Устройство для обучения и контроля знаний учащихся Советский патент 1981 года по МПК G09B7/02 

Описание патента на изобретение SU868816A2

1

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для машинного обу- i чения в различных учебных заведениях.

По основному авт. св. 750543 известно устройство для обучения и контроля знаний учащихся, содержащее блок ввода ответов, подключенный к блоку сравнения ответов и блоку памяти, соединенному с регистром адреса, блоком воспроизведения учебной информации и блоком сравнения адресов , который подключен к регистру адре.са, блоку воспроизведения учебной информации и блоку определения признаков, соединенному с блоком сравнения ответов, блоком воспроизведения учебной информации и блоком управления, который подключен к регистру адреса, блоку регистрации и блоку сравнения ответов, соединенному с блоком воспроизведения учебной информации, который подключен к регистру адреса регистрации, соединенному с пультом преподавателя, блок определения этапов учебного процесса, соединенный с выходами блока воспроизведения учебной информации и. блока сравнения адресов и со входом пульта преподавателя 11.

Недостатком данного устройства . является то, что оно не позволяет определять степень усвоения знаний учащимися по каждому этапу и не позволяет анализировать качество программ по каждому этапу. Однако этапы программы-различаются формой изложения материала, сложностью rf объемом материала, и поэтому исследование времени,затрачиваемого учащимися на обучения по каждому из этапов,а также исследование отклонения реального времени обучения от задаваемого времени обучения в пределах этапа могут свидетельствовать о степени усвоения знаний учащимся по каждому этапу и о качестве обучающей пр ограммы.

Причиной указанного недостатка является отсутствие возможности регистрировать и индицировать преподавателю сведений о времени, затраченным учащимся по усвоению материала в пределах этапа, и об отклонении времени, затраченным учащимся от задаваемого времени обучения в пределах этапа.

Цель изобретения - расширение ди(Да-ктических возможностей устройства. Указанная цель достигается тем, что в известное устройство введен блок фиксации отклонения времени по этапам обучения, соединенный с блоком воспроизведения учебной информации, блоком сравнения гщресов, блоком определения этапов учебного процесса, блоком регистрации и пультом преподавателя. На чертеже схематически изображено предлагаемое устройство. Устройство содержит блок 1 ввода ответов, -связанный с блоком 2 сравнения ответов и блоком 3 памяти, сое диненным с блоком 4 воспроизведения учебной информации/ который подключен к блоку 2 сравнения ответов, бло ку 5 регистрации, блоку 6 определения этапов учебного процесса, регистру 7 адреса, блоку 8 сравнения адресов , блоку 9 фиксации отклонения временипо этапам обучения и блоку определения признаков, соединенному с блоком 11 управления, блоком 8 сравнения адресов и блоком 2 сравнения ответов, подключенным к блоку 1 управления, соединенному с блоком 5 регистрации и регистром 7 адреса, связанным с блоком 3 памяти и блоком 8 сравнения адресов, подключенным к блоку 3 памяти, блоку 9 фикса ции отклонения времени по Этапам обучения и блоку 6 определения этапов учебного процесса, дешифратор 1 этапов, подключенный к пульту 13 преподавателя и блоку 9 фиксации отклонения времени по этапам обучения, который подключен к индикатору 14 текущего времени и к пульту 1 преподавателя, подключенному к узлу 15 сбора статистических данных. Блок 3 памяти содержит носитель информации на кинопленке с нанесенными на ней кадрами и кодами управЛенин и реверсивный лентопротяжный механизм. Блок 9 содержит определители отклонения времени, каждый из которых соответствует определенному этапу обучающей программы. Блок 9 преднаэ для определения затраченного учсццимися времени на. изучение этапа и для определения отклонения времени, затраченного на изучение материала этапа от задгшаемого в обучающей прогрги«1ме времени изучения материала этапа. Блок 6 содержит формирователь этапов, (не показан), подключенный к дешифратору 12 атаПов. Блок 5 содержит регистратор (не показан). Предлагаемое устройство работает следующим образом. После ввода учгидимся ответа блок ввода ответов подает сигнал запуска лентопротяжного механизма в блок 3 памяти и код ответа в блок 2 сравнения ответов, куда также поступают коды возможных ответов с фотоэлект ческих усилителей блока 4, считывающих закодированные на кинопленке ко-, ы возможных ответов, в блок 2 также из блока 10 поступают, сигналы о , читывании кодов возможных ответов, акодированных на кинопленке. При поразрядном сравнении кода ответа с одним из кодов возможного ответа блок 2 выдает сигнал сравнения в блок 11 управления. Блок 11 производит запоминание Нсшичия сравнения кода ответа и кода возможного ответа и выдает кратковременный сигнал на запись ошибки в блок 5 регистрации, и если в сравненном коде бьша закодирована ошибка определенного веса, то код веса ошибки из блока 4 поступает в блок 5 регистрации, где су(«лируются веса ошибок учащегося. .После сравнения кода возможного ответа с кодом ответа первый пришедший код, являющийся адресом следующего кадра, вызывает появление сигнала из блока 10 в блок 11, который вырабатывает разрешающий сигнал в регистр 7 адреса на запись адреса следукмцего кадра из блока 4 в регистр 7. Если нужный кадр находится в стороне, противоположной первоначальному направлению движения кинопленки, то регистр 7 адреса подает сигнал реверса в блок 3 памяти, и направление движения кинопленки меняется на противополож-г ное. Блок 8 сравнения адресов производит поразрядное сравнение адреса нужного кадра, приходящего на регистр 7, и кода кадра, приходящего из блока 4 при поиске нужного кадра, а также при наличии разрешсиощего сигнала из блока 10 определения признаков о присутствии кода кадра. При поразрядном сравнении блоком 8 ведается сигнал на остановку лентопротяжного механизма в блок 3 памяти. Сигнал остановки подается также в блок б, и если в сравниваемом коде содержится закодированный разряд этап, приходящий из блока 4 в блок 6, то при совпадении этих сигналов счетчик блока 6 прибавляет единицу к предыдущему состоянию. Код изучаемого этапа поступает в дешифратор 12 этапов, который подает код этапа в пульт 13 преподавателя на индикацию количества изученных учащимся этапов, а также разрешающий сигнал на вход Одного из определителей отклонения времени в блок 9, соответствующего данному этапу. Таким образом, на определенном этапе обучения учащегося будет производиться подключение соответствующего этому этапу определителя отклонения времени в блоке 9. На вход подключенного определителя блока 9 приходит разрешагаций

сигнал останова из блока 8 сравнения адресов, по которому в этот определитель из блока 4 поступает код времени (он находится, например, в коде содержащем код кадра),, который определяет время, задаваемое учащемуся для изучения материала в этапе. Код времени может состоять из. нескольких кодов времени, которое суммируются в определителе и определяют время, предназначенное для изучения материала нескольких кадров, принс1длежащих данному этапу. По соотношению затраченного учащимся времени на изучение материала данного этапа и зёшаваемого вреглени определяется отклонение времени изучения материала в этапе учащимся (например, при изучении 2-го этапа учащийся потратил на 15% времени больше, чем задавалось) .

Блок 9 в пульт 13 преподавателя подает код времени изучения материала по данному этапу, а также код отклонения времени изучения материала от задаваемого времени по данному этапу. Эт коды поступают также в узел 15 сбора статистических данных для накопления информации о времени изучения материала и отклонениях времени по всем этапам при обучении по программе групп учащихся.

Блок 9 также соединен с индикаТОЕЮМ 14 текущего времени, который высвечивает учащемуся время, оставшееся на обдумывание дозы материала, и время, превышенное учащимся по сравнению с временем, необходимым для обдумывания дозы материала (доза материала может соответствовать одному кадру, нескольким кадрам, этапу и т. п.) .

Применение предлагаемого устройства позволяет определять степень усвоения материала учащимися по каждому

этапу, которая определяется временем усвоения материала и отклонением времени усвоения материала от заданного Это позволяет преподавателю активно участвовать в процессе обучения учащи;сся на машинах, а индикгщия и регистрация информации об усвоении материала позволяет оценить качество программ по этапам, что даёт возможность выработать требования,-предъявляемые к nporpat« taM и создавать программы, наилучшим образом реализующие поэтапный метод обучения.

Известные устройства ангшогичного назначения не позволяют определять

степень усвоения материала учащимися по времени усвоения материсша по этапсм и отклонению времени усвоения материгша от задаваемого времени по этапам.

При доработке программы до оптимального варианта, средний уровень знаний учащихся повысится примерно на 0,2-0,25 бсшла.

Формула изобретения

25

Устройство для обучения и контроля знаний учащихся по авт. св. 750543, отличающееся

тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, оно содержит блок фиксации отклонения времени по этапам обучения, соединенный с блоком воспроизведения учебной

информации, блоком сравнения адресов, блоком определения этапов учебного процесса, блоком регистрации и пультом преподавателя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР 750543, кл. G 09 В 7/02, 1977 (прототип).

Похожие патенты SU868816A2

название год авторы номер документа
Обучающее устройство 1978
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Алимпиев Артурий Васильевич
SU809316A2
Обучающее устройство 1978
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Алимпиев Артурий Васильевич
SU746692A1
Обучающее устройство 1978
  • Алимпиев Артурий Васильевич
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Федечкин Александр Сергеевич
  • Дегтярев Владимир Александрович
SU809314A2
Адаптивное обучающее устройство 1977
  • Великанов Валерий Семенович
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Федечкин Александр Сергеевич
  • Дегтярев Владимир Александрович
  • Алимпиев Артурий Васильевич
SU746690A1
Обучающее устройство 1979
  • Маляров Анатолий Николаевич
SU842921A1
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся 1977
  • Великанов Валерий Семенович
  • Алимпиев Артурий Васильевич
SU750543A1
Обучающее устройство 1978
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Алимпиев Артурий Васильевич
SU894780A2
Адаптивное обучающее устройство 1978
  • Великанов Валерий Семенович
SU802985A1
Устройство для контроля знаний учащихся 1978
  • Маляров Анатолий Николаевич
  • Алимпиев Артурий Васильевич
SU767814A1
Обучающее устройство 1977
  • Морозов Виталий Константинович
  • Великанов Валерий Семенович
  • Скорнякова Лариса Семеновна
SU744710A2

Иллюстрации к изобретению SU 868 816 A2

Реферат патента 1981 года Устройство для обучения и контроля знаний учащихся

Формула изобретения SU 868 816 A2

SU 868 816 A2

Авторы

Алимпиев Артурий Васильевич

Маляров Анатолий Николаевич

Даты

1981-09-30Публикация

1978-07-13Подача