Обучающее устройство Советский патент 1981 года по МПК G09B7/02 

Описание патента на изобретение SU809316A2

(54) ОБУЧАЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Похожие патенты SU809316A2

название год авторы номер документа
Адаптивное обучающее устройство 1977
  • Великанов Валерий Семенович
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Федечкин Александр Сергеевич
  • Дегтярев Владимир Александрович
  • Алимпиев Артурий Васильевич
SU746690A1
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся 1978
  • Алимпиев Артурий Васильевич
  • Маляров Анатолий Николаевич
SU868816A2
Обучающее устройство 1978
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Алимпиев Артурий Васильевич
SU746692A1
Обучающее устройство 1977
  • Морозов Виталий Константинович
  • Великанов Валерий Семенович
  • Скорнякова Лариса Семеновна
SU744710A2
Обучающее устройство 1978
  • Алимпиев Артурий Васильевич
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Федечкин Александр Сергеевич
  • Дегтярев Владимир Александрович
SU809314A2
Адаптивное обучающее устройство 1978
  • Великанов Валерий Семенович
SU802985A1
Адаптивное обучающее устройство 1977
  • Морозов Виталий Константинович
  • Великанов Валерий Семенович
  • Морозов Владимир Константинович
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Дегтярев Владимир Александрович
  • Федечкин Александр Сергеевич
  • Алимпиев Артурий Васильевич
SU832574A2
Обучающее устройство 1979
  • Маляров Анатолий Николаевич
SU842921A1
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся 1977
  • Великанов Валерий Семенович
  • Маляров Анатолий Николаевич
SU739621A1
Адаптивное обучающее устройство 1977
  • Морозов Виталий Константинович
  • Великанов Валерий Семенович
SU739622A1

Иллюстрации к изобретению SU 809 316 A2

Реферат патента 1981 года Обучающее устройство

Формула изобретения SU 809 316 A2

Изобретение относится к автоматизации учебного процесса и может быть использовано в различных учебных заведениях . Известно обучающее устройство, со держащее блок связи с ВМ, дешифратор блок ввода, управляемый диапроектор, экран, блок фотодатчиков, логический блок, блок оценок, блок индикации и ВМ Щ . Недостатком данного устройства является его сложность. / По основному авт. св. 723646известны обучающие устройства, содержащие блок ввода ответов, связанный с блоком сравнения ответов и бло ком памяти, соединенным с блоком вос произведения, который подключен к блоку регистрации, блоку сравнения адресов, регистру адреса, блоку орав нения ответов, блоку выдержки времени и блоку определения признаков, подсоединенному к блоку сравнения ад ресов , блоку управления и блоку срав нения ответов, связанному с блоком управления, который соединен с блоком регистрации и регистром адреса, подключенным к блоку памяти и блоку сравнения адресов, подсоединенным к блоку памяти и блоку выдержки вретмени, связанному со счетчиком текущего времени, соединенным с индикатором текущего времени, а кроме того, регулятор темпа обучения связан с блоком задержки времени 2. Известно устройство, содержащее блок ввода ответов, подключенный к блоку сравнения ответов и блоку памяти, соединенному с регистром адреса, блоком воспроизведения учебной информации и блоком сравнения адресов, который подключен к регистру адреса, блоку воспроизведения учебной информации и блоку определения признаков, соединенному с блоком сравнения ответов, блоком воспроизведения учебной информации и блоком управления, который подключен к регистру адреса, блоку регистрации и блоку сравнения ответов, соединенному с блоком воспроизведения учебной информации, который подключен к регистру адреса и блоку ..регистрации, соединенному с пультом преподавателя, блок определения этапов учебного процесса, соединенный с выходами блока воспроизведения учебной информации и сравнения адресов и со входом пульта преподавателя И

Это устройство позволяет фиксировать и выдавать преподавателю сведения о количестве этапов и количестве допущенных учащимися ошибок.

Однако известное устройство не позволяет фиксировать неусвоенные или плохо усвоенные учащимися этапы 1цля .их повторной проработки после обучения по всей программе.

Если учащийся допустил ошибки при обучении по какому-либо этапу/ то после разъяснения этих ошибок, повторного контроля усвоенных знаний и после безошибочных ответов на новые вопросы учащийся обучается по следующему этапу обучающей программы. Исследования показали, что после обучения по всем этапам программы следует вернуться к этому неусвоенному или плохо усвоенному этапу для его повторного изучения, так как изучение уже пройденного материала после изучения всего материала позволяет переосмыслить трудный материал, глубже его понять и лучше усвоить. Повторное обучение по всем этапам программы неэффективно, так как ведет к большим затратам времени.

Аналогичные рассуждения справедливы и для того материала, на изучение которого уча1цийся затрачивает больше времени, чем это предусмотрено. Повторение неусвоенного или плохо усвоенного материала после изучения материала всей программы позволет повысить эффективность обучения. Указанное устройство не позволяет обучать учащегося с выборочным повторением неусвоенных или плохо усвоенных этапов после обучения по всей программе.

Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства

Указанная цель достигается тем, что в известное устройство введены блок фиксации очередного этапа обучения и блок фиксации неусвоенных этапов обучения, подключенный к блоку сравнения адресов, блоку регистрации и блоку фиксации очередного этапа обучения, соединенному с блоком воспроизведения и блоком сравнения адресов, подключенным к блоку регистрации.

На чертеже схематически изображено обучающее устройство.

Устройство содержит блок 1 ввода ответов,,подключенный к блоку 2 сранения ответов и блоку 3 памяти, соединенному с блоком 4 воспроизведения, который подключен к блоку 2 сравнения ответов, счетчику 5 ошибок , блоку 6 фиксации очередного этапа обучения, регистру 7 адреса, блоку 8 сравнения адресов, узлу 9 задержки времени и блоку 10 определения признаков, соединенному с блоком 8 сравнения адресов, блоком

11 управления и блоком 2 сравнения ответов, подключенным к блоку 11 управления, который соединен со счет чиком 5 ошибок и регистром 7 адреса, связанным с блоком 3 памяти и блоком 8 сравнения адресов, подключенным к блоку 3 памяти, блоку б икcaции очередного этапа обучения узлу 9 задержки времени, который с Зднен со счетчиком 12 текущего времени, блок 13 фиксации неусвоенных этапов, входы которого подключены к счетчику 5 ошибок, блоку 6 фиксации очередного этапа обучения и счетчику 12 текущего времени, а выход - к блоку 8 сравнения адресов пульт управления (не показан).

Счетчики 5 и 12 и узел 9 объединены в блок 14 регистрации.

Блок 3 памяти содержит носитель информации на кинопленке с нанесенными на ней информационными кадрами и кодами управления и реверсивный лентопротяжный механизм (не показаны

Блок 13 регистрирует неусвоенные учащимся этапы обучающей программы для их повторной проработки после обучения по всей программе, Он содержит элементы памяти (триггеры) каждый из которых соответствует определенному этапу обучающей программы, схему подключения (установки в нулевое -состояние) соответствующего элемента памяти и схему считывания информации с соответствующего данному этапу элемента памяти (не показаны) .

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

После ввода учащимся ответа блок

Iввода ответов подает сигнал запуска лентопротяжного механизма в блок

3 памяти и код ответа в блок 2 сравнения ответов, куда также поступают коды возможных ответов с фотоэлектрических усилителей блока 4, считывающих закодированные на кинопленке коды возможных ответов. В блок 2 из блока 10 определения признаков поступают разрешающие сигналы о считывании с пленки кодов возможных ответов. При поразрядном сравнении кода ответа с одним из кодов возможного ответа блок 2 выдает сигнал сравнения в блок 11 управления.

IIпроизводит запоминание наличия сравнения кода ответа и кода возможного отгета и вьщает кратковременный сигнал ка запись ошибки в счетчик 5 ошибок, и если в сравненном коде была закодирована ошибка, то . сигнал о наличии ошибки из блока 4 поступает в счетчик 5. После сравнения кода возможного ответа с кодом ответа первый пришедший за сравненным кодом возможного ответа код, являющийся адресом следующего кадра, вызывает появление сигнала из блока 10 в блок 11 управления, который вырабатывает разрешающий сигнал в регистр 7 адреса на запись адреса следующего кадра из блока 4 в регистр 7, Если необходимый кадр находится в стороне, противоположной первоначальному направлению движе ния кинопленки, то регистр 7 адреса подает сигнал реверса в блок 3 памя ти и направление движения кинопленки меняется на противоположное. Блок 8 сравнения адресов произво дит поразрядное сравнение адреса нужного кадра, приходящего из регис ра 7 адреса, и кода кадра, приходящего из блока 4 воспроизведения при поиске кадра, а также при наличии разрешающего сигнала из блока 10 оп ределения признаков о присутствии к да кадра. При поразрядном сравнении блоком 8 выдается сигнал на останов ку лентопротяжного механизма в блок 3 памяти. Сигнал останова также под ется в блок 6, и если в сравненном коде кадра содержится разряд Этап сигнал от которого подается из блока 4 в блок 6, то при совпадении этих сигналов счетчик блока б приба вит единицу к предыдущему состоянию Одновременно сигнал останова подает ся из блока 8 в узел 9 задержки вр мени , по которому в узел 9 поступае код времени, закодированный на кинопленке рядом с разрядом Этап и соответствующий времени изучения ма териала данного этапа. По этому коду изменяется частота следования импул сов генератора из узла 9 в счетчик 12 текущего времени. Счетчик 12 суммирует импульсы, поступающие из узл 9 и по достижению определенного их числа запоминает и выдает в блок 13 сигнал о перерасходовании времени учащимся при обучении по данномуэта пу. Первый кадр каждого этапа, кроме разряда Этап, содержит одинаковый для первых кадров всех этапов код кадра. Следовательно, для выбора нужного этапа обучения необходимо и достаточно выбрать (отыскать) пер вый кадр этого этапа. Перед началом обучения учащегося по программе элементы блока 13. находятся в единичном состоянии. При обучении по первому этапу блок б подает код первого этапа в блок 13 на схему считывания информации с элементов памяти, по которому считывается информация с первого элемента памяти, соответствующего первому этапу. Единичный сигнал с первого элемента памяти блока 13 поступает в блок 8 сравнения адресов и разрещает сравнение адреса следующего кад ра с кодом кадра, соответствующим первому кадру первого этапа. Внутри этапа Ветвления ведутся от первого кадра. Во время прихода из блока 4 сигнала, соответствующего разряду Этап, и сигнала из блока 11 управления в блок б для переключения счетчика блока б в следующее состояние, соответствующее второму этапу обучения, последний подает на короткое время сигнал в схему подключения блока 13 и подключается вход установки в нулевое состояние первого элемента памяти блока 13, соответствукидего уже пройденному первому этапу обучения. Если во время работы над первым этапом учащийся не допускал ошибок, равно как и не допускал перерасхода времени, то сигнал из счетчика 5 ошибок об отсутствии сядшбок и сигнал из счетчика 12 текущего времени об отсутствии перерасхода времени поступают в блок 13, и по этим сигналам первый элемент памяти блока 13 перейдет в нулевое состояние. В противном случае единичное состояние первого элейента памяти сохранится. Сигнал переключения счетчика блока б в следующее состояние задерживается на время, достаточное для переключения элемента памяти блока 13 в нулевое состояние. После переключения счетчика блока 6 в следующее состояние, соответствующее второму этапу обучающей программы, код блока б поступает на схему считывания блока 13, которая считывает единичный сигнал элемента памяти, соответствующего второму этапу обучения. Таким образом, после обучения по. первому этапу происходит переходко второму этапу обучения, так как элемент памяти, соответствующий второму этапу, первоначально находился в единичном состоянии, поэтому будет найден первый кадр второго этапа. После перехода к новому этапу состояния счетчика 5 и узла 9 сбрасывается в первоначальное. После обучения по всей программе блок 13 зафиксирует неусвоенные учащимся этапы. Его элементы памяти, сохранившие единичное состояние, свидетельствуют о том, что этапы, которым соответствуют эти элементы памяти, не усвоены учащимся и нуждаются в повторении. При усешном изучении этапов элементы памяти , которые соответствуют этим этапам, сохранят нулевые состояния. При повторном изучении материала роизводится выбор неусвоенных этаов обучения, а усвоенные этапы проускаются, так как в этом случае азрешающего сигнала из блока 13 блок 8 не поступает (а значит выор первого Кс1дра каждого из усвоених этапов производиться не будет). бучение учащегося производится до ех пор, пока все этапы программы е усвоены. В этом случае все элеенты памяти блока 13 находятся в улевом состоянии. Возврат програм

SU 809 316 A2

Авторы

Маляров Анатолий Николаевич

Алимпиев Артурий Васильевич

Даты

1981-02-28Публикация

1978-07-19Подача