пластину 14 с калиброванным отверстием 15. Планетарная передача 1 с двигателем 16 соединена с помощью муфты сцепления 17. Устройство работает следующим образом. Если действующие нагрузки не являются больщими и переключение передач осуществляется при движении, то предпочтительным является режим работы устройства с закрытым краном 11 управления, когда включение трансмиссии осуществляется с помощью муфты сцепления 17. Когда последняя включается, то появляется момент трения, в виде ведущего момента трансмиссии, который определяется величиной момента сопротивления вращению насоса. Так как порщень 13 пневмогидроаккумулятора 12 в начальный момент находится под действием предварительного сжатия газа, то насос 3 начинает вращаться и нагнетать жидкость в полость пневмогидроаккумулятора 12 под небольшим давлением. Поэтому момент сопротивления вращению насоса 3 пропорционален этому давлению и имеет небольшое значение. Жесткость устройства и всей трансмиссии в этот момент имеют минимальное значение. С течением времени давление жидкости возрастает пропорционально давлению сжимаемоготаза в пневмогидроаккумуляторе 12. При этом ведущий момент трансмиссии плавно увеличивается, достигая значения необходимого для трогания с места транспортного средства. Одновременно возрастает жесткость трансмиссии. При этом режиме работы устройства существенно уменьшается момент сцепления, поскольку работа трения распределяется между муфтой сцепления и устройством для снижения жесткости трансмиссии, содержащим податливый механизм в виде масляного насоса и следующими за ним узлами в напорной магистрали 5. При троганик с места ведущий момент растет до тех пор, noita не остановится масляный насос 3. Далее при 4)азгоне движение протекает при ускоренном вращении всех масс и максимальной жесткости трансмиссии. Для сокращения периода нарастания жесткости трансмиссии и обеспечения постоянства ведущего момента трансмиссии используется регулируемь1Й дроссель 9, благодаря которому в начале вращения насоса 3 ведущий момент возрастает интенсивнее, достигая минимального и постоянного значения прн достижении максимальной жесткости трансмиссии. Величина этого момента зависит от сечения калиброванного отверстия 15, которое можно регулировать иглой регулируемого дросиеля 9. Для предупреждения гидроудара при остановке насоса 3 служит предохранительный клапан 10, который регулируется на допустимое давление зависящее от максимального крутящего момента двигателя 16. Плавность движения при троганни транспортного средства определяется величиной начальной жесткости трансмиссии, зависящей от начального давления газа в пневмогидроаккумуляторе 12 и от величины постоянного ведущего момента. Возможен другой режим работы устройства, который является предпочтительным в случае, если имеется большая инерционная нагрузка. В этом режиме перед началом трогания транспортного средства кран 11 управления открыт, муфта сцепления 17 выключена, а масляный насос 3 не вращается. Затем муфта сцепления 17 включается, а масляный насос 3 начинает вращаться на холостом ходу. В этот момент закрывается кран управления 11. При этом масляный насос 3, нагнетая масло в пневмогидроаккумулятор 12, постепенно снижает частоту вращения и наконец останавливает.ся. При возрастании внешней нагрузки ведущий момент трансмиссии возрастает, вследствие чего масляный насос 3 проворачивается и подает больше жидкости в пневмогидроаккумулятор 12, после чего баланс моментов восстанавливается. Этот процесс протекает плавно, так как жесткость трансмиссии на этом режиме снижается за счет вращения насоса. При скачкообразном возрастании нагрузки вступает в работу предохранительный клапан 10, который ограничивает давление насоса 3, а следовательно и ведущего момента трансмиссии. При колебаниях внешней нагрузки синхронно им изменяется ведущий момент, что приводит к колебаниям вращающихся масс двигателя 16 и масс тормозного устройства вместе с планетарной передачей 1. При оптимальном подборе движущихся масс амплитуда и ускорение колебаний масс движения могут быть значительно снижены. При колебаниях масс тормозного устройства начинается неустановивщееся движение жидкости в магистралях масляного насоса 3. В результате движения жидкости гасятся колебания вращающихся масс масляного насоса 3, что обеспечивает снижение колебаний вращающихся масс и двигателя 16. При уменьшении внешней нагрузки ведущий момент трансмиссии снижается и перестает соответствовать моменту сопротивления насоса 3. В этом случае под давлением сжатого газа начинает вытесняться жидкость из пневмогидроаккумулятора 12, а пластина 14 регулируемого дросселя 9 отходит от корпуса. Через образовавшееся дополнительное сечение жидкость свободно поступает к масляному насосу 3, который начинает работать как гидромотор (с вращением в обратную сторону), способствуя при этом повышению скорости движения транспортного средства. Полученная таким образом дополнительная энергия в трансмиссии (от ранее накопленной энергии в пневмогидроаккумуляторе 12) расходуется на разгон транспортного средства до необходимой скорости.
При остановке транспортного средства скорость движения снижается плавно вследствие того, что также используется ранее накопленная энергия в пневмогидроаккумуляторе 12.
Предлагаемое устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства обеспечивает плавность движения с необходимым демпфированием и защитой двигателя и узлов трансмиссии от действия переменных нагрузок.
Формула изобретения
. Устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства, содержащее планетарную передачу, реактивное звено которой соединено с масляным насосом, подключенным к всасывающей и напорной магистрали, коробку передач, соеднненную с ведомым валом планетарной передачи, маслобак, отличающееся тем, что с целью повышения демпфирования и плавности движения транспортного средства, напорная магистраль масляного насоса снабжена регулируемым дросселем, перед последним и параллельно ему в ту же магистраль установлены предохранительный клапаи и край управления, а за регулируемым дросселем дополнительно установлен соединенный с ним пневмогидроаккумулятор со свободным поршнем.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью двухступенчатого регулирования расхода жидкости через регулируемый дроссель, в нем пластина с калиброванным отверстием выполнена подвижной. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 443832, кл. В 60 К 17/10, 1974.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства | 1982 |
|
SU1062035A2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЖЕСТКОСТИ ТРАНСМИССИИ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА | 2008 |
|
RU2398147C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЖЕСТКОСТИ ТРАНСМИССИИ МАШИНОТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ | 2003 |
|
RU2252148C1 |
Автоматическое устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства | 2020 |
|
RU2739100C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЖЕСТКОСТИ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2222440C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЖЕСТКОСТИ ТРАНСМИССИИ МАШИНОТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ | 2005 |
|
RU2299135C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ УПРУГАЯ МУФТА С РЕГУЛИРУЕМЫМ ПОТОКОМ ЖИДКОСТИ | 2005 |
|
RU2277478C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С РЕГУЛИРУЕМОЙ ЖЁСТКОСТЬЮ УПРУГОГО ЭЛЕМЕНТА | 2014 |
|
RU2568532C1 |
МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРУГИМ ЭЛЕМЕНТОМ | 2003 |
|
RU2294850C2 |
ПЛАНЕТАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С БЕССТУПЕНЧАТЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ЖЕСТКОСТИ УПРУГОГО ЭЛЕМЕНТА | 2014 |
|
RU2568531C1 |
У/
Фиг 2
Авторы
Даты
1980-07-15—Публикация
1978-02-01—Подача