(54) СОЕДИНИТЕЛБНОЕ ЗВЕНО ЦЕПИ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тяговый орган скребкового конвейера | 1986 |
|
SU1337324A2 |
Двухшарнирная скребковая цепь | 1978 |
|
SU831674A1 |
Соединительное звено круглозвенной цепи | 1985 |
|
SU1305075A1 |
Соединительное звено круглозвенной цепи | 1991 |
|
SU1808055A3 |
Разъемный замок для соединения элементов лесов | 1981 |
|
SU958624A1 |
Тяговый орган скребкового конвейера | 1984 |
|
SU1184759A1 |
Двухшарнирная скребковая цепь | 1980 |
|
SU963922A2 |
СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ ЗВЕНО ЦЕПИ | 2010 |
|
RU2510471C1 |
Соединительное звено тяговой цепи | 1984 |
|
SU1176108A1 |
Соединительное звено | 1980 |
|
SU898182A1 |
1
Изобретение относится к горному делу и предназначено для присоединения скребков к цепям скребковых конвейеров, применяемых в угольной, горно-рудной и сланцевой промышленности для транспортировки полезного ископаемого, добываемого подземным способом, от места его добычи до места выдачи на поверхность и для соединения между собой отрезков цепей.
Известны соединительные звенья для присоединения скребков к цепям скребковых конвейеров, применяемых для транспортировки полезного ископаемого, в частности каменного угля от места его добычи до места выдачи на поверхность 1.
Это соединительное звено выполнено в виде проушин, охватывающих соединяемые звенья цепи. Концы проушин образуют две параллельные ш.еки, охватываюш,ие скребок и соединяющиеся с ним и между собой посредством болта, щайбы и гайки.
Соединительные проушины снабжены выс тупами (подушками), которые выступают за габариты цепи и предохраняют звенья цепи от соприкосновения с направляющими конвейера и от преждевре.менного истирания.
Однако такие соединительные звенья не обеспечивают требуемой прочности, так как в процессе эксплуатации деформируются з местах перехода проушин в параллельные щеки. Деформация проушин вызывает изгиб щек, соединяющих их со скребками болтов, и ослабление болтовых соединений, что является причиной заседания скребков и цепей в направляющих конвейера и необходимости выполнения дополнительных трудоемких операций по систематическому подтягиванию болтовых соединений.
10
Кроме того, конструкции известных рещений не позволяют использовать соединительные звенья в качестве тяговых звеньев цепи, что нарушает стабильность работы привода конвейера.
15
Наиболее близким к предлагаемому является соединительное звено цепи, включающее скобку с выступами на концах и запорный элемент с пазами, в которых установлены выступы скобы с возможностью фикса20ции посредством крайних звеньев соединяе мых отрезков цепи 2.
Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности соединительрюго звена путем улучшения прочностной характеристики его элементов.
Для достижения поставленной цели скобы и запорный элемент выполнены С-образной формы с возможностью охвата одного из этих элемента другим.
Запорные элементы могут быть выполнены с Т-образными упорами посредине. Выступы скоб могут быть выполнены Т-образными.
На фиг. 1и 2 приведено соединительное и соединении со скребком и отрезками цепи, оби1ий вид; на фиг. 3-7 показана конструкция охватывающего и охватывае.мого иолузвеньев, их проекция и соответствующие сечения; на фиг. 8-13 показаны схемы возможного конструктивного исполнения соединительного звена.
Соединительное звено включает в себя охватываемое полузвено 1, выполненное с проушинами 2, в которых имеются отверстия 3 с размещенным в них болтом 4, соединяющим скребок 5 с проушинами.
Охватывающее полузвено 6 огибает по наружному контуру охватываемое иолузвено
Концевые участки 7 обоих полузвеньев, снабженные Т-образными упорами 8, огибают кольцевые участки 9 соединяемых звеньев 10 цепи по внутренним поверхностям 11 в противоположных направлениях, соединяются. ..между собой внахлестку и образуют Т-образными упорами, расположенными по обеим сторонам прямолинейных участков 12 соединяемых звеньев цепи, запорные замки 13
Охватывающее полузвено снабжено упором 14, предохраняющим звенья цепи от истирания, который может быть выполнен как из металла, так и из антифрикционного материала.
Соединительное звено может быть выполнено в пяти вариантах.
I вариант (фиг. 3-6). Охватываемое полузвено 1 выполнено с проушинами 2, а охватывающее полузвено - с предохранительным элементом 14. Охватываемое полузвено 1 соединяется со скребком 5 посредством болта 4, размещенного в отверстии 3 проущин 2.
Для соединения полузвена 1 со звеньями 10 цепи необходимо соединить полузвено 1 через проущины 2 со скребко.м 5 при помощи болта 4. Затем полузвено 1 вместе со скребком 5 поворачивается относительно положениясоединяемых звеньев 10 цепи на 90°. Звенья 10 цепи надевают на концевые участки 7 полузвена 1, скребок 5 и названное полузвено возвращаются в исходное положение при неизменном положении звеньев 10 цепи. После этого охватывающее полузвено 6 поворачивается относительно положения соединяемых звеньев. 10 цепи на 90° и (фиг. 1), ее левый концевой участок 7 пропускается в левое соединительное звено 10 так, чтобы Т-образные упоры 8 вышли за габариты звена. При этом правое соединяемое звено 10 цепи отводится к скребку 5. Полузвено 6 поворотом возвращается в исходное положение и охватывает полузвено 1 по наружной поверхности. После совмещения полузвеньев 1, 6 правое звено 10 цепи поворачивается вверх или вниз на 90° и надевается на правые концевые участки 7 обеих полузвеньев таким образом, чтобы его прямолинейные участки 12 разместились между Т-образными упорами 8, и поворотом на 90° возвращается в исходное полоо жение. Описанным соединением предлагаемое соединительное звено и соединяемые звенья 10 цепи образуют два (левый и правый) запорных замка 13.
Запорные замки 13 работают следующим образом.
. Т-образные упоры 8 концевых участков 7 полузвеньев 1 и 6 соединительного звена выполнены так, что их высота а больще щирины б соединяемых звеньев цепи. Соединяясь внахлестку в противоположных направлеJJ ниях, концевые участки 7 полузвеньев 1 и 6 образуют Т-образными упорами 8 две противоположно расположенные вилки 15, в которые входят прямолинейные участки 2 соединяе.мых звеньев цепи.
Соединяемые звенья цепи при поворотах S в исходные положения взаимодействуют с боковыми поверхностями Т-образных упоров 8, образующих вилки 15, разжимают упоры в противоположные стороны и запирают их.
С приложением нагрузки на звенья 10 цепи и скребки 5 звенья цепи стремятся разогнуть концевые участки 7 полузвеньев 1 и 6, однако их изгибной деформации препятствуютТ-образные упоры 8, которые, охватывая с двух сторон прямолинейные участки 12 соединяемых звеньев цепи, воспринимают усилия на себя и передают их прямолинейным участкам 12 соединяемых звеньев, предотвращая разгибание и разъединение замков 13 (фиг. 8).
Разборка замкового соединения универсального соединительного звена производится в обратном порядке.
II вариант. Конструкция соединительного звена позволяет выполнять проущины 2 :ia охватывающем полузвене 6, что обеспечиS вает подсоединение скребка 5 к двум разо.мкнутым между собой звеньям 10 цепи либо к одному из звеньев 16 сплощной неразомкнутой цепи.
В данном варианте подсоединение скребка 5 к звену 16 цепи производится следующим образом.
Звенья 10 цепи (фиг. 9) поворачиваются на 90° каждое и отводятся к центру звена 16, которое размещается в полузвене 6, после 5 чего звенья 10 цепи возвращаются в исходные положения и после прохождения Т-образных упоров 8 поворачиваются на 90л чем образуются два запорных замка.
Разборка соединения производится в обратном порядке.
IIIвариант. Полузвенья 1 и 6 выполняются без проушин и предохранительного элемента. Такое конструктивное исполнение соединительного звена обеспечивает соединение разомкнутых между собой звеньев 10 цепей, применяемых не только в угольной промышленности, но и в других областях народного хозяйства (например, цепи подъемных талей, кранов, якорные цепи и т.д.).
Последовательность соединения звеньев цепи посредством предлагаемого соединительного звена, выполненного по III варианту, аналогична последовательности соединения, описанной во втором варианте.
IVвариант. Охватывающее полузвено, выполненное с упором 14, предохраняющим цепь от истирания, используется в качестве самостоятельного предохранительного элемента, который можно устанавливать на любых звеньях цепи, расположенных между скребками 5, присоединенными к цепи по вариантам, показанным на фиг. 5, 6 и 7.
Vвариант. Для определения условий эксплуатации конвейеров (изгиб рештачного става, а также секций рещтаков относительно друг друга более чем на 5° и др.) полузвенья универсального соединительного звена могут быть выполнены без Т-образных упоров. В этом случае -на наружной поверхности охватываемого полузвена выполняются шлицевые впадины, а на внутренней поверхности охватывающего полузвена выполняются соответственно щлицевые выступы, которые при соединении полузвеньев входят в шлицевые впадины охватываемого полузвена и совместно с ними во время приложения нагрузки на цепь и скребки воспринимают разгибающие усилия и предотвращают разгибание концевых y4actKOB полузвеньев, т. е. выполняют функции Т-образных упоров. Отсутствие Т-образных упоров обеспечивает свободный поворот соединяемых звеньев це/ff А
пи относительно соединительного звена на 270°.
Данное соединительное звено обеспечивает разъемное (болтовое) и неразъемное (сварное) соединение полузвеньев со скребками; снижает трудозатраты на выполнение монтажно-демонтажных и ремонтных работ посредством новыщения эксплуатационной надежности и исключения операций по периодическому подтягиванию болтовых соединений; обеспечивает повышение срока службы элемента, предохраняющего цепь от истирания, быстроту монтажа и демонтажа его и реставрацию изношенных элементов; соединение между собой разомкнутых звеньев цепи обшего назначения.
5
Формула изобретения
0 упорами посредине.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
5
№ 195364, кл. В 65 G 19/24, 1966 (прототип).
0
12 °
.
Фиг.2
iU
8
13
IN,
(
13
10
S I
71 Г
у X/ /
.
Фиг. iO 6
),16
I г
f
-1-r
- v 2. //
Фиг. /2
Авторы
Даты
1980-09-15—Публикация
1977-03-16—Подача