которых включен в цепь отключения трансформатора, первые входы подключены к выходу многообмоточного реле, вторые входы - к выходам органа сравнения абсолютных величин, соответствующие выходам, входы которого иодключены к датчику в цепи компенсационной обмотки каждого из трансформаторов, нри этом выходы датчиков, подключенных к многообмоточному реле, на одноименных сторонах соединены между собой согласно-нараллельно.
На чертеже представлена принципиальная схема устройства для варианта использования одного датчика с двумя вторичиыми обмотками в цеци комиенсационной обмотки и применительио к трем параллельио работающим автотрансформаторам.
На параллельно включенных трансформаторах 1-3, имеющих регулировочные обмотки 4-6 и электромагнитно с ними связанные компенсационные обмотки 7-9, установлены датчики 10-18 токов нулевой последовательности (например, параллельно соединенные трансформаторы тока трех фаз) со стороны высшего напряжения - 10-12, со стороны среднего напряжения - 13-15 и 16-18 в цепях компенсационных обмоток. Выходы датчиков тока одноименных цепей соедииеиы согласно-параллельно. При этом общие выходы датчиков сторон высшего и среднего напряжений соединены между собой встречно-параллельпо и подключены к тормозной обмотке 19 реле 20. Общий выход датчиков 16-18 подключен к рабочей обмотке 21 реле 20, а в цепи каждого отдельного датчика 16-18 включен одии из входов органа 22 сравнения абсолютных величин (избирателя цепи с иаибольшим током), имеющего число входов и выходов, равиое числу автотрансформаторов. Выход реле 20 подключен к первым входам логических элемеитов Н 23- 25. К вторым входам логических элементов подключены соответствующие выходы органа сравнения абсолютных величин. Выходы элементов 23-25 включены в цени отключения автотрансформаторов 1-3 соответственно.
Нри внещнем (но отношению к всей группе параллельио работающих автотрансформаторов) коротком замыкании на землю в рабочую обмотку 21 реле 20 иоступает арифметическая сумма токов датчиков 16-18, а в тормозпую 19 - арифметическая сумма токов датчиков 10-15. Число витков тормозиой обмотки выбрано так, чтобы реле 20 не срабатывало. Ноэтому, несмотря на появление сигнала на одном из выходов высокочувствительного органа 22 сравнения, сигнал на отключение через логические элемеиты 23-25 не проходит.
При внешнем коротком замыкании без земли датчики 16-18 токов нулевой последовательности дают на выходе только составляющие небаланса, обусловленные их погрешностью. Число витков рабочей обмотки 21 выбрано так, чтобы реле 20 не срабатывало от составляющих небаланса.
Нри активном замыкании регулировочной обмотки 4 одной из фаз автотраисформатора 1 увеличивается ток в электромагиитно с нею связанной компенсационной обмотке 7. Датчик тока 16 дает существенно больший ток, чем датчики 17 или 18. В результате появляется сигнал на первом выходе органа сравнения 22 и втором входе элемента 23. Токи датчиков 16-18 складываются и поступают в рабочую обмотку 21 реле 20. Токи датчика 10 и датчики И, 12 имеют противоположное направление, поэтому их алгебраическая сумма не содержит дополнительной составляющей, циркулирующей в контуре «поврежденный автотрансформатор - неповрежденные автотрансформаторы.
Но этой причине нет дополнительной составляющей в общей цепи датчиков 13-15. В результате создаются условия срабатывания реле 20 при небольшом тормозном токе. Срабатывание реле 20 обуславливает появление сигнала на первом входе элемента 23 и, как следствие присутствия сигналов па его обоих входах, отключение поврежденного автотрансформатора 1.
Устройство обеспечивает необходимую чувствительность при замыканиях регулировочной обмотки трансформаторов как для однотрансформаторных, так и многотрансформаторных подстанций.
Формула изобретения
Устройство для защиты трансформатора с комненсационной и регулировочной обмотками, содержащее датчики токов нулевой последовательности, установленные ее стороны выводов высшего, среднего напряжений и компенсационной обмотки, и многообмоточное реле, рабочая обмотка которого присоединена к датчику в цепи компенсационной обмотки, тормозная - к встречно-параллельно включенным выходам датчиков на сторонах высщего и среднего напряжений, отличающееся тем, что, с целью расщирения функциональных возможностей путем повышения чувствительности при параллельной работе трансформаторов, оно дополнительно снабжено органом сравнения абсолютных величин с числом входов и выходов, равным числу трансформаторов, и логическими элементами И по числу трансформаторов, выход каждого из которых включен в цепь отключения трансформатора, первые входы подключены к выходу многообмоточного реле, вторые входы - к выходам органа сравнения абсолютных величин, соответствующие выходам, входы которого подключены к датчику в цепи компенсационной обмотки каждого из трансформаторов, при этом выходы датчиков, подключенных к многообмоточному реле, на одноименных сторонах соединены между собой согласно-параллельно.
Источники информации, принятые зо внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 449416, кл. Н 02Н 3/28, 1973.
2.Типовое решение ВГИИ и НИИЭнергосетьнроект № 407-0108 за 1975.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для дифференциально-фазной защиты | 1982 |
|
SU1113866A1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ВЫСОКОЧАСТОТНОЙ ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2000 |
|
RU2171003C1 |
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ И НАСТРОЙКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ТОКОВОЙ ЗАЩИТЫ ТРАНСФОРМАТОРОВ И АВТОТРАНСФОРМАТОРОВ | 2007 |
|
RU2340062C1 |
Устройство для дифференциальной защиты электроустановки | 1980 |
|
SU907666A1 |
Устройство для дифференциальнофазной защиты | 1976 |
|
SU613437A1 |
Устройство для дифференциально-фазной защиты сборных шин | 1977 |
|
SU729718A1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ШИН ТРЕХФАЗНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2000 |
|
RU2171002C1 |
Устройство для дифференциальной защиты и узел контроля исправности съемных кассет защиты | 1981 |
|
SU1001279A1 |
Устройство для защиты трехпроводного ввода трансформаторов и автотрансформаторов | 1973 |
|
SU449416A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЛОКИРОВКИ РЕЛЕЙНОЙ ЗАЩИТЫ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ВО ВТОРИЧНЫХ ЦЕПЯХ ТРАНСФОРМАТОРА НАПРЯЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2069433C1 |
U
й«л. I Ф OrttK f Сда.Н
Авторы
Даты
1980-04-30—Публикация
1976-07-13—Подача