1
Изобретение касается способа измерейия физико-химических свойств топлив, в частности способа оценки моющих свойств бензинов и присадок во всасывающей системе карбюраторио- 5 го двигателя, предназначенного для использования в научно-исследовательских организациях и в лабораториях заводов.
Известен способ стендовых испыта- 10 НИИ моющих свойств топлив, заключающийся в том, что во всасывающую систему- полноразмерного многоцилиндрового двигателя устанавливают вставку и организуют подачу на вход системы 5 картерных газов. После 300-часового испытания вставку вынимают и производят весовой контроль отложений {jlj .
Недостатком этого метода является большая продолжительность испытаний, 20 зависимость их от конкретных атмосферных условий (даже при стендовых испытаниях), дороговизна, а также низкая воспроизводимость весовых испытаний и субъективный характер ви- 25 эуальной оценки. Главным же преимуществом этого метода является наличие реашьных двигателей.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу яв- ЗО
ляется способ оценки склонности бензинов к смолообразованию во всасывающей системе карбюраторных двигателей, заключающийся в том, что смолообразующую способность во всасывающей системе двигателя- определяют путем взвешивания смолистых отложений, образующихся на сменных вставках, помещенных во всасывающий коллектор двигателя, например во всасывающий коллектор установки ИТ-9-2-М, при работе на режиме в продолжении 1 ч и при затрате 1,5 кг импытуемого топлива 2.
Однако результаты полученные по этому способу зависят от содержания в бензине смолистых веществ, а в связи с тем, что в современных бензинах содержится незначительное количество смол их влияние на чистоту всасывающей системы также невелико.
В настоящее время проблема загрязнения всасывающей системы двигателей обострилась в связи с применением принудительной вентиляции картера. При этом основным источником загрязнения служат не смолы, содержащиеся в бензине, а продукты неполного сгорания топлива и масляные пары, а также пыль.
Таким образом, известный способ учитывает лишь незначительную часть источников загрязнения, то есть не позволяет предсказать возможного поведения бензинов в условиях применения в современных двигателях.
Так в известном способе при моделировании работы реального двигателя не учтено наличие картерных газов, то есть не предусмотрено никаких посторонних загрязнителей кроме бензина. Способ не позволяет оценить мокнцие свойства присадок, предназначенных для уменьшения отложений во всасывающей системе двигателя.
Целью изобретения является повышение достоверности и точности оценки моющих свойств бензинов и присадок.
Это достигается тем, что способ оценки моющих свойств бензина и присадок осуществляют путем подачи испытуемого продукта во всасывающую систему двигателя на чувствительный элемент дополнительно, раздельно с испытуемым продуктом, подают загрязнитель и оценку моющих свойств ведут по перепаду давления на чувствительном элементе.
В качестве загрязнителя желательн использовать раствор битума или мазута в техническом эталонном изооктане например: 0,2% битума, 0,2% мазута в техническом эталонном изооксане (ТЭИ Отличием предлагаемого способа является наличие новой операции в способе - дополнительной подачи во всасывакхцую систему двигателя загрязнителя раздельно с топливом, что позволяет имитировать поступление во всасывающую систему картерных газов и ввиду этого оценить поведение бензина в современном реальном двигателе. Так же, благодаря этим отличиям, становится возможным осуществить оценку эффективности моющих присадок.
Для осуществления предложенного способа в двигатель (например, двигатель внутреннего сгорания установки ИТ 9-2м) встраивается дополнительное устрой;с:тво для подачи загрязнителя и между карбюратором и всасывающим .патрубком во фланцевом соединении
: устанавливается специальная сетка марки С-90 по ГОСТ 3187-46.
Во время работы двигателя воздух поступает через воздушный патрубок и
.нагревается подогревателем до ТОс,
.из топливного бачка в диффузор подается топливо, а из другого бачка во второй диффузор поступает загрязнитель. Загрязнитель и топливо поступают на сетку, расположенную меящу карбюратором и всасывающим патрубкам По мере работы двигателя сетка загрязняется более или менее сильно в зависимости от моющих свойств топлива.
По мере загрязнения сетки растет ее гидравлическое сопротивление, что в свою очередь изменяет давление во впускной системе, которое измеряется с помощью манометра. Моющую эффективность топлива и присадок определяют по величине изменения давления во впускной системе из-за отложений, образовавшихся на сетке после 3 часов
;работы двигателя.
Моющую эффективность топлива количественно оценивают по формуле:
„ ДРроа - ДР
венэ
(1)
МЭ
100
аР
Ваь
где uPga,, - изменение давления во
впускной системе двигателя и на базовом бензине с моющими свойствами существенно худшими, чем у товарных бензиновJ
ДР, - изменение давления во
венэ впускной системе двигателя на испытуемом топливе. -Пример 1. Производят оценку моющих свойств товарных бензинов АИ-93, А-76, Б-70 и А-66. В качестве загрязнителя применяют раствор содержащий 0,2 вес.% битума БНК - 50/50 и 0,2 вес.% мазута М-100 в техническом эталонном изооктане.
Перепад давления на сетке после 3 ч работы установки на базовом топ- Ливе (техническом эталонном изооктане).
Боа 290 мм вод.ст. Моющие свойства бензинов определяют по формуле (1).
Данные испытаний сведены в табл.1. Таблица 1 Моющую эффективность присадок оценивают по формуле: МЭ 1 АРБда ДРпрмс где л Р. изменение давления во впускной системе при ра боте двигателя на базовом топливе с присадкой Пример 2. Производят оценку эффективности мокндих присадок, Для испытания присадок используют базовое топливо (технический эталонный изооктан), в которое в различной концентрации вводят испытуемую присадку В качестве загрязнителя применяют раствор, содержащий 0,025 вес.% битума БНК 50/50 и 0,025 вес.% мазута М-100 в техническом эталонном изооктане. Расчет моющей эффективности производят по формуле (2). Перепад давления на сетке при работе на базовом топливе (ТЭИ) без присадки вал 190 мм вод.ст. В качестве испытуемых присадок используют парадин -50 (многофункциональная присадка, получаемая на основе полиамйнов и эфиров янтарной кислоты) и В-15/41 (эфиры янтарной кислоты, выпускаемые по ТУ № 6-14-866-72). Результаты испытаний сведены в табл. 2., Таблица 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОЮЩИХ ПРИСАДОК, ПРИМЕНЯЕМЫХ В БЕНЗИНАХ | 2005 |
|
RU2289805C1 |
МОЮЩАЯ И АНТИКОРРОЗИОННАЯ ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ | 2005 |
|
RU2291186C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ | 2011 |
|
RU2478694C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К БЕНЗИНУ | 2009 |
|
RU2427614C1 |
Многофункциональная комплексная присадка к топливам | 2015 |
|
RU2609767C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ МОЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ БЕНЗИНОВЫХ И ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2542734C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДОБАВКА К ТОПЛИВУ | 2015 |
|
RU2577857C1 |
Способ опредедения солюбилизирующей способности присадок к нефтяным маслам | 1977 |
|
SU690381A1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К БЕНЗИНУ | 2009 |
|
RU2404231C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ | 2011 |
|
RU2471857C1 |
Авторы
Даты
1980-09-23—Публикация
1978-10-17—Подача