1
Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано при организации программированного обучения в различных учебных заведениях.
Известно устройство для обучения и контроля значний учаш,ихся, содержащее блоки ввода, сравнения и памяти ответов, воспроизведения учебной информации, управления и регистрации 1.
Недостатком этого устройства в режиме Q «контроль является возможность выдачи всех контрольных кадров из одной темы или раздела- программы и невозможность выдачи контрольных кадров случайным образом по различным и строго фиксированным темам контролирующей программы. 5
Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является устройство для обучения и контроля знаний учащихся, содержащее блок ввода ответов, подключенный к блоку сравнения ответов и блоку памяти, соединенному с регистром адреса, блоком воспроизведения учебной информации и блоком сравнения адресов, который подключен к регистру адреса, блоку воспроизведения учебной информации и блоку определения признаков, соединенному с блоком сравнения ответов, блоком воспроизведения учебной информации и блоком управления, который подключен к регистру адреса, блоку регистрации и блоку сравнения ответов, соединенному с блоком воспроизведения учебной информации, который подключен к регистру адреса и блоку регистрации 2.
Это обучающее устройство работает по разветвлённой программе и возможно его использование в качестве контролирующего устройства, но контроль проводится не качественно, так как в устройстве отсутствует случайная выборка учебной информации.
Блоки случайной выборки известных устройств имеют тот недостаток, что они останавливают лентопротяжный механизм в случайный момент времени и нельзя выдавать вопросы строго по фиксированным темам, что снижает точность обучения.
Причиной этого недостатка является выполнение блока случайной выборки в виде генератора и его связь с лентопротяжным механизмом.
Целью изобретения является повышение точности обучения.
Цель достигается тем, что предлагаемое устройство содержит коммутатор адресов, счетчик и генератор случайных сигналов, педключенный к счетчику, который соединен с первым входом коммутатора адресов, второй вход которого подключен к блоку воспроизведения учебной информации, а выход- к входу регистра адреса.
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся схематически изображено на чертеже и содержит блок ввода ответов 1, подключенный к блоку сравнения ответов 2 и блоку памяти 3, соединенному с регистром адреса 4, блоком воспроизведения учебной информации 5 и блоком сравнения адресов 6, который подключен к регистру адреса 4, блоку воспроизведения учебной информации 5 и блоку определения признаков 7, соединенному с блоком сравнения ответов 2, блоком воспроизведения учебной информации 5 и блоком управления 8, который подключен к регистру адреса 4, блоку регистрации 9 и блоку сравнения ответов 2, соединенному с блоком воспроизведения учебной информации 5, который подключен к регистру адреса 4 и. блоку регистрации 9, генератор случайных сигналов 10, подключенный к счетчику 11, который соединен с первым входом коммутатора адресов 12, второй вход которого подключен к блоку воспроизведения учебной информации 5, а выход - ко входу регистра адреса 4.
Блок ввода ответов 1 состоит из цифробуквенных кнопок ввода ответов, дешифратора, триггеров запоминания ответов и реле запуска лентопротяжного механизма (на чертеже не показаны).
Блок памяти 3 содержит носитель информации на кинопленке с нанесенными на ней информационными кадрами и кодами управления и реверсивный лентопротяжный механизм (на чертеже не показаны).
Блок воспроизведения учебной информации 5 состоит из однотипных фотоэлектрических усилителей, преобразующих фотосигнал в электрические импульсы и усиливающие их (на чертеже не показаны).
Блок регистрации 9 включает в себя счетчик ошибок со схемой совпадения на счетном входе, дешифрато|р и индикаторные лампы оценок (на чертеже не показаны).
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся работает следующим образом.
После ввода учащимся ответа блок 1 выдает код ответа и вычислитель 13 выдает сигнал запуска лентопротяжного механизма в блок памяти 3. Во время движения кинопленки управляющие коды проходят мимо фотодатчиков блока воспроизведения 5, считываются, усиливаются и подаются в вычислитель 13, который на основе кода ответа и кодов, считываемых с кинопленки, осуществляет поиск нужного кадра. Коды
считываются последовательно во время движения кинопленки. Код ответа поступает в блок сравнения ответов 2. В этот блок поступают сигналы из блока воспроизведения 5 с фотоэлектрических усилителей, считывающих коды возможных ответов и разряд «обязательное сравнение, а из блока определения признаков 7 поступают управляющие сигналы о считывании того или иного типа кодов.
В исходном- состоянии вычислитель 13
реагирует только на коды возможного ответа и управляющие коды. При сравнении кода ответа с кодом возможного ответа и при наличии сигнала из блока 8 блок 2 выдает сигнал сравнения в блок управления 8.
, Если ни один из предусмотренных кодов возможных ответов не сравнился с кодом ответа (учащийся ответил не предусмотренным образом), то придет код, в которо.м содержится разряд «обязательное сравнение и при считывании такого кода блок 2 выдает
0 сигнал сравнения в блок управления 8.
В блок определения признаков 7 поступают сигналы из разрядов блока воспроизведения 5, занятых отличительными признаками, а из блока 7 поступают разрешающие сигналы о наличии типа кода в блок сравнения ответов 2, или в блок управления 8, или в блок сравнения адресов 6 в зависимости от типа кода.
Блок управления 8 по сигналу из блока 2 производит запоминание наличия сравнения
0 кода ответа и кода возможного ответа и выдает кратковременный сигнал на запись ошибки в блок регистрации 9, и если в сравниваемом коде закодирован разряд «неправильно, который из блока боподается в блок регистрации 9, то при совпадении двух сигналов блок 9 регистрирует и индицирует ощибку.
После запоминания сигнала сравнения кода возможного ответа с кодо.м ответа блоQ ком 8, вычислитель 13 в дальнейшем реагирует только на коды следующего типа. Первый пришедщий код следующего типа вызывает появление сигнала из блока ,7 в блок 8, который вырабатывает разрешающий сигнал на запись адреса следующего
5 кадра в регистр адреса 4. Часть адреса (несколько разрядов) следующего кадра из блока воспроизведения 5 поступает в регистр адреса 4 непосредственно, а другая часть адреса (остальные разряды) из блока воспроизведения 5 поступает в регистр адреса 4 через коммутатор 12. При подключении регистра 4 коммутатором 12 к блоку воспроизведения, устройство будет работать в режиме «обучение и все разряды адреса следующего кадра поступают в регистр адреса 4 из блока воспроизведения 5. В другом состоянии коммутатора 12 часть разрядов адреса поступает в регистр адреса 4 с выходов счетчика 11 случайной выборки, который считает импульсы с генератора случайных сигналов 10 и имеет в момент записи случайный код. Это - режим «контроль.
По сигналу из блока 8 регистр адреса 4 записывает адрес следующего кадра в регистр адреса 4 или полностью из блока воспроизведения 5, или записывает часть адреса следующего кадра из блока воспроизведения 5, а другую часть адреса записывает из счетчика 11, что зависит от состояния коммутатора 12. Адрес следующего кадра запоминается на время поиска следующего кадра.
Выдачу разрещающего сигнала блок 8 запоминает и повторных сигналов не выдает, а вычислитель 13 в дальнейшем реагирует только на коды следующего типа. Часть адреса следующего кадра, поступающего помимо коммутатора 12, содержит разряд направления движения «реверс и, если необходимый кадр находится в стороне, противоположной первоначальному направлению движения кинопленки, то регистр адреса 4 выдает сигнал «реверс в блок памяти 3, по которому направление движения кинопленки изменяется на противоположное.
Блок сравнения адресов 6 производит поразрядное сравнение адреса следующего кадра, приходящего из регистра адреса 4 и кода кадра, приходящего из блока воспроизведения 5, при наличии разрещающего сигнала из блока определения признаков 7. При поразрядном сравнении блоком 7 выдается сигнал на остановку лентопротяжного механизма в блок памяти 3.
Цикл поиска кадра может быть без сравнения кода ответа. П-ри организации линейного участка программы переход от кадра к кадру можно осуществить с помощью одного кода, в котором код кадра - все нули, так как в исходном состоянии регистр адреса 4 находится в нулевом состоянии и при считывании кода данного типа с нулевым кодом кадра происходит сравнение с нулевым адресом, блок 7 выдает сигнал о наличии признака кода в блок 6, который формирует сигнал на останов лентопротяжного механизма, который поступает в блок памяти 3.
Применение данного устройства позволяет повысить функциональные возможности
устройства, а именно использовать одно и то же устройство и для обучения и для контроля со случайной выборкой кадров. Это исключает необходимостьиметь в одной аудитории несколько типов устройств, часть которых предназначена для обучения, а другая - для контроля.
Вместе с этим контроль проводится более качественно, так как каждый учащийся получает по одному кадру случайной выборкой из каждой зоны кадров. А при формиров.ании зон по темам и разделам исключается выборка кадров не по всем темам или разделам.
Формула изобретения
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся, содержащее блок ввода ответов, подключенный к блоку сравнения ответов и блоку памяти, соединенному с регистром адреса, блоком воспроизведения учебной информации и блоком сравнения адресов, который подключен к регистру адреса, блоку воспроизведения убечной . информации и блоку определения признаков, соединенному с блоком сравнения ответов, блоком воспроизведения учебной информации и блоком управления, который подключен к регистру адреса, блоку регистрации и блоку сравнения ответов, соединенному с блоком воспроизведения учебной информации, который подключен к регистру адреса и блоку регистрации, отличающееся тем, что, с целью повыщения точности обучения, оно содержит коммутатор адресов, счетчик и генератор-случайных сигналов, подключенный к счетчику, который соединен с первым входом коммутатора адресов, второй вход которого подключен к блоку воспроизведения -учебной информации, а выход - ко входу регистра адреса.
Источники инфор.мации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Прибор для контроля текущей успеваемости К-54. Техническое описание. Завод Точэлектроприбор. Киев, 1964.
2.Авторское свидетельство СССР
по заявке № 2184468/24, кл. G 09 В 7/02, 1976.
L/.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся | 1977 |
|
SU767812A2 |
Адаптивное обучающее устройство | 1977 |
|
SU746690A1 |
Адаптивное обучающее устройство | 1977 |
|
SU739620A1 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU767814A1 |
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU1023383A1 |
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU809316A2 |
Адаптивное обучающее устройство | 1977 |
|
SU832574A2 |
Обучающее устройство | 1977 |
|
SU822230A2 |
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся | 1977 |
|
SU739621A1 |
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU809314A2 |
Авторы
Даты
1980-06-15—Публикация
1977-01-24—Подача