Механизм регулируемого эксцентрикового узла Советский патент 1991 года по МПК F16C3/28 

Описание патента на изобретение SU1700294A1

цепью 9 связана со звездочкой 10, соединенной с валом 11. Вал 11 связан с шестерней 12, находящейся в зацеплении с шестернями-сателлитами 13. Оси последних соединены с корпусом 14 дифференциала, соединенным со звездочкой 14 цепью 16. Шестерня 20 связана с червячным колесом 21, а червяк - с валом 22 вариатора. При неподвижном вале 50 вал 1 с эксцентриком

2 вращается с одинаковой скоростью с валом 11 и втулкой 7. В этом случае эксцентриситет системы эксцентрик 2 - втулка 7 постоянный. В зависимости от направления вращения шестерни 20 втулка 7 отстает от эксцентрика 2 или опережает его, что приводит к изменению эксцентриситета, при этом от частоты вращения шестерни 20 зависит длительность цикла. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Похожие патенты SU1700294A1

название год авторы номер документа
Механизм привода плоскорежущего рабочего органа почвообрабатывающей машины 1990
  • Волик Анатолий Федорович
  • Волик Борис Анатольевич
  • Хотюн Григорий Владимирович
  • Белый Сергей Иванович
SU1748684A1
ЭКСЦЕНТРИКОВАЯ ВЫСОКОМОМЕНТНАЯ ОБГОННАЯ МУФТА 2002
  • Пылаев Б.В.
RU2229630C2
ЗУБЧАТЫЙ ВАРИАТОР 1997
  • Савин Г.А.
  • Савин А.Г.
RU2136989C1
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР 1999
  • Горин М.П.
  • Васильев А.Н.
  • Калинин А.В.
RU2170376C2
ЗУБЧАТЫЙ ВАРИАТОР 1997
  • Савин Г.А.
  • Савин А.Г.
RU2136988C1
Планетарный фрикционный вариатор 1989
  • Бостан Иван Антонович
  • Дулгеру Валерий Еманоилович
  • Петьков Владимир Афанасьевич
  • Оглинда Григорий Иванович
SU1677424A1
Фрикционный вариатор 1979
  • Белобородов Терентий Кузьмич
  • Белобородова Вера Николаевна
SU848815A1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР 1998
  • Горин М.П.
  • Васильев А.Н.
RU2148747C1
Импульсный вариатор 1980
  • Богуславский Владислав Никифорович
SU968549A1
Устройство для спасения людей с высотных объектов 1989
  • Афонин Константин Александрович
  • Каверин Андрей Вячеславович
SU1754129A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 700 294 A1

Реферат патента 1991 года Механизм регулируемого эксцентрикового узла

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам с эксцентрико- выми узлами, эксцентриситет которых необходимо изменять во время работы. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей и повышение долго- вечности. На валу (В) 1 закреплены эксцентрик (Э) 2 и звездочка (3)3. На этом же валу с возможностью вращения установлена звездочка 4 с водилом 5, связанным с эксцентриковой втулкой 7 Звездочка 4 50 143 W «47 СО с VI о о го о Јь

Формула изобретения SU 1 700 294 A1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам с эксцентриковыми узлами, эксцентриситет которых необходимо изменять во время работы.

Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей и повышение долговечности.

На фиг. 1 показана кинематическая схема механизма; на фиг. 2 - положение деталей на ведущем и вспомогательном валах, вид со стороны эксцентрика.

Механизм регулируемого эксцентрикового узла включает ведущий вал 1 с жестко закрепленными на нем эксцентриком 2 и звездочкой 3. Звездочка4 на валу 1 установлена с возможностью только вращательного движения вокруг его геометрической оси (фиксаторы от перемещения ее в осевом направлении вала на схеме не показаны) и оборудована жестко закрепленным на ней водилом 5. Конец водила 5 вставлен в отверстие в кронштейне б с возможностью движения с осевом направлении этого отверстия. Кронштейн б закреплен на эксцентриковой втулке 7, охватывающей подшипник 8, установленный на эксцентрике 2.

Звездочка 4 контуром цепи 9 связана со звездочкой Ю.жестко закрепленной на промежуточном валу 11. на котором жестко за- к.реплена также коническая солнечная шестерня 12 дифференциального механизма. Количество зубьев звездочки 4 равно количеству зубьев звездочки 10.

Оси 13 шестерен-сателлитов 14 жестко закреплены на корпусе 15 дифференциального механизма. На этом же корпусе жестко закреплена звездочка 16, которая контуром цепи 17 связана со звездочкой 3 на валу 1. Количество зубьев звездочки 16 в два раза больше количества зубьев звездочки 3. Контуром цепей 9 и 17 натягиваются натяжными звездочками соответственно оси 18 и 19.

Солнечная шестерня 20 дифференциального механизма жестко соединена с зуб- чатым колесом 21 самотормозящейся

червячной передачи, которое на валу 11 установлено с возможностью вращения вокруг его геометрической оси (на схеме подшипники зубчатого колеса 21 не показаны).

На валу 22 закреплен червяк 23. Муфтой 24 сцепления вал 22 соединен с валом 25, на котором жестко закреплена звездочка 26, контуром цепи 27 соединенная со звездочкой 28, жестко закрепленной на валу 29. оборудованном рукояткой 30.

Кроме того, вал 22 муфтой 31 сцепления соединен с валом 32, на котором жестко закреплен диск 33 ведомого шкива клиноременного вариатора. На ступице 33 установлен с возможностью движения только в осевом ее направлении подвижный диск 34, оборудованный пальцами 35, которые вставлены в отверстия в диске 33 с возможностью перемещения в осевом направлении последних. Диск 34 прижимается в направлении диска 33 пружиной 36.

Диск 37 ведущего шкива вариатора жестко закреплен на валу 38. На ступице диска37 с возможностью движения только в осевом ее направлении установлен диск 39, на котором закреплены пальцы 40, вставленные в отверстия в диске 37. Ступица диска 39 оборудована дном и является поршнем

цилиндра 41. жестко закрепленного на раме. Уплотнение ступицы - поршня диска 39 в цилиндре 41 осуществлено уплотнителем 42. Подача рабочей жидкости (масла) в цилиндр 41 осуществляется по трубопроводу

43.

Ведущий и ведомый шкивы вариатора связаны между собой клиновым ремнем 44. На валу 38 установлены конические ше- стерни 45 и 46 с возможностью вращения вокруг него. Эти шестерни находятся в постоянном зацеплении с конической шестерней 47 на диаметрально противоположных ее сторонах. Шестерня 47 жестко закрепле- на на валу 48 муфтой 49 сцепления, связанной с валом 50 трансмиссии машины, вращающимся от источника энергии на ней.

На торцах ступиц шестерен 45 и 46, направленных один к другому, выполнены выступы - кулачки. Такие же кулачки выпол- йены на обоих торцах муфты 51, установленной на валу 38 с возможностью только осевого перемещения вдоль него. На цилиндрической поверхности муфты 51 выполнен кольцевой паз, в который входит конец од- ного из плеч двуплечего рычага 52. Длина муфты 51 меньше расстояния между кулачками на торцах ступиц шестерен 45 и 46.

Механизм регулируемого эксцентрикового узла может работать в двух режимах: с постоянным, заранее установленным желаемым суммарным эксцентриситетом системы эксцентрик - эксцентриковая втулка при возможности периодического изменения его величины на ходу; с непрерывно цикли- чески изменяющимся суммарным эксцентриситетом системы эксцентрик-эксцентриковая втулка.

Первый режим работы. В этом случае выключают муфты 31 и 49 сцепления, муфту 24 сцепления включают. Благодаря этому и самоторможению червячной передачи зубчатые колеса 21 и солнечная шестерня 20 дифференциального механизма неподвижны. Вращение от источника энергии переда- ется только на вал 1. Вместе с валом 1 вращаются жестко закрепленные на нем эксцентрик 2 и звездочка 3. От звездочки 3 цепью 17 вращение передается на звездочку 1б,а .следовательно, и на жестко соединенный с ней корпус 15 дифференциального механизма. Вместе с корпусом 15 вокруг геометрической оси вал а -11 вращаются оси 13 и установленные нарних шестерни-сателлиты 14. Частота их вращения вокруг геометрической оси вала 11 в два раза меньше частоты вращения вала 1 (так как количество зубьев звездочки 16 в два раза больше количества зубьев звездочки 3).

Вместе с тем шестерни-сателлиты 14, перекатываясь по зубьям неподвижной шестерни 20, вращаются вокруг осей 13, за счет этого находящаяся в зацеплении с ними солнечная шестерня 12 дифференциаль- ного механизма вращается в два раза большей частотой, чем частота вращения осей 19 шестерен-сателлитов, а следовательно, и корпуса 15 вокруг геометрической оси вала 11. Таким образом, частота враще- ния шестерни 12, а следовательно, и вала 11, закрепленной на нем звездочки 10 и связанной с последней цепью 9 звездочки 4 равна частоте вращения вала 1. Поэтому эксцентриковая втулка 7 неподвижна отно-

сительно эксцентрика 2, суммарный эксцентриситет системы эксцентрик-эксцентриковая втулка не меняется.

Желаемую величину суммарного эксцен- триситета системы эксцентрик - эксцентриковая втулка устанавливают предварительно поворотом эксцентриковой втулки относительно эксцентрика путем вращения вала 29 рукояткой 30. В этом случае вращение от звездочки 28 цепью 27 передается на звездочку 26, а следовательно, и вал 25,муфтой 24 сцепления соединенный с валом 22, закрепленный на последнем червяк 23 передает вращение на зубчатое колесо 21, а следовательно, и на жестко связанную с ним шестерню 20. Последняя через шестерни-сателлиты 14 проворачивает на нужный угол шестерню 12, а следовательно, и вал 11 со звездочкой 10. Звездочка 10 цепью 9 проворачивает на такой же угол звездочку 4, а последняя водилом 5 - эксцентриковую втулку 7 относительно эксцентрика 2. За счет этого изменяется суммарный эксцентриситет системы до желаемой величины.

Так как муфта 31 сцепления выключена, при вращении вала 29 вариатор и шестерни 45,46 и 47 остаются неподвижными. За счет этого уменьшается усилие, которое необходимо приложить к рукоятке 30 для изменения суммарного эксцентриситета системы эксцентрик-эксцентриковая втулка.

Для изменения суммарного эксцентриситета системы эксцентрик-эксцентриковая втулка при работе механизма с большой нагрузкой выключают муфту 24 сцепления, включают муфту 49 сцепления, вариатор частоты вращения настраивают на минимальную частоту вращения вала 32 путем снятия давления в цилиндре 41. Затем включают муфту 31 сцепления. В этом случае вращение на червяк 23 передается от вала 50 муфтой 49 сцепления на вал 48. От закрепленной на последнем шестерни 47 вращение передается на шестерню 46 или 45 (в зависимости от того, с кулачками на ступице какой из них находятся в зацеплении кулачки муфты 51), вал 38. Затем вращение вариатором передается на вал 32, муфтой 31 сцепления на вал 22 с червяком 23. От него вращение передается на колесо 21 и жестко связанную с ним шестерню 20 дифференциального механизма. От шестерни 20 шестернями-сателлитами 14 вращение передается на шестерню 12, а следовательно, и на связанную с ней валом 11 звездочку 10, от которой - на звездочку 4. Последняя своим водилом 5 поворачивает эксцентриковую втулку 7 относительно эксцентрика 2. При этом вал 29 не вращается,

что предотвращает возможность травмирования оператора рукояткой 30.

После того, как суммарный эксцентриситет системы эксцентрик-эксцентриковая втулка достигает нужной величины, выключают муфты 31 и 49 сцепления.

При работе по второму режиму вращение от вала 50 на эксцентриковую втулку 7 передается в последовательности, описанной ранее. Возможны два варианта работы по второму режиму.

Вариант 1, Предполагаем, что червячная передача выполнена так, что при зацеплении кулачков муфты 50 с кулачками шестерни 46 колесо 21, а следовательно, и шестерня 20 вращаются в направлении вращения корпуса 15 дифференциального механизма. Вариатор настраивают описанным ранее путем на минимальную частоту вращения вала 31. а следовательно, и шее- терни 20.

В этом случае за счет вращения шестерни 20 в направлении вращения корпуса 15 уменьшается частота вращения вала 11, а следовательно, и связанной кинематически с ним эксцентриковой втулки 7. Последняя отстает от эксцентрика 2, в результате чего суммарный эксцентриситет системы эксцентрик - эксцентриковая втулка увеличивается от нуля до максимума, после чего снова уменьшается до нуля. В дальнейшем процесс изменения суммарного эксцентриситета циклически повторяется. При подаче в цилиндр 41 масла диски 37 и 39 сближаются. В результате увеличивается натяжение ремня 44. Последний, преодолевая сопротивление пружины 36, раздвигает диски 33 и 34. При этом ремень 44 на ведущем шкиве выходит на больший рабочий диаметр, на ведомом шкиве - на меньший рабочий диа- метр. В результате частота вращения вала 32 и кинематически связанной с ним шес- терни 2& увеличивается. Последнее приводит к дальнейшему уменьшению частоты вращения вала 11 и кинематически свя- занной с ней эксцентриковой втулки 7, а следовательно, к более интенсивному отставанию ее от эксцентрика. В результате происходит уменьшение времени цикла.

При дальнейшем увеличении подачи масла в цилиндр 41 наступает равенство частоты вращения шестерни 20 и корпуса 15 дифференциального механизма. В этом случае вращение шестерен-сателлитов 14 прекращается и частота вращения вала 11 становится равной частоте вращения корпуса 15 дифференциального механизма, т.е. в два раза меньшей частоты вращения ведущего вала 1. Время цикла в этом случае может быть определено исходя из следующих соображений. Эксцентриковая втулка в этом случае делает один полный оборот относительно эксцентрика 2 за два оборота последнего, Поэтому время цикла в секундах равно tg 2 - -- , где п - частота п п

вращения ведущего вала 1 в 1 мин.

В случае дальнейшего увеличения подачи масла в цилиндр 41 происходит дальнейшее увеличение частоты вращения вала 32, а следовательно, и кинематически соединенной с ним шестерни 20 дифференциального механизма, Последняя начинает опережать корпус этого механизма. В результате шестерни-сателлиты 14 начинают вращаться вокруг осей 13 в направлении, противоположном направлению своего вращения в начальный период работы механизма,

В противоположном направлении начинает вращаться и шестерня 12, а следовательно, и кинематически связанная с ней эксцентриковая втулка 7. Происходит переход с первого варианта второго режима работы во второй вариант. При этом частота вращения втулки 7 относительно эксцентрика вначале мала и увеличивается по мере увеличения частоты вращения вала 32 за счет дальнейшего изменения величины передаточного отношения вариатора путем увеличения количества масла, подаваемого в цилиндр 41.

Таким образом, после равенства частот вращения и корпуса 15 и шестерни 20 дальнейшее увеличение частоты вращения последней приводит вначале к увеличению времени цикла с дальнейшим уменьшением его по мере увеличения частоты вращения этой шестерни.

Следует отметить, что уменьшение времени цикла путем увеличения частоты вращения шестерни 20 свыше частоты вращения корпуса 15 позволяет уменьшить это время теоретически до бесконечно малой величины. Однако такой путь неприемлем. Объясняется это тем, что необходимо иметь вариатор больших габаритов (с целью обеспечения изменения его передаточного отношения в нужных пределах), Увеличивается частота вращения червяка 23, колеса 21 и шестерни 20, что приводит к ускоренному их износу.

Вариант 2. Включены те же элементы схемы, что и при работе по варианту 1. Отличием является то, что кулачковую муфту 51 рычагом 52 перемещают до зацепления ее кулачков с кулачками на ступице шестерни 45. В этом случае вал 38 меняет направление своего вращения. В противоположном направлении вращается и шестерня 20 дифференциального механизма. В результате в противоположном направлении вращается вал 11 и кинематически связанная с ним эксцентриковая втулка 7. Происходит опережение эксцентрика 2 эксцентриковой втулкой 7, увеличивающееся по мере увеличения частоты вращения шестерни 20, кинематически связанной с вариатором. За счет этого происходит уменьшение времени цикла.

Таким образом, изменение суммарного эксцентриситета системы осуществляется автоматически по программе с требуемым циклом при возможности корректировки времени последнего без остановки агрега- та.

Формула изобретения 1. Механизм регулируемого эксцентрикового узла, содержащий жестко закреплен- ный на ведущем валу эксцентрик, охватываемый эксцентриковой втулкой, промежуточный вал, кинематически связанный посредством звездочек и цепи с ведущим валом и установленной на последнем с возможностью относительного перемеще- ния в окружном направлении звездочкой снабженной водилом, один конец которого размещен в направляющих, установленных на эксцентриковой втулке при равенстве единице общего передаточного числа систе- мы передач на упомянутую звездочку от звездочки, жестко закрепленной на ведущем валу, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей и повышения долговечности, он снабжен дифференциальным механизмом, состоящим из двух солнечных и двух конических шестерен, заключенных в корпус, самотормозящейся червячной передачи, состоящей из червяка и зубчатого колеса, расположенного на промежуточном валу, клиноременным вариатором частоты вращения, состоящим из ведущего и ведомого шкивов, установленных на соответствующих валах, механизмом изменения направления вращения, состоящим из ведомого вала, ведущей шестерни, двух ведомых конических шестерен, находящихся в постоянном зацеплении с ведущей конической шестерней на диаметрально противоположных ее сторонах, при этом на торцах ступиц ведомых конических шестерен, обращенных одна к другой, расположены кулачки, муфтой, снабженной кулачками для взаимодействия с кулачками ведомых шестерен механизма изменения направления вращения, ведомая звездочка кинематической связи ведущего вала с промежуточным жестко соединена с корпусом дифференциала, одна из конических солнечных шестерен дифференциала жестко соединена с промежуточным валом, вторая солнечная шестерня - с зубчатым колесом червячной передачи, червяк которой связан с ведомым валом клиноременного вариатора частоты вращения, ведущий шкив вариатора жестко соединен с ведомым валом механизма изменения направления вращения, а муфта расположена между ведомыми коническими шестернями механизма изменения направления вращения с возможностью ее осевого перемещения.

2.Механизм по п. 1,отличающий- с я тем, что он снабжен механизмом привода червяка.3.Механизм по п. 1,отличающий- с я тем, что он снабжен механизмом дистанционного управления вариатором.

77

Ю

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1700294A1

Механизм регулируемого эксцентрикового узла 1988
  • Волик Борис Анатольевич
  • Волик Анатолий Федорович
  • Хотюн Григорий Владимирович
SU1594298A1

SU 1 700 294 A1

Авторы

Волик Борис Анатольевич

Волик Анатолий Федорович

Хотюн Григорий Владимирович

Даты

1991-12-23Публикация

1989-10-30Подача