(54) СПСЮОБ ЦЕНТРОВКИ ТЕОДОЛИТА НАД ЗАДАННОЙ ТОЧКОЙ
ПРИ НАХОЖДЕНИИ СУДНА НА ПЛАВУ
1
Изобретение относится к судостроению и касается способов центровки теодолита над заданной точкой при нахождении судна на плаву.
Известен способ центровки теодолита над заданной точкой при нахождении судна на плаву, включающий установку теодолита .и осуществление последовательно в двух взаимно перпендикулярных направлениях синхронности наклонения судна и теодолита, поворот трубы теодолита на угол, равный утлу наклона судна, с отсчетом угла наклона по вертикальному лимбу теодолита и наклон теодолита вместе с его подвижной вертикальной осью .
Недостаток способа - низкая точность.
Пель изобретения - повышение точности способа центровки.
Поставленная цель достигается тем, что после установки теодолита определяют новое положение заданной точки от крена и дифферента и смещают в него оптический отвес теодолита, а перед поворотом трубы теодолита на угол, равный углу наклона судна, отмечают на стойках точки пересечения горизонтального штриха зрительной трубы теодолита при утле наклона зрительной трубы теодолита , равном нулю, затем поворачивают зрительную трубу теодолита вокруг горизонтальной оси на угол, равный углу наклона судна, в сторону наклона судна и отмечают на тех же стойках точки пересечения горизонтального Щ1рт«ха зрительной трубы теодолита, а перед наклоном теодолита вместе с его подвижной вертикальной осью, осущест10вляют контроль фактического угла наклона судна по его теоретическому значению, полученному после поворота зрительной трубы теодолита на угол, равный углу. наклона судна, после чего наклон теодолита вместе
15 с его подвижной вертикальной осью осуществляют до совпадения горизонтального штриха зрительной трубы теодолита с точками пересечения его на стойках, полученными при наклонах зрительной трубы теодолита на угол;
20 равный углу наклона судна.
На фиг. 1 показана часть палубы в аксонометрии с установленным на ней теодолитом; на фиг. 2 - судно, вид сбоку; на фиг. 3 - поперечный разрез судна. Способ центровки теодолита осуществляют следующим образом. Устанавливают теодолит 1 над заданной точ кой А, расположенной на палубе на пересеченго следа диаметральной плоскости 2 и ItnqcKOCTH мидель-шпан гоута 3 на высоте Н, измеренной от палубы до оси оптического отвеса теодолита путем совмещения с нею оси оптического отвеса теодолита 1. После установки теодолита 1 над заданной точкой определяют новое положение заданной точки А в зависимости от крена и дифферента при их максимальном значен.1ш с учетом нахождения судна на плаву. Для этого по квад ранту контрольной плиты 4 судна замеряют, угол крена « и угол дифферента Ч , определяют, изменение положения точки А в двух взаимно перпендикулярных направлениях по формулам tga и tg ф . откладывают их на палубе и определяют ново положение заданной точки - точку АЗ. Затем ; смещают оптический отвес теодолита 1 из точки А в точку АЗ при показании на теодолите нулевого положения по горизонту. Для возможности смещения оптического отвеса теодолита 1 из точки А в точку АЗ теодолит устанавливают на стол 5, верхняя плита которого имеет возможность перемещения в одной плоскости по двум взаимно перпендикулярным , направлениям (на фиг. 1 не показано). Точка АЗ характеризует новое положение заданной точки при максимальных значениях крена и дифферента. Затем последовательно в двух взаимно перпендикулярных направлениях (в диаметрал ной плоскости 2 и плоскости мидель-штанго ута 3), обеспечивают синхронность наклонений судна и теодолита 1. Для зтого устана ливают связь между теодолитом 1 и контрол ной плитой 4 судна, приводят уровень квадранта в нулевое положение в диаметральной плоскости 2 и приводят уровень вертикального лимба на теодолите 1 также в нулевое положение. Затем разворачивают уровень квадранта контрольной плиты 4 и зрительной трубы теодолита 1 на 90° в плоскость мидель-щпангоута 3 и аналогично согласовывают синхронность наклонений. После этого на стойке 6, расположенной в диаметральной пл кости 2, отмечают точку Е пересечения горизонтального щтриха зрительной трубы теодолита 1 при угле ншслона теодолита 1 равном нутпо. Затем поворачивают зрительную трубу теодолита 1 вокруг горизонтальной оси на утоп, равный углу дифферента V в сторо наклона судна и отмечают на этрй же стойке 6 точку EI пересечения горизонтального штриха теодолита 1. Затем разворачивают теодолит 1 на 90° в плоскость мидель-шпангоута 3, ставят в этой плоскости стойку 7 и аналогично отмечают точку F пересечения горизонтального щтриха зрительной трубы теодолита 1 при угле наклона зрительной трубы теодолита 1, равном нулю, и точку FI пересечения горизонтального штриха зрительной трубы теодолита 1 после поворота ее вокруг горизонтальной оси на угол;, равный углу крена а, в сторону наклона судна. При этом условная плоскость, проведенная через горизонтальный штрих зрительной трубы теодолита 1 и точки Е и F , даст горизонтальную плоскость, а плоскость, проведенная через горизонтальный штрих зрительной трубы теодолита и точки EI и FI, даст плоскость, параллельную основной плоскости судна. После этого осуществляют контроль фактического угла наклона судна по его теоретическому значению, полученному после поворота зритехшной трубы теодолита 1 на угол, равный углу наклона судна. Для этого замеряют расстояние EEj, представляющее собой фактический угол дифферента Ч ) в линейных величинах. Теоретическое значение этого же угла определяют по формуле EE,L tg IV ( при L Н), где L - расстояние от оптической оси теодолита 1 до стойки 6; Ц - угол дифферента судна, снятый с. контрольной плиты 4 судна при нанесении точки EI на стойку 6; tg Ч - значение тангенса. Затем сравнивают значение фактического и теоретического угла дифферента в линейных величинах, совпадение их подтверждает синхронность колебаний судна и теодолита 1 в диаметральной плоскости. Аналогично производят контроль фактического и теоретического угла крена. При этом замеряют фактический угол крена в линейных величинах FFi и вычисляют теоретическое значение этого же угла по формуле tga (FF,AAi при ), где В - расстояние от оптической оси теодолита до стойки 7; а - угол крена, снятый с кoнippльнoй плиты 4 при нанесении точки FI на стойку 7; tga - значение тангенса. При несовпадении фактического и теоретического значений угла наклона в диаметральной плоскости 2 и плоскости мидель-шпангоута 3 согласование синхронности качаний
теодолита 1 и судна повторяют до совпадения зйачений углов наклона. После этого наклон теодолита 1 вместе с его подвижной вертикальной осью осуществляют в диаметральной плоскости 2 и плоскости мидель-шпангоута 3 до совпадения горизонтального штриха зрительной трубы теодолита 1 с точками Ej и Ft его пересечения на стойках 6 и 7, полу- ценными при наклонах зрительной трубы теодолита 1 на угол, равный углу наклона судна, т.е. крена и дифферента. Наклонение осуществляют в двух взаимно перпендикулярньЬс направлениях.
При этом оптическая ось теодолита 1 перемещается из точки АЗ в точку А (находящуюся в диаметральной плоскости 2 и плоскости мидель-шпангоута 3), а зрительная труба теодолита 1 в плоскость, параллельную основной плоскости судна. Таким образом, теодолит отцентрован над заданной точкой
при нахождении судна на плаву с учетом крена и дифферента.
Формула изобретения25
Способ центровки теодолита над заданной точкой при нахождении судна на плаву, включающий установку теодолита и осуществление .последовательно в двух взаимно перпендикуляр-зо ных направлениях синхронности наклонения судна и теодолита, поворот трубы теодолита на угол, равный углу наклона судна, с отсчетом угла наклона по вертикальному лимбу
теодолита и наклон теодолита вместе с его подвижной вертикальной осью, отличающ и и с я тем, что, с целью повьпиения точности, после установки теодолита определяют новое положение заданной точки от крена и дифферент-а и смещают в него оптический отвес теодолита, а перед поворотом трубы теодолита на угол, равньш углу наклона судна, отмечают на стойках точки пересечения горизонтального игтриха зрительной трубы теодолита при угле наклона зрительной трубы теодолита,равном иулю,затем поворачивают зрительную трубу ттеодолита вокруг горизонтальной оси на угол, равный углу наклона судна, в сторону наклона судна и отмечают на тех же стойках точки пересечения горизонтального штриха зрительной трубы теодолита, а перед . наклоном теодолита вместе с его подвижной вертикальной осью, осуществляют контроль фактического угла наклона судна по его теоретическому значению, полученному после поворота зрительной трубы теодолита на угол, равный углу наклона судна, после чего наклон теодолита вместе с его подвижной вертикальной осью осуществляют до совпадения горизонтального штриха зрительной трубы теодолита с точками пересечения его на стойках, полученными при наклонах зрительной трубы теодолита на угол, равный углу наклона судна.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.; Авторское свидетельство СССР № 431056, кл. В 63 В 9/00, 03.03.69 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ контуровки секций и блоков корпуса судна | 1972 |
|
SU482344A1 |
СПОСОБ ПРОВЕРКИ И РАЗМЕТКИ ТЕОДОЛИТОМ КОНСТРУКЦИЙ КОРПУСА СУДНА | 1969 |
|
SU431056A1 |
Способ определения размеров крупногабаритного объекта | 1986 |
|
SU1384939A1 |
Оптический способ проверки положенияКОРпуСНыХ КОНСТРуКций и ОбВОдОВ СудНАНА СТАпЕлЕ | 1979 |
|
SU844460A1 |
Способ проверки положения конструкций корпуса судна | 1982 |
|
SU1137297A1 |
Способ проверки положения по высоте элементов конструкции и обводов корпуса судна | 1980 |
|
SU965875A1 |
Способ проверки положения конструкций корпуса судна | 1985 |
|
SU1476308A1 |
СССОЮЗНАЯ 1l*Tiiai.T^i^^rei(dйЧМИОТЕК.*ТЕОДОЛИТ | 1971 |
|
SU304431A1 |
ОПТИЧЕСКИЙ ТЕОДОЛИТ | 1991 |
|
RU2036421C1 |
Способ разметки деталей приварного насыщения на поверхности в помещении судна | 1990 |
|
SU1795282A1 |
Авторы
Даты
1980-07-05—Публикация
1978-06-29—Подача