Изобретение относится к автсматике и вычислительной технике, в частности к обучающим устройствам, и может, быть использовано в различных 5 учебных заведениях.
известны обучающие устройства, позволяющие вести обучение .по линейной или разветвленной програи ме . .
Наиболее близким к предлагаемому |Q изобретению является обучающее устройство по осн. авт.ев, № 723646, содержащее блок ввода ответов, подключенный к блоку сравнений ответов и блоку памяти, соединенному с бло- |j ком воспроизведения, который подключен к блоку сравнения ответов, блоку регистрации, блоку сравнения адресов, регистру адреса и блоку определения признаков, соединенному. с блоком сравнения адресов, блоком управления и блоком сравнения ответов , связанным с блоком управления, который соединен с блоком регистрации и регистром адреса, подклю- 5 ченным к блоку памяти и блоку сравнения, соединенному с блоком памяти
ы
Недостатком этого устройства является то, что оно лишь фиксирует неверные ответы, но преподавателю необходимо знать,чем вызван этот неверный ответ.
Неверный ответ на вопрос еще не свидетельствует о плохом изучении данной темы. Зачастую бывает, что причиной этого является незнание предиадущей темы, на которой базируется данная тема,и невозможность детальной прора ботки данной темы уже следствие, а не причина неверного ответа на вопрос.
Для ответа на кг1Ждый заданный вопрос необходимо знать несколько учебных разделов, т.е. в процессе ранения задачи учагг ийся стгшкивается с последовательностью операций , каадая из которых требует знания одной или нескольких учебных тем,и неизвестно,из-за незнания какой ранее изученной темы учащийся ответил неверно, так как неверный ответ может быть вызван незнанием одной или нескольких учебных тем.
Данное устройство не позволяет объективно оценить пробелы в знаниях учащихся, что вызвано отсутствием в нем блока,запоминающего количество не изученных тем, покаания которого при достаточном коичестве контролей позволяют судить пробелах в знаниях учащегося с ольшой достоверностью и корректиовать преподавателю процесс обуения.
Цель изобретения - повышение очности устройства и достоверности ценки знаний учащихся по темам.
Эта цель достигается тем, что в звестное устройство (1) введен блок анализа хода учебного процесса,соеиненный, с блоком воспроизведения чебной информации,блоком определения признаков, блоком управления и блоком регистрации.
На фиг.1 приведена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг.2 приведены, четыре тигГа кодов.
В Предлагаемом обучающем ус1ройстве {фиг.1) блок ввода ответов 1 связан с блоком 2 сравнения ответов и блоком 3 памяти, соединённым с блоком 4 воспроизведения, который подключен к блоку 2 сравнения ответов, блоку 5 регистрации,блоку б анализа хода учебного процесса, регистру 7 адреса, блоку 8 сравнения адресов и блоку 9 определения признаков, связанному с блоком б анализа , блоком 8 сравнения адресов, блоком 10 управления и блоком 2 сравнения ответов, соединенным с блоком 10 управления, подключенным к блоку б анализа, блоку 5 регистрации, и регистру 7 адреса, соединенному с блоком 3 памяти и блоком 8 сравнения адресов, связанным с блоком 3 памяти, а кроме того, блок 6 анализа подключен к 6;rioку 5 регистрации,содержащемурегистраторы преподавателя 11 и учащегося 12.,
Перед рассмотрением работы устройства необходимо рассмотретькодировку кинопленки (фиг. 2).
В предлагаемом устройстве программа имеет четыре типа кодов 13, 14,15,16 с различными функциями В управлении работой устройства. Коды типа 13 содержат код возможного ответа 17, предназначенный для сравнения с кодом ответа, разряд обязательное сравнение 18, необходимый для безусловного сравнения с кодом ответа,разряд неправиЛЬно 19, предназначенный для занесения одного штрафного балла в блок регистрации 5 и отличительный признак 20, служащий для опознавания кода типа 13 устройством. Отличительный признак 20 содержит такую комбинацию кодов в своих разрядах,которая является запретной для кодов других типов, например, третий снизу разряд светлый, а второй снизу разряд темный.
Коды типа 14 содержа код вероятно неизученной темы 21, являющейся двоичным номером счетчика в блоке
анализа б, который считает вероятное количество ошибок, допущенных из-за незнания данной отличительный признак 22 (третий снизу разряд темный, а второй снизу разряд светлый).. .
Коды типа 15 содержат адрес сле(дующего кадра 23, по которому нужно искать следующий кадр и отличительный признак 24 (второй и третий
0 разряды снизу темные).
Коды типа .16 содержат код кадра 25, являющийся двоичным номером кадра и предназначенный для сравнения с адресом следующего кадра и отличительный признак 26 (второй и третий разряд снизу светль е).
В кодах всех типов существует один служебный разряд-маркер 27, предназначенный Для формирования разрешающего сигнала на считывание
0 всего кода и необходимый для того, чтобы информЗДия не считывалась с кадров во время движения кинопленки. . ..
На кинопленке коды располагают5 с:я следующим образом. Рядом с кадром стоит код типа 16, предназначенный для перехода к данному кадру, а за ним группа из кодов типов 13,14,15, предназначенная для перехода от
0 данного кадра. За каждым кодом типа 13 стоит несколько (или один) кодов типа 14, за которым стоит код типа 15 (на фиг. не показано). Блоки 2, б, 7, 8, 9, 10 объедине5 нн в вычис;1итель 28.
Предлагаемое обучающее устройство работает следующим образом (фиг.1)
После ввода учащимся ответа блок ввода ответов 1 подает код ответа в вычислитель 28 и сигнал запуска
лентопротяжного механизма в блок 3 памяти. Во время движения кинопленки управлякщие коды проходят мимо фотодатчиков блока 4 воспроизведения, считываются, усиливаются и подаются
5 в Штаслитель 28, который на основе кода ответа и кодов, считываемых с кинопленки, осуществляет поиск нужного каДра. . .. Коды считываются последовательно
0 во время движения кинопленки. Код ответа поступает в блбк 2;срсшнения Ответов. В этот блок поступают также. сигналы из разрядов блока 4 воспроизведения с фотоэлектрических усилителей, считывающих коды возможных .ответов и разряд обязательное сравнение, а из блока 9 определения признаков поступают сигналы о считывании кодов типа 15.
В исходном состоянии вычислитель
0 28 реагирует только .на коды типа 13.
При поразрядном сравнении кода ответа с кодом возможного ответа и при наличии сигнала из блока 9, блок 2 вьвдает сигнал сравнения в блок 10
5 управления.
Если ни один из предусмотренных кодов возможных ответов не сравнился с кодом ответа (учащийся ответил непредусмотренным образом),то придет код типа 13, стоящий последним среди кодов типа 13, в котором содержится разряд обязательное срайнёние, и при считывании такого кода блок 2 выдает сигнал сравнения в блок 10 управления.
В блок 9 определения признаков поступают сигналы из разрядов блока 4 воспроизведения, занятых отличительными признаками, а из блока 9 поступают разрешающие сигналы о налич ии типа кода в блок 2 сравнения ответов, если считываемый код является кодом типа 13, в блок б анализа если считываемый код относится к типу 14, в блок 10 управления,если код относится к типу 15, и в блок 8 сравнения адресов, если это код типа 16.
Блок 10 управления по сигналу из блока 2 производит запоминание наличия сравнения кода ответа и кода возможного ответа и выдает кратковременный сигнал на запись ошибки в блок регистрации 5 и если в сравниваемом коде типа 13 закодирован разряд неправильно, который из блока 4 подаётся в блок 5 регистрации, то при совпадении двух сигналов блок 5 регистрирует и индицирует ошибку.
После .запоминания блоком 10 сигнала сравнения кода возможного ответа с кодом ответа вычислитель 28 реагирует только на коды типа 14.При :счи1ывании кода типа 14 блок определения признаков 9 подает разрешающий сигнал в блок 6 анализа;
Код вероятно неизученной TeNM 21 в блоке б дешифрируется, подается сигнал на счетчик, соответствующий данной, вероятно неизученной теме, и при наличии двух разрешающих сигналов из блока 9 и из блока 10 соответствующий счетчик блока б прибавит единицу к своему предыдущему состоянию. . .
За кодом возможного ответа может стоять Несколько кодов вероятно неизученных тем, так как неизвестно из-за незнания какой темы учащийся ответил неправильно, поэтому будут перечислены все возможные темы, знание которых необходимо для ответа на данный вопрос, и каждый соответствуквдий счетчик прибавит единицу к предыдущему состоянию.Содержимое счетчиков выводится на регистратор преподавателя 11.
Разрешающий сигнал из блока 10 .управления необходим для того, чтобы прибавления единиц в блоке б производились после сравнения кода возможного ответа и до прихода .первого кода типа 15.
ПЬсле прохождения мимо блока 4 воспроизведения всех йодов типа 14, относящихся к сравнеиному коду возможного ответа, придет код типа 15, содержащий адрес следующего кадра 23. Этот первый код типа 15 вызывает появление сигнала из блока 9 в блок 10, и блок 10 вырабатывает разрешающий сигнал на запись адреса, следующего кадра IB регистр адреса 7. На этом выдача разрешающего сигнала
o из блока 10 управления в блок б анализа прекращается и появля.ется разрешающий сигнал в регистр 7 адреса.
Адрес следующего кадра, содержащийся в коде типа 14 и поступающий
5 из блока 4 в блок 12, записывается в регистр адреса 7 и запоминается на время поиска следующего кадра. ЕЫцачу разрешающего сигнала блок 10 запоминает и повтсчрных сигналов
0 не выдает, а вычислитель 28 в дальнейшем реагирует только на коды типа 16.
Адрес следующего кадра содержит разряд направления движения реверс ,
5 и если нужный кадр находится в стороне, противоположной первоначальному нап авлени .движений кинопленки, то регистр 7 адреса подает сигнал реверс в блок 3 памяти, по кото0рому направление движения кинопленки изменяется на противоположное.
Блок 8. сравнения адресов 7 производит поразрядное сравнение адреса следующего кййра, приходящего из ре5гистра адресами кода кадра,приходящего из блока воспроизведения 4 при наличии разрбаааклцего сигнала из блока 9 определения признаков (о наличии кода типа 16). При разрядном сравнений блоком 8 выдается сигнал
0 на останов .ленто-протяжного механизма в блок 3 памяти.
Использование предлагаемого устройства позволяет преподавателю более объективно выявлять слабо изу-
5 ченные темы у учащихся,так как данi -ное устройство вскрывает знания не
только текущей темы, но и знания . предьщущих тем, на которых базируется текущая тема. Ввиду Того,
0 что знания учащегося оценивгштся вероятностно, необходимо проводить достаточное число контролей, после которых у преподавателя будут собираться следующие сведения.Например,
5 Энание темы № 1 необходимо для ответов на 5 вопросов, по этим вопросам в среднем 4,5 человека ответили правильно, а знание темы № 2 необходимо для ответов на 8 вопросов,
0 на которые ответили в среднем 3,2 человека. Это дает право утверждать, что тема t 1 хорошо усвоена учащимися, а тема I 2 слабо усвоена.Знание усвоенных и неусвоенных тем
5 позволяет преподавателю кррректировать процесс обучения и уделять больше времени слабо изученным темам, несмотря на то, что некоторые темы изучались значительно ранее текущей гены.
Формула изобретения
Обучающее устройство по авт.св. № 723646,отличающееся тем, что, с целью повьяиения точности
устройства, оно содержит блок ангшиза хода учебного процесса, соединенный с блоком воспроизведения учебной информации, блоком определения признаков, блоком управления и блоком регистрации.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке 2184468/18-24, кл. G 09 В 7/02, 30.08.76 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся | 1977 |
|
SU750543A1 |
Адаптивное обучающее устройство | 1978 |
|
SU802985A1 |
Адаптивное обучающее устройство | 1977 |
|
SU746690A1 |
Обучающее устройство | 1977 |
|
SU822230A2 |
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU809314A2 |
Адаптивное обучающее устройство | 1977 |
|
SU748493A2 |
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся | 1977 |
|
SU741308A1 |
Устройство для контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU767814A1 |
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся | 1978 |
|
SU868816A2 |
Обучающее устройство | 1978 |
|
SU860111A2 |
34
9Г
k2
Авторы
Даты
1980-06-30—Публикация
1977-12-20—Подача