизм, содержащий корпус, центральный вал, закрепленную на нем солнечную шестерню, водило, соединенный с ним винт, закрепленный на нем сателлит, и каретку, отличающийся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей механизма, он снабжен соединенным с центральным валом центральным винтом и двумя взаимодействующими между собой и кареткой зубчатыми с наружным зацеплением колесами, каждое из которых взаимодействует с одним из винтов. 2. Механизм по п. I, отличающийся тем, что винт, соединенный с водилом, закреплен на нем без возможности вращения относительно своей оси. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент США № 3159046, кл. 74-4248, 1964. 2.Артоболевский И. И. Механизмы в современной технике. Т. П1. М., «Наука, 1973, с. 511, фиг. 630 (прототип).
4- е
зуг,/
Авторы
Даты
1980-03-30—Публикация
1978-05-23—Подача