(54) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ КАНАВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Изобретение относится к строительству железных и автомобильных дорог, в частности к отрывке водоотводных каналов в районах вечной мерзлоты в слабых грунтах. Известен способ отрывки водоотводных канав копанием, а также взрывным способом с удалением растительно-дернового покрова и грунта из пределов разрабатываемой канавы 1. Недостатком этого способа является удаление растительно-дернового покрова, что нарушает температурный режим грунта. Известен также способ образования канав, включающий вдавливание растительнодернового покрова в грунт посредством профилирующего рабочего органа. Недостатком известного способа является повреждение дернового покрова как в канаве, так и в непосредственной близости от нее, что ведет к интенсивному оттаиванию нижележащих вечномерзлых грунтов и нарушению устойчивости земляного полотна. Известно устройство для осуществления этого способа, содержащее профилирующий рабочий орган в виде катка, установленного на прицепной раме 2. Недостатком известного устройства является передача на растительно-дерновый покров больших воздействующих на него усилий, что ведет к его повреждению. Цель изобретения т- уменьшение степени повреждения растительно-дернового покрова путе:м снижения воздействия на него усилий от профилирующего рабочего органа. Достигается это тем, что перед вдавливанием растительно-дернового покрова производят разрезание его по оси разрабатываемой канавы и удаление слоя грунта из-под растительно-дернового покрова через образованный в нем разрез. Устройство для осуществления этого способа имеет нож для разрезания растительно-дернового покрова, который установлен на раме перед катком в направлении его перемещения, отвал для раздвижения стенок разрушенного покрова, который установлен на раме между ножом и катком, и шнековый транспортирующий орган, кожух которого прикреплен к тыльной стороне отвала, образуя с ним полость для транспортирования грунта из-под растительно-дернового покрова.
Отвал и нижняя часть шнека могут быть выполнены конусной формы с направлением конусности в сторону перемещения грунта из-под растительно-дернового покрова, не повреждая его.
На фиг. 1 изображен рабочий орган, вид сбоку; на фиг. 2 - вид А фиг. 1 с частичным выровом по отвалу; на фиг. 3 - канава, поперечный разрез.
Рабочий орган состоит из навесной рамы 1, смонтированной на гусеничном тракторе 2, черенкового ножа 3, отвала 4, который установлен на раме между ножом и катком 5, шнековый транспортирующий орган 6, кожух 7 которого прикреплен к тыльной стороне отвала, образуя с ним полость для транспортирования грунта из-под растительно-дернового покрова к лопастному метателю 8, соосно скрепленному со щнеком, при этом винтовая лопасть щнека переходит в лопасть 9 метателя, которая заключена в кожух с выбросными окнами 10 для метания грунта.
Образование водоотводной канавы без повреждения растительно-дернового покрова осуществляется следующим образом.
При движении трактора черенковый нож, отвал и щнек, смонтированные на навесной раме с помощь ю механизма подъе.ма и опускания, постепенно заглубляются в грунт. При этом растительно-дерновый покров глубиной примерно 0,5 м, разрезается ножом 3 по оси будующей канавы. Разрезанный покров приподнимается и разворачивается в стороны при помощи отвала 4. Вращающийся шнек разрабатывает грунт и поднимает его вверх к метателю 8, который при помощи лопасти 9 выбрасывает грунт через окна 10.
При помощи катка 5 растительно-дерновый покров укладывается на стенки канавы, которая профилируется до требуемых размеров.
Технико-эконо.мическая эффективность предлагаемого способа и рабочего органа для его осуществления заключается в том, что:
устраняется ряд технологических операций - заготовка дерна и укладка его на откосы канавы или укрепление откосов индустриальными конструкциями (бетонными плитами и т. д.);
устраняется необходимость применения землеройных машин (экскаваторов) и ходовых частей прицепных платформ катков, повреждающих естественный растительнодерновый покров вдоль канавы и на прилегающей местности;
происходит укрепление грунта по периметру канавы; тепловой режим вечномерзлых грунтов изменяется в меньщей степени; и повышается устойчивость грунта в откосах канав, снижается вероятность заплывания канав;
повышается эффективность работы канав и устойчивость земляного полотна;
снижается строительная стоимость по устройству водоотводных канав и эксплуатационные расходы по содержанию канав
и земляного полотна дороги.
Формула изобретения
j1. Способ образования канав, включающий вдавливание растительно-дернового покрова в грунт посредством профилирующего рабочего органа, отличающийся тем, что, с целью уменьшения степени повреждения растительно-дернового покрова путем
.0 снижения воздействующих на него усилий от профилирующего рабочего органа, перед вдавливанием растительно-дернового покрова производят разрезание его по оси разрабатываемой канавы и удаление слоя грунJ та из-под растительно-дернового покрова через образованный в нем разрез.
2. Устройство для осуществления способа по п. 1, содержащее профилирующий рабочий орган в виде катка, установленного на прицепной раме, отличающееся тем, что оно
0 имеет нож для разрезания растительнодернового покрова, который установлен на раме перед катком в направлении его перемещения, отвал для раздвиження стенок разрушенного покрова, который установлен на раме между ножом и катком, и шнековый транспортирующий орган, кожух которого прикреплен к тыльной стороне отвала, образуя с ним полость для транспортирования грунта из-под растительно-дернового покрова.
0 3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что отвал и нижняя часть шнека выполнены конусной формы с направлением конусности в сторону перемещения грунта из-под растительно-дернового покрова.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Технические указания по технологии сооружения железнодорожного земляного полотна. ВСН-186-75. Минтрансстрой. «Орг0 трансстрой, 1975..
2.Авторское свидетельство СССР
№ 123991, кл. Е 02 F 5/08, 1959 (прототип). Раститеу71)/-/оnof(poff ffe/f/ о ь/и
Авторы
Даты
1980-07-05—Публикация
1976-11-29—Подача