1
Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к роторам электрических машин с жидкостным охлаждением обмоток.
Известны роторы электрических машин с жидкостным охлаждением обмоток, снабженные элементом, вмонтированным в гидравлическую цепь и позволяющим изменять жидкости 1. Указанный элемент выполнен в виде съемных шайб с различными диаметрами. Изменение расхода жидкости тю цепям достигается уменьшением диаметров каналов проводников.
Недостатком таких роторов является то, что охлаждающая жидкость в системе, несмотря на очистку, имеет частицы, постепенно откладывающиеся на поверхностях водяного тракта, тем сгииым создавая опасность закупорки суженного канала, что существенно снижает надежность работы электрической машины,
Известен также ротор электрической машины с жидкостным охлаждением содержащий выполненную из полых проводников обмотку, в которой проводник для слива жидкости снабжен наконечником и расположен на большем
радиусе, чем проводник для подачи жидкости в обмотку, а напор или часть напора для циркуляции жидкосс ти по цепям охлаждения создается
непосредственно ротором при его вращении за счет разности радиусов подачи и слива жидкости 2.
В таких роторах подача и слив
10 жидкости для групп цепей охлаждения осуществляется на-одинаковых радиусах, и для прокачки хладоагента используется одинаковый полезный напор. При этом расход жидкости рез симметрично расположенные «эдепи оказывается практически различным из-за разброса величины диаметра канала. того, неодинаковая глубина расположения обмоток от поверхности, разнотолщинность изоляции обмоток приводят к несимметричному нагреву бочки ротора, вызывают тепловой небаланс, зависящий от нагрузки генератора, устранение которого представляет значительные трудности.
Из указанных конструкций наиболее близкой к изобретению является 3Q последняя.
Целью изобретения является повышение надежности и расширение рабочего диапазона регулирования расхода жидкости по цепям охлаждения.
Указанная цель достигается тем, что в роторе электрической машины наконечник выполнен с возможностью поворота для изменения радиуса слива и может иметь г-образную| фо)му,
На фиг. показан продольный разрез торцовой части ротора электрической машины в зоне выводов обмотки возбуждения; на фиг. 2 и 3 варианты исполнения элементов, поз воляющих изменять диаметр слива.
Обмотка возбуждения ротора выполнена в виде катушек 1, намотанных из полых проводников, выводы 2 и 3 которых вынесены аксиально за пределы лобовых частей катушек 1 и закреплены в изоляционных трубках 4, установленных в кольце 5. Охлшкдаю:щая жидкость поступает в обмотку че; рез центральный канал 6 по радиальным каналам 7 в коллектор 8, В аксиальные сливные отверстия установлены наконечники 9, закрепленные гай кой 10.
При тепловой несимметрии в цепях обмотки наконечники 9 обмотки устанавливают таким образом, чтобы вы ходное отверстие на сливе жидкости соответствовало диаметру слива, и жестко фиксируют наконечники гайками 10.
При наличии повышенного расхода жидкости в одной из цепей обмотки наконечники 9 поворачивают таким
:образом, чтобы радиус сливного отверстия этой цепи был меньше остальных.
Применение наконечника, имеющего возможность поворота для изменения радиуса слива, позволяет при самонапорной системе жидкостного охлаждения обмотки устранить тепловой небаланс, расширить рабочий диапазон регулирования расхода жидкости и тем самым повысить нгадежность работы электрической машины.
Формула изобретения
1.Ротор электрической машины с жидкостным охлаждением, содержащий выполненную из полых проводников обмотку, в которой проводник для слива жидкости снабжен наконечником и расположен на большем радиусе, чем проводник для подачи жидкости, отличающийся тем, что,
с целью повышения надежности и расширения диапазона регулирования расхода жидкости, указанный наконечник выполнен с возможностью поворота дл изменения радиуса слива.
2.Ротор электрической машины с жидкостным охлаждением по п. 1, о тл,и чающийся тем, что указанный наконечник выполнен Г-образной форли.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 192901, кл. Н 02 К 9/20, 1962.
2,Сборник Электросила, 29 1973, Опытный турбогенератор с полным водяным охлаждением (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОБМОТКА ВОЗБУЖДЕНИЯ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1990 |
|
RU2024157C1 |
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2054781C1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ОБМОТКИ | 1969 |
|
SU236610A1 |
Ротор электрической машины с жидкостным охлаждением обмотки | 1985 |
|
SU1307509A1 |
Петлевая обмотка ротора турбогенератора с жидкостным охлаждением | 1990 |
|
SU1735969A1 |
ПРОВОДНИК ОБМОТКИ СТАТОРА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1990 |
|
RU2054782C1 |
Ротор электрической машины с жидкостным охлаждением | 1990 |
|
SU1781778A1 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2010 |
|
RU2422969C1 |
Ротор электрической машины | 1972 |
|
SU496636A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВОДЯНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ОБМОТОК РОТОРА | 1992 |
|
RU2042252C1 |
Ю 3
риг.1
Фиг.г
Авторы
Даты
1980-06-30—Публикация
1975-07-09—Подача