1
Изобретение относится к области арматуростроения.
Известны поворотные затворы с размещенным в корпусе запорным органом, выполненным в виде шаровой пробки .
Известен также многоходовой кран с поворотной шаровой пробкой, связанной с приводным валом, в которой выполнены проходной канал и радиальное отверстие, перекрываемое с номош,ью специального запорного органа, при отделении одного из проточных каналов .
Недостатком известного устройства является необходимость оснаш,ения его двумя приводами, с помош,ью одного из которых перекрывается отводной канал, а с помош,ью другого перекрываются проходные каналы.
Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств устройства.
Цель достигается тем, что пробка выполнена с направляющим и ограничительным пазами и снабжена гильзой, установленной в ее проходном канале и зафиксированной на приводном валу, и зубчатым сектором, жестко закрепленным на пробке и взаимодействующим с приводным валом, причем приводной вал введен в ограничительный паз пробки, а корпус снабжен фиксатором.
взаимодействующим с направляющим пазом.
На фиг. 1 изображен кран, разрез; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1; на 5 фиг. 3 - вид по стрелке Б на фиг. 1; на фиг. 4 - вид по стрелке В на фиг. 1 (корпус не показан); на фиг. 5 и 6 - кран при закрытом загрузочном канале и открытом проходном; на фиг. 7 и 8 - кран в закрытом положении; на фиг. 9 - схема включе10ния кранов в систему.
В корпусе 1 многоходового крана установлен запорный орган 2, выполненный в виде шаровой пробки с внутренней гиль15 ЗОЙ 3 и уплотнительными устройствами 4. Уплотнением 5 герметизирован зазор между гильзой 3 и сферической пробкой 2.
Для соединения с загрузочным и транзитным трубопроводами предусмотрены проходные диаметральные отверстия 6 и 7
20 в корпусе 1 и гильзе 3, кроме того, в них же, а также в сферической пробке 2 - радиальные отверстия, соответственно 8, 9 и 10.
На внешней поверхности сферической 25 пробки 2 выполнены: глухая выборка И, в которой закреплен сектор 12 зубчатой передачи, два глухих, переходящих один в другой направляющих паза 13 и 14, попеременно контактирующих с фиксатором 15,
.--w-
3
жестко закрепленным в корпусе 1, а также сквозной ограничительный паз 16.
Привод поворота гильзы 3 и сферической пробки 2 состоит из установленного в корпусе 1 вала 17 с подшипниковой втулкой 18, контактируюш,их с соответствующим отверстием в гильзе 3 и сквозным ограничительным иазом 16 в сферической пробке 2, ведущего колеса 19 зубчатой передачи, червячной пары 20 и исполнительного механизма 21.
Кран монтируется таким образом, что проходные отверстия 6, 7 сообщены с горизонтальным трубопроводом 22, а радиальные 8, 9 и 10 - с загрузочным вертикальным трубопроводом 23.
В соответствии с назначением многоходовой кран может занимать три положения: горизонтальный и загрузочный вертикальный трубопроводы открыты (I, фиг. 1, 2, 3 и 4); горизонтальный трубопровод открыт, а загрузочный вертикальный закрыт {II, фиг. 5 и 6); горизонтальный и загрузочный вертикальный трубопроводы закрыты (III, фиг. 7 и 8), нормальное положение.
Перевод из пего в следующее положение (II) осуществляется следующим образом.
Включается исполнительный механизм 21, вращение от которого передается через червячную пару 20 и вал 17 на ведущее колесо 19, и сектор 12 зубчатой передачи вращает сферическую пробку 2 относительно оси Г-Г на 90° (фиг. 5).
Вращение происходит вследствие того, что фиксатор 15, находясь в крайнем положении, Б начале поворота скользит по направляющему пазу 13 (фиг. 8). При этом проходное отверстие 7 в гильзе 3 совмещается с отверстием 6 в 1, открывая тем самым проточное сечение крана, т. е. соединяет его с горизонтальным трубопроводом 22.
Фиксация крана осуществляется выключением исполнительного механизма 21.
Перевод крана в следующее положение (I) происходит повторным включением исполнительного механизма 21. Однако, поскольку фиксатор 15 находится в промежуточном положении (фиг. 6), дальнейший
752089.
поворот сферической пробки 2 происходит вокруг оси Д-Д. При этом вал 17 с подшипниковой втулкой 18 скользит по ограниченному пазу 16 (поскольку на данном 5 участке направляющий 14 и ограничительный 16 пазы параллельны).
При таком повороте радиальные отверстия 8, 9 и 10 в корпусе 1, гильзе 3 и сферической пробке 2 совпадают с загрузоч0 ным вертикальным трубопроводом 23.
Фиксация крана в данном положении обеспечивается аналогично предыдущему. Возврат крана в исходное положение (III) осуществляется реверсом исполни5 тельного механизма 21 и повторением операций в обратном порядке.
При этом во всех случаях поворота сферической пробки 2 гильза 3 сохраняет свое положение, благодаря связи с валом 0 17 с подшипниковой втулкой 18.
Изобретение обеспечивает возможность при ограниченности места установки, например при прокладке трубопровода пневмомусороудаления в технических подпольях 5 зданий, смешения двух потоков жидкости (газа) и отключения каждого из них.
Формула изобретения
Многоходовой кран, в корпусе которого
) установлена поворотная шаровая пробка с проходным каналом, связанная с валом привода, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств, нробка выполнена с направляющим и ограничительным пазами и снабжена гильзой, установленной в ее проходном канале и зафиксированной на приводном валу, и зубчатым сектором, жестко закрепленным на пробке и взаимодействующим с приводQ ным валом, причем приводной вал введен в ограничительный паз пробки, а корпус снабжен фиксатором, взаимодействующим с направляющим пазом.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 50958, кл. F 16К 11/12, 1931.
2.Патент ФРГ № 1072443, кл. 47 g 20/02, опублик. 1960.
В А-А
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОНТЕЙНЕР С ПРИВОДОМ ДЛЯ УСТАНОВКИ ВИХРЕВОГО РАЗМОЛА СМЕШАННОГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА | 2019 |
|
RU2725141C1 |
КРАН МНОГОХОДОВОЙ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2187730C2 |
ШАРОВОЙ КРАН | 1990 |
|
RU2011087C1 |
ЗАТВОР КОНЦЕВОЙ БАЙОНЕТНЫЙ | 2021 |
|
RU2756799C1 |
ШАРОВОЙ КРАН ДВУХСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ВЫСОКИХ ДАВЛЕНИЙ | 2004 |
|
RU2267683C1 |
ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО КРАНОМАНИПУЛЯТОРНОЙ УСТАНОВКИ | 2001 |
|
RU2230699C2 |
ОТСЕЧНОЙ КРАН | 1999 |
|
RU2173808C2 |
ПРИВОДНАЯ МУФТА АВАРИЙНОГО РАЗЪЕДИНЕНИЯ | 2021 |
|
RU2779806C1 |
УГЛОВОЙ ПЕРЕКЛЮЧАЮЩИЙ КРАН | 2005 |
|
RU2300039C2 |
ШАРОВОЙ КРАН (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2165555C1 |
4t
77
Риг. 7
13
Jf
}f
IB
(put.ff
IS
13
n
;«
ЧРиг.З
Авторы
Даты
1980-07-30—Публикация
1977-12-27—Подача