1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в виде вариаторов специального, а также общего назначения.
Известен вариатор скорости, содержащий разрезное зубчатое колесо. Регулировка его диаметра осуществляется с помощью нескольких подвижных шпилек, взаимодействующих с гайками с иаружными модульными щлицами, а сам механизм регулирования диаметра делительной окружности выполнен в виде гребенчатого фиксатора и взаимодействующего с ним диска 1.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является автоматический планетарный вариатор, содержащий входной и выходной валы, планетарный ряд с разрезным коронным колесом изменяемого диаметра и механизм его изменения 2.
Недостатком известных передач является невозможность регулировки передаточного отношения на ходу.
Цель изобретения - автоматическое нзмеиение передаточиого отиощения при изменении нагрузки.
Указанная цель достигается тем, что вариатор снабжен промежуточным валом, упруго связанным с выходным валом, а механизм и зменения диаметра коронного колеса выполнен в виде связывающей промежуточный вал и разрезное коронное колесо кинематической цепи представляющей собой последовательно соединенные кулачковый механизм, зубчатую реечную передачу щагойый фиксатор, червячную, коническую и винтовую передачи.
На фиг. 1 изображен вариатор, общий
10 вид; на фиг. 2 - разъем секторов коронного колеса; на фиг. 3 -- пара кулачков; на фиг. 4 - диск с прорезями для кулачков; на фиг. 5 - зацепление сателлита с коронным колесом изменяемого диа15метра.
Автоматический планетарный вариатор содержит входной 1 и выходной 2 валы. На входном валу 1 установлено водило 3 планетарного ряда, в котором размещены сдвоенные сателлиты 4 и 5, а также подпружиненные стойки 6 с паразитными сател литами 7, которые постоянно поджаты к разрядному коронному колесу 8 изменяемого диаметра. Сателлиты 5 взаимодействуют с
солкгчнол шестерней 9. установленной на промежуточно.- залу 0. Коронное колесо 8 состоит из нескольких секторов, в механизм раздЕйжения которых входит наладка 11 и винты 2
Механизм изменения диаметра коронного колеса выполнен в виде кинематической цепи, включающей диск 13, жестко установленный на промежуточном валу Ш, и дисков 14 и 5, установлегшых на выходном валу 2, соответственно, жестко и подвижно в осевом напраа-пеини с помощью пружины 16. Диски 13 /, 14 связаны мощной пружиной 17, а диски 3 и 15 взаимодействугот через установленные на них кулачки 18 и 19. В диске 14 выполнен фуговой пзз 20 для установлен кулачка 8. С диском 15 взаимодействуют два толкателя 21 с антифрикционными накладками 22. На толкателях 21 установлены зубчатые рейки 23, зацепляющиеся с колесом 24, на валу которого установлены; жестко - диск 25 с фиксатором 26, свободно - червячное колесо 27. Шарики фиксатора 26 входят 8 пазы на ступице червячного колеса 27, отстающие друг от друга на расстоянии, кратные целому числу зубьев коронного колеса. Колесо 27 передает враш.ение с червяка 28 и далее через коническую пару 29 30 на винт 12, на котором замыкается кинематическая цепь механизма изменения диаметра коронного колеса.
Автоматический вариатор работает следующим образом.
Движение с входного вала 1 через водило 3 предается сателлитам 4, 5 и 7, которые, обкатывая неподвижное коронное колесо 8, передают вращение солнечной шестерне 9 и выходному валу 2. При изменении нагрузки на выходном валу, происходит поворот диска 14 относительно диска 13. Этот поворот вызывает окружное перемещение кулачка 18 в пазу 20 диска 14. Кулачок 18 вызывает осевое перемещение кулачка 19, закрепленного на диске 15. Это. передается толкателем
с рейками 23. Рейки , перемещаясь, вра щают колесо 24, сидящее на одном валу с червячным колесом 27, откуда движение передается через червяк 28 на коническую передачу 29, 30, Вращаясь, колесо 30 поворачивает винт 12, что приводит к движению или раздвижению секторов коронного колеса 8. Перемещение секторов происхо дит на величину, кратную целому числу зубьев, благодаря щариковому фиксатору 26
Таким образом, изменение нагрузки на выходном валу 2 приводит к автоматическому изменению диаметра коронного колеса и тем самым к изменению передаточного отнощения вариатора.
Планетарный ряд вариатора выполнен по схеме 2К-Н со сдвоенным сателлитом. Такая схема позволяет увеличить диапазон регулирования передаточного отношения до бесконечности.
Формула изобретения
Автоматический планетарный вариатор, содержащий входной и выходной валы, планетарный с разрезным коронным колесом мз.меняемого диаметра и механизм его измрнения, отличающийся тем, что, с целью автоматического изменения передаточного отнощения вариатора при изменении на/рузок, вариатор снабжен проме; .жуточным валом, упруго связанным с выxoдны f валом, а механизм изменени-я диаметра коронного колеса выполнен в виде связыва.ющен промеж iочный вал и разрезное коронное колесо кинематической цепи, представляющей собой последовательно соединенные кулачковый механизм, зубчатую
реечную передачу, шаговый фиксатор, червячную коническую и винтовую передачи.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР N9 244599, кл. F 16 Н 55/12; 1968.
2.Патент Великобритании № 1195962, кл. F 2 Q 1971. 6 5 Я 28 26 2S Фиг.
18
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВАРИАТОР НА ОСНОВЕ ШЕСТЕРНИ ИЗМЕНЯЕМОГО ДИАМЕТРА | 2013 |
|
RU2563294C2 |
Электропривод трубопроводной арматуры с ручным дублером | 2022 |
|
RU2797329C1 |
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2012 |
|
RU2518136C2 |
Фрикционный вариатор | 1977 |
|
SU752076A1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2006 |
|
RU2332599C2 |
ДИСКОВЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ВАРИАТОР | 2008 |
|
RU2384774C1 |
ДИСКОВЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ВАРИАТОР | 2008 |
|
RU2357139C1 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПЕРЕМЕННЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ЧИСЛОМ | 2019 |
|
RU2720751C1 |
Зубчатое колесо регулируемого диаметра | 1980 |
|
SU985515A1 |
Механизм регулируемого эксцентрикового узла | 1989 |
|
SU1700294A1 |
Авторы
Даты
1980-09-23—Публикация
1977-11-18—Подача