Изобретение относится к арматуростроению. Предлагаемый кран является усовершенствованием известного.
Из основного авт. св. № 595573 известен кран, содержащий корпус, в котором размещен основной запорный орган, устанавливаемый в седле и связанный с винтовым щпинделем, имеющим рукоятку-маховик.
Седло выполнено на перегородке, разделяющей корпус на две полости подводящего и сливного патрубков. На перегородке концентрично с седлом установлен цилиндр, являющийся седлом дополнительного запорного органа, выполненного в виде полого поршня, подвижно установленного на шпинделе.
В полости поршня установлена камера из эластичного материала, заполненная газом. Кран сообщен стопорным устройством
Недостатком известного устройства является недостаточная надежность крана и наличие потерь жидкости при отклонениях от нормального режима работы.
Цель изобретения - повышение надежности работы крана.
Поставленная цель достигается тем, что кран снабжен полым штоком, установленным
(54) КРАН
С возможностью аксиального перемещения относительно шпинделя, соединяющим его с основным запорным органом. При этом шпиндель снабжен цангой, размещенной в полости штока и взаимодействующей со стопорными элементами, выполненными в виде пружинных колец со штифтами, расположенных одно над другим в кольцевых проточках полого штока, а на внутренней поверхности поршня выполнены сопрягаемые со штифтами проточки.
На фиг. 1 показана конструкция крана
10 в закрытом положении; на фиг. 2 и 3 - стопорные устройства.
В корпусе 1 с входным патрубком 2 и выходным патрубком 3 вмонтированы цилиндр 4 и седло 5, на котором установлен
15 основной запорный орган 6 с полым штоком 7, подвижно сочлененным со шпинделем 8, имеющим на одном конце цангу 9 бочкообразной формы, подпружиненную упругим шариком 10, на другом конце маховик 11.
20
Концентрично с полым штоком 7 установлен полый поршень 12, подпружиненный относительно цилиндра 4 и корпуса 1 пружиной 13, являющейся дополнительным запорным органом, в полости которого установлена камера 14 из эластичного материалад заполненная газом. На внутренней поверхности нолого штока 7 имеется кольцевая проточка 15, в которую вставлено пружинное кольцо 16 со штифтом 17, сопрягаемыми при совмещении с кольцевой проточкой 18, выполненной на внутренней поверхности поршня 12, составляющее в совокупности основное стопорное устройство. Дополнительное стопорное устройство установлено на полом штоке 7 выше основного стопорного устройства и аналогично ему состоит из кольцевой проточки 19, пружинного кольца 20 fo цJтифтaми 21, сопрягаемыми при совмещении с кольцевой проточкой 22, выполненной на внутренней поверхности поршня 12. Крап работает следующим образом. Вращением маховика 11 поднимается шпиндель 8 с цангой 9, которая освобождает пружинное кольцо 16, а его штифты 17 выходят из кольцевой проточки 18. Основной запорный орган 6 до освобождения основного стопорного устройства остается еше закрытым под действием упругих сил цанги 9, усиленной упругим шариком 10. С исчезновением действия зтих сил по мере подъема шпинделя 8 начнет открываться основной запорш1|й орган 6 и опережая перемещения ццщнделя 8 под действием давления жидкости будет перемещаться поршень 12, кольцевая проточка 22 которого, .минуя штифты 21 пружинного кольца 20, не успевшего прийти в соприкосновение с цангой 9, не будет задерживать открытия доцолнительного запор 101о органа -- порщня 12. Дальнейшее вращение маховика 11 не повлияет па действие доио.и-цггсмьного запорного органа и будет определять степень открытия основного запорного органа 6. При конструктивно обусловленной величине перемещений сочленяемых между собой цанги 9 и шпинделя 8 дополнительное стопорное устройство может зарядиться, т. е. цанга 9 упруго подожмет штифты 21 пружинного кольца 20 к стенке поршня 12; действие крана от угиго не изменится. Закрытие крана оеущеетвляется вращением маховика 1 в обратном направлении. Вначале если допо.лнительное стопорное устройство было заряжено, цанга 9 освободит штифты 21, затем цанга войдет в соприкосрювеяие с пружинным кольио.м 16, оеновного стопорного устройства, упруго подожмет штифты 17 к стенке поршня 12 и начнет спускать полый шток 7, устанавливая основной запорный орган 6 в закрытое положение. С момента закрытия основного запорного органа 6 давление в полости над поршнем 12 упадет, а поршень 12 под действием пружины 13 опустится вниз, перекроет выходной патрубок 3, а когда кольцевая проточка 18 совместится со штифтами 17 пружинного кольца 16, поршень 12 закрепится до следующего открытия крана. При этом уменьшение объема в полости между запорными органами 6 и 12 компенсируется уменьшением объема камеры 14 из эластичного .материала с одновременным прижатием внешней поверхности камеры 14 к етенкам цилиндра 4, что обеспечивает дополнительное уплотнение. При неплотном перекрытии входного патрубка 2 запорным органом 6 накапливаемые утечки повысят давление в полости между запорными органами 6 и 12 и эластичная камера 14 будет выполнять функции запорного органа по принципу действия самоуплотняющейся манжеты. Наличие пружинного кольца 20 со штифтами 21 кольцевых проточек 18 и 22, составляющих дополнительное стопорное устройство, исключает открытие дополнительного запорного органа в тех случаях, когда кран был открыт и оставлен в открытом состоянии при выключенной жидкости из подведенного трубопровода. Ниже поясняется действие крана вращением маховика 11 цанга 9 вначале освободит основное стопорное устройство, при этом основной запорный орган 6 будет находиться в открытом, а поршень 12 не будет поднят, т. е. дополнительный запорный орган будет находиться в закрытом положении. С подключением жидкости давление ее распространится на поршень 12 и будет его перемещать, но до открытия дополнительного запорного органа, кольцевая проточка 22 совместится с подпружиненными штифтами 21, которые войдут в нее и остановят дальнейщее перемещение поршня 12, т. е. дополнительный запорный орган не будет открыт. Для того, чтобы включить кран, в этом случае его вначале закрывают, а затем включают в работу как обычно. Формула изобретения Кран по авт. св. № 595573, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности он снабжен полым штоком, установленным с возможностью аксиального перемещения относительно шпинделя и соединяющим последний с основным запорным органом, при этом шпиндель снабжен цангой, размещенной в полости штока и взаимодействующей со стопорны.ми элементами, выполненными в виде пружинных колец со штифта.ми, расположенными одно над другим в кольцевых проточках полого штока, а на внутренней поверхности поршня выполнены сопрягаемые со штифтами проточки.
.,,. г t
, ( -V ,J «..,-. ,
,n. .76558&
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СКВАЖИННЫЙ КЛАПАН-ОТСЕКАТЕЛЬ | 2012 |
|
RU2516708C2 |
Клапан перепускной управляемый | 2020 |
|
RU2730156C1 |
Кран | 1973 |
|
SU595573A1 |
ВНУТРИСКВАЖИННЫЙ КЛАПАН-ОТСЕКАТЕЛЬ | 2016 |
|
RU2620697C1 |
КЛАПАН | 2009 |
|
RU2485375C2 |
КЛАПАН ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ | 2007 |
|
RU2374542C2 |
КЛАПАН | 2007 |
|
RU2319881C1 |
КОНЦЕВОЙ КРАН ВОЗДУШНОЙ МАГИСТРАЛИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА | 1999 |
|
RU2142889C1 |
КЛАПАН-ОТСЕКАТЕЛЬ ПОГРУЖНОЙ УСТАНОВКИ ЭЛЕКТРОЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА | 2020 |
|
RU2738920C1 |
ШАРОВОЙ КРАН | 2005 |
|
RU2285852C2 |
Авторы
Даты
1980-09-23—Публикация
1978-08-17—Подача