Тепловая модель электродвигателя постоянного тока Советский патент 1980 года по МПК H02H7/08 

Описание патента на изобретение SU748641A1

Шобретение относится к электротехник и может быть применено для управления электродвигателем постоянного тока. Известны устройства для моделирования процессе® нагрева и охлаждения двигате та, содержашие датчик тока якоря, соединенный с квадратором и включенный иа выкод поспеанего элемента задержки с постояйной , равной постоянной времени награза якоря lj. Сигнал с выхода элемента задержки , поступает на вход блока управления двигателем. Недостатком устройства является нал чие погрешности моделирования тепловых процессе, обусловленная неучетом изменения сопротивления обмотки якоря вследствие @е нагрева. Известно также устройство - физическая модель двигателя, предетавлякяцая собой дополнительную секцию якоря с участкснл уменьшенного сечения, расположенную в междуцолюсном пространстве 2 Надостатксж известного устройства является необходимость конструктивных изменений моделируемого двигателя. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является устройство, представляющее собой спиральный проводник, обмотанный вокруг изолированной металлической пластины. В непосредственной близости от пластины располагается датчик температуры (термистор). Датчик, пластина и проводник покрыты слоем бандажа и компаунда. Постоянная времени нагрева определяется толщиной пластинки и числа слоев бандажа 3. Устройству-прототипу присущ недостаток - дополнительная погрешность иэ-за того, что при моделировании тепловых процессов электродвигателя, в магнитной цепи которого использованы материалы с низкой температурой распада ферромагнитной структуры с точкой Кюри и допускающего значительный перегрев, не учитывается ухудшение магнитных свойств 3748 сердечника двигателя при приближении его температуры к указанной точке распада и, спейоватепьйо, снижение нагрузочной способности двигателя, Цепью изобретения является повышение точности моделирования процессов нагрева и охлаждения якоря путем учета влияния температуры на магнитные характеристики якоря. Цель достигается тем, что известное устройство - тепловая модель электродвигателя постоянного тока, содержащая датчик температуры якоря, выполненный в виде обмотки из провода с тем же температурным коэффициентом сопротивления, как и провод обмотки якоря, снаружи обмотка датчика покрыта слоем теплоизолирующего материала, внутри нее расположен термочувствительный элемент, дополнительно снабжена управляемым источни ком переменного тока и демодулятором, вход которого вместе с обмоткой датчика присоединен к вькоду управляемого источника, а термочувствительный элемент выполнен в виде магнитного сердечника, одинакового с материалом сердечника яко ря. На . 1 приведена структурная схема предлагаемого устройства на фиг. 2 дйтчик температуры якоря.

Эг1ектродвигатель 1 подключен к блоку 2 управления, обеспечивающего необходимый режим питания двигателя. Датчик 3 тока якоря подключен в цепь якоря двигателя 1, а его выход - к тепловой модели 4 двигателя, состоящей из управляемого источника 5 переменного тока. величина которого пропорциональна сигнагпу-с датчика 3 тока. К выходу источника 5 присоединены датчик б температуры якоря вместе с входом демодулятора 7, -Выход последнего подключен к управляю-; щему входу блока 2 управления двигате Датчик 6 температуры якоря состоит из обмотки 8 из провода с таким же температурным коэффициентом сопротивления, что и провод обмотки якоря. Снаружи обмотка 8 покрыта слоем 9 теплоизолирующего материала.. Внутри обмотки 8 имеется полость, в которую помещен сердачник 10 из того же магнитного материала, что и сердечник якоря двигателя. Толщина слоя 9 теплоизолирующего материала и число БИТКОВ обмотки 8 выбираются таким (Срезом, чтобы тепловые постоянные вргаленн датчика 6 были бы одинакоВ этом случае напряжение на Д(атчике б уменьшается из-за уменьшения индуктивной составляющей сопротивления, величина сигнала управления на входе блока 2 уменьшаете:я, что вызывает уменьшение гока, потребляемого двигателем 1.

Таким образец, введение дополнительных элементов исвязей дает возможность выми с постоянными времени моделируемого двигателя 1 . После включения двигателя 1 в работу тепловыделение в нем от потерь вызывает повышение его температуры. При увеличении нагрузки на двигатель возрастает ок якоря и повышается его температура. Поскольку обмотка датчика 6 обтекается током, пропорциональным току якоря, а тепловые постоянные датчики 6 и двигателя 1 одинаковы, то обмотка 8 и сердечник 10 датчика нагреваются одинаково с двигателем. Напряжение на датчике 6 зависит от величины тока якоря, активного сопротивления обмотки 8, определяемого ее температурой, и индуктивного сопрот1шпения, определяемого магнитными свойствами сердечника 10. Тисим образом, нагрузочную способнос1Ъ двигателя характеризует напршкение с датчика 6, которое демодулируется в элементе 7 и поступает на управляющий вход блока 2 управления, создавая замкнутую цепь автоматического регулирования режима двигателя. При перегрузке двигателя его температура повышается настолько, что магнитные свойства сердечника ухудшаются вследствие приближения к точке -Кюри, а нагрузочная способность двигателяг, определяемая его электромагнитным момеитом, падает. повышения точности моделирования процессов нагрева и охлаждения двигателя путем учета изменения от температуры магнит ных свойств его сердечника. Формула изобретения. Тепловая модель, злектродвигатетш постоянного тока, содержащая датчик температуры якоря, выполненный в виде обмотки из провода с тем же температурjj коэффициентом сопротивления, как и провод обмотки якоря, снаружи обмотка датчика покрыта слоем теплоизолирующего материала, внутри нее расположен термочувствительный элемент, отличающ а я с я тем, что, с целью повышения точности моделирования процессов нагрева и охлаждения якоря путем учета влияния 5 748641 .температуры на магнитнью характеристики якоря, она дополнительно снабжена управляемым источником переменного тока и демодулятором, вход которого вместе с обмо-псой датчика присоединен к выходу 5 управляемого источника, а термочувствительный элемент рыполнен в виде магнит- fc ного сердечника, одинакового с материалом сердечника якоря.№ пр Источники информации, инятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 312340, кл. Н 02 Н 7/О8, 1970. 2.Авторское свидетельство СССР 379952, кл. Н 02,Н 7/085, 1972. 3.Авторское свидетельство СССР 512531, кл. Н 02 К 11/00, 1974.

Похожие патенты SU748641A1

название год авторы номер документа
Тепловая модель электродвигателя постоянного тока 1980
  • Литвиненко Александр Михайлович
SU911664A2
Тепловая модель электродвигателя 1980
  • Зайцев Александр Иванович
  • Литвиненко Александр Михайлович
  • Носков Владимир Андреевич
SU871279A1
Способ определения числа витков обмотки возбуждения машины постоянного тока последовательного возбуждения 1984
  • Мандрыка Олег Ростиславович
  • Крупеня Майя Павловна
  • Петренко Валерий Васильевич
SU1277027A1
Самокалибрующийся сенсор температуры на ферритовых элементах 2024
  • Живулин Владимир Евгеньевич
  • Черкасова Наталья Антоновна
  • Николайзин Никита Владимирович
  • Федосов Иван Игоревич
  • Зыкова Алена Романовна
  • Живулин Дмитрий Евгеньевич
  • Шерстюк Дарья Петровна
  • Гудкова Светлана Александровна
  • Песин Леонид Абрамович
  • Винник Денис Александрович
  • Шестаков Александр Леонидович
RU2819824C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ НАГРЕВА И ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2013
  • Ким Сергей Ирленович
  • Кашников Геннадий Филиппович
  • Бойкова Екатерина Михайловна
  • Прохор Денис Иванович
RU2530742C1
Тепловая модель электродвигателя 1980
  • Литвиненко Александр Михайлович
SU955332A1
Устройство для тепловой защиты электрической машины 1980
  • Дмитриев Юрий Дмитриевич
  • Братковский Олег Александрович
  • Беликов Владимир Иванович
SU928506A1
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Мищенко Евгений Николаевич
  • Мищенко Сергей Евгеньевич
  • Шацкий Виталий Валентинович
RU2542601C2
Устройство для моделирования электромагнитных процессов в индукторных машинах 1977
  • Парванян Левон Саркисович
  • Терзян Арутюн Арташесович
  • Фрнджибашян Эдуард Симонович
SU729599A1
Устройство для преобразования тепловой энергии в электрическую и/или механическую, тепловая труба. 2019
  • Самосват Сергей Григорьевич
RU2737181C1

Реферат патента 1980 года Тепловая модель электродвигателя постоянного тока

Формула изобретения SU 748 641 A1

98

fO

SU 748 641 A1

Авторы

Литвиненко Александр Михайлович

Даты

1980-07-15Публикация

1978-04-10Подача