Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных средствах, работающих в условиях неустановившихся режимов движения.
Известна планетарная муфта с изменяемой характеристикой, содержащая планетарную передачу, связанную шестерней внешнего зацепления с установленным на раме гидродвигателем, а напорная магистраль двумя напорными золотниками параллельно подключена между дросселем и гидроаккумулятором и имеет электромагниты, присоединенные к управляющему устройству [1].
Недостатками известной муфты является сложность конструкции, отсутствие возможности работы в реверсивном режиме и регулирования упруго демпфирующей характеристики.
Известен гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины, содержащий зубчатый понижающий редуктор, последовательно установленный в кинематической цепи трансмиссии, связанную с редуктором гидромашину постоянного рабочего объема, в напорной гидролинии которой установлен регулятор потока с органом управления и гидробак. Ее недостатками являются сложность конструкции, отсутствие возможности демпфирования и изменения рабочей характеристики привода [2].
Известна трансмиссия транспортного средства, взятая нами за прототип, содержащая связанный с двигателем планетарный редуктор, гидроаккумулятор, гидронасос, связанный механически с одним из звеньев планетарного редуктора, и распределитель, первая линия которого сообщена с нагнетательной магистралью гидронасоса, а вторая - со сливом. Ее недостатками являются сложность конструкции механической части и отсутствие возможности изменение характеристики упругого элемента в широких пределах в зависимости от крюковой нагрузки [3].
Задача изобретения - упрощение конструкции и повышение долговечности за счет снижения износа деталей трансмиссии, устранения динамических нагрузок в силовой передаче путем плавного изменения передаваемого крутящего момента и расширения функциональных возможностей при установке муфты в трансмиссию.
Технический результат - устранение динамических нагрузок и повышение долговечности деталей силовой передачи путем плавного изменения передаваемого крутящего момента от двигателя к движителю.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известную трансмиссию транспортного средства установлен блок нелинейного гидравлического демпфирования, содержащий регулируемый дроссель и, по крайней мере, два пневмогидравлических аккумулятора с различной жесткостью, при этом один вход дросселя соединен с основным пневмогидравлическим аккумулятором, а второй - со входами каждого из дополнительных пневмогидравлических аккумуляторов.
На чертеже представлена гидрокинематическая схема муфты в приводе трансмиссии. Предлагаемая муфта содержит маховик 1, к которому болтами 2 крепится коронная шестерня 3, внутри которой расположено водило 4, соединенное с ведомым валом 5 муфты сцепления, сателлиты 6 входят в зацепление с солнечной шестерней 7, которая соединена с приводом гидронасоса 8.
Гидронасос имеет всасывающую магистраль 9 и нагнетающую 10, в которой смонтирован распределитель 11 и сливная магистраль 12, гидроаккумулятор 13 и блок гидравлического демпфирования, состоящий из дросселя 14, магистрали 15 и двух пневмогидравлических аккумуляторов переменной жесткости 16, 17.
Работа предлагаемой муфты, например, в приводе трансмиссии транспортного средства осуществляется следующим образом.
Крутящий момент от маховика 1 передается на коронную шестерню 3, она начинает вращаться и передает вращение на сателлиты 6, приводя в движение солнечную шестерню 7 и привод масленого насоса 8, который, вращаясь, закачивает в его всасывающую магистраль 9 масло из гидросистемы транспортного средства. Масло под давлением поступает в нагнетательную магистраль 10 и подходит к распределителю 11. Если же распределитель закрыт, то масло уходит на слив в магистраль 12, также соединенную с гидросистемой транспортного средства. При закрытом положении распределителя 11 муфта находится в выключенном положении, транспортное средство не приводится в движение, даже если включена передача. Если же распределитель 11 открыт, то масло поступает в гидроаккумулятор 13. Насос подает масло до тех пор, пока давление масла не достигнет величины, уравновешивающейся давлением в годроаккумуляторе. В этом случае насос 8 остановится, в результате этого солнечная шестерня 7 остановится, но при этом сателлиты 6 начнут вращаться вокруг своей оси, обегая солнечную шестерню 7, и передают момент через водило 4 на вал силовой передачи 5.
Транспортное средство движется вперед, при увеличении крюковой нагрузки в трансмиссии вступает в работу регулируемый дроссель 14, который направляет поток дросселирования ее в магистраль 15, соединяющую пневмогидравлические аккумуляторы 16 и 17 в единую демпфирующую систему с изменяемой характеристикой в процессе работы.
Накопленная энергия в пневмогидроаккумуляторах в процессе трогания периодически возвращается на элементы трансмиссии. При этом происходит плавное перемещение транспортного средства в период трогания с места и разгона транспортного средства с нагрузкой на крюке, в зависимости от выполняемой работы степень дросселирования регулируется.
Таким образом, блок гидравлического демпфирования позволяет плавно соединять ведущий и ведомый валы с постепенным нарастанием передаваемого крутящего момента, что позволяет значительно снижать динамические нагрузки, возникающие в трансмиссии и двигателе транспортного средства при трогании и разгоне.
Источники информации
1. А.С. СССР №684215, кл. F 16 D 43/20, 1979. Планетарная муфта с изменяемой характеристикой. Заявлена 11.07.77. Опубликовано 05.09.79. Бюл. №33.
2. А.С СССР №1482829 А1, кл. В 60 К 17/10, 1989. Гидрообъемный ходоуменьшитель самоходной машины. Заявлено 16.09.87. Опубликовано 30.05.89. Бюл №20.
3. А.С. СССР №1592173 А1, кл. В 60 K 7/10, 1988. Трансмиссия транспортного средства. Заявлена 12.12.88. Опубликовано 15.09.90. Бюл. №34.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАНЕТАРНАЯ УПРУГАЯ МУФТА С РЕГУЛИРУЕМЫМ ПОТОКОМ ЖИДКОСТИ | 2005 |
|
RU2277478C1 |
РЕВЕРСИВНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРУГИМ ЭЛЕМЕНТОМ | 2009 |
|
RU2422695C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С РЕГУЛИРУЕМОЙ ЖЁСТКОСТЬЮ УПРУГОГО ЭЛЕМЕНТА | 2014 |
|
RU2568532C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ С БЕССТУПЕНЧАТЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ЖЕСТКОСТИ УПРУГОГО ЭЛЕМЕНТА | 2014 |
|
RU2568531C1 |
МУФТА-РЕДУКТОР С ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРУГИМ ЭЛЕМЕНТОМ | 2010 |
|
RU2422297C1 |
Привод ведущего колеса транспортного средства | 1987 |
|
SU1593997A1 |
Привод ведущего колеса транспортного средства | 1985 |
|
SU1299845A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521621A1 |
ТРАНСМИССИЯ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 1994 |
|
RU2041583C1 |
Привод ведущего колеса транспортного средства | 1985 |
|
SU1240645A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных средствах, работающих в условиях неустановившихся режимов движения. В трансмиссию транспортного средства установлен блок нелинейного гидравлического демпфирования, который содержит регулируемый дроссель и, по крайней мере, два пневмогидравлических аккумулятора с различной жесткостью. При этом один вход дросселя соединен с основным пневмогидравлическим аккумулятором, а второй - со входами каждого из дополнительных пневмогидравлических аккумуляторов. Технический результат заключается в повышении надежности и долговечности работы деталей силовой передачи путем плавного изменения передаваемого крутящего момента от двигателя к движителям. 1 ил.
Трансмиссия транспортного средства, содержащая связанный с двигателем планетарный редуктор, пневмогидравлический аккумулятор, гидронасос, механически связанный с одним из звеньев планетарного редуктора, и гидрораспределитель, отличающаяся тем, что она снабжена блоком нелинейного демпфирования, содержащим регулируемый дроссель и, по крайней мере, два дополнительных пневмогидравлических аккумулятора с различной жесткостью, при этом один вход регулируемого дросселя соединен с основным пневмогидравлическим аккумулятором, а второй - со входами каждого из дополнительных пневмогидравлических аккумуляторов.
Устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства | 1978 |
|
SU748036A1 |
Устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства | 1982 |
|
SU1062035A2 |
МАНИПУЛЯТОР | 1992 |
|
RU2028927C1 |
DE 3247289 A1, 13.10.1983 | |||
JP 2000335269 А, 05.12.2000 | |||
US 4350220 A, 21.09.1982. |
Авторы
Даты
2007-03-10—Публикация
2003-11-25—Подача