которого усиливается и подается на датчик момента (ДМ), установленный на той же оси чувствительности, который стабилизирует ее в положении, пропорциональном приложенному внешнему моменту. Индикация момента производится по току в цепи датчика момента, проградуированному в ГСМ, визуально или с помощью самописца. . Малые постоянные обороты ротора (оптимально 10-15 о,б/мин) испытуе мого электродвигателя достигаются р гулировкой питающего напряжения, подаваемого на сепаратор, в несколь ко раз ниже рабочего, через коллектор измерительной головки манометра В случае, если испытуемый электродвигатель имеет массивный ротор, то измерения можно проводить на выбеге ротора. Для этого ни cTatcip эле тродвигателя подается питание и ро тор разгоняется до 50 об/мин.Затем .питание двигателя С1ТКлйчаётся Й на выбеге ротора проводят измерение. При отсутствии перекосов колец под1аипника момент сопротивления вра щенкю изменяется незначительно и ха jjaKTeip записи представляет собой не значительную по амплитуде (1 гсм) и хаотическую по частоУе полосу, смыс которой в данном случае не рассма;тривается (см. фиг. 2). При наличии перекосов беговых дорожек колец подшипникового узла в момент сопротивления вращению начинает изменяться периодически (см. фиг. 3) с частотой, равной количест ву оборотов внутреннего кольца, при котором одноименные точки, расположенные на наружном кольце сепара, тора и внутреннем кольце, совмеща.ются. Амплитуда указанного измене,ния момента сопротивдения доходит д нескольких гсм. . СоЬтнбШёнйя частот вращения внут реннего или наружного кольца и сепаратора зависят отКонструкции под шипника. На фиг. 3 приведена запись ; измё нения момента сопротивления при наличии перекосов колец для кон кретного случая (Ш/п С106077ЮТ с вр Дающимся внутренним кольцом). Один оборот сепаратора данного подшипник pasefi примерно 2,9 оборотам вйутрён него кольца. Количество оборотов се паратора, необходимых для каждого совмещения точек, расположенных на наружном кольце, сепараторе и ййутр нем кольце, равно 8, т. е. количество оборотов внутреннего кольца необходимых для того, чтобы в процессе вращения подшипника каждый ра совмещались одноименные точки на кольцах и сепараторе, равно:8 х 2,9 23 оборота; Способ для конкретного двигателя осуществляется следующим обраэом.
767601 В качестве источника питания для испытуемого двигателя применен понижающий трансформатор 220/10 В с плавной регулировкой выходного напряжения потенциометрами одновременно по фазам от О до 10 в, которое обеспечивает ток в фазе от О до 0,5 А и вращение ротора с постоянными оборотами в пределах 10 - 15 об/мин. В качестве измерителя момента сопротивления в подшипниковых узлах применен мрментомер М 100 с чувствительностью не хуже 0,06 гсм, позволяющий измерить величины моментов в диапазоне О - 10,0 гсм и более. МоМентомер состоит из измерительной головки с вертикальной измерительной осью, установленной на газостатической Опоре и несущей платформы для закрепления двигателя, на ней же установлены роторы ДМ, а также коллектор для подачи напряжения На испытуемый двигатель , пульта управлейия с усилителем напряжения, снимаемого с ДУ, пропорционального углу поворота измерительной оси и подаваемого на ДМ. Пульт позволяет снимать показания визуально и с записью на самописец. В качестве самопишущего прибора применен самописец Н-39, включенный в цепь ДМ и позволяющий производить , запись изменения момента сопротивления с чувствительностью не хуже 0,1 тем. Проверку электродвигателя на наличие перекосов колец подшипников производят следующим образом. Испытуемый двигатель устанавливают на платформу измерительной го ловки моментомёра, при этом ось вращения подциипников, несущих ротор двигателя, располагают вертикально, совместив ее по направлению с измерительной осью моментомёра. Регулировкой напряжения, питающего испытуешай двигатель, добиваются постоянных оборотов его ротора со скоростью 10 15 об/мин. Производят измерение момйута сопротивления пода1ипникового узла электродвигателя с одновременной записью моментов с помощью самописца на диаграммную лен:ту. Проверку ведут с установкой испытуемого двигателя с упором на один, а затем второй контролируемый подшипник. Наличие изменения момента сопротивдения подшипника с частотой совмещения одноименных т-рчек на кольцах и сепараторе (см. фиг. 3), свидетельствует о наличии перекосов колец подшипника. Амплитуду изменения момента сопротивления вращению, пропорциональную величине перекоса колец, cpaв;ниjэaют с амплитудой тарировочного графика, соответствуклдего наличию перекосов колец подшипника. Принцип построения тари)ровочного графика, устанавливающего зависимос амплитуды изменения момента сопротивления вращению подшипника с частотой совмещения одноименных точек на кольцах и сепараторе от величины перекоса колец, заключается в следующем. Собирают модель электродвигателя с подшипниковыми узлами того же тип что и контролируемые подшипники. В модели электродвигателя предусмотрен узел, позволяющий создать угловые перекосы наружного кольца относительно внутреннего. Выставляя пос ледовательно наружное кольцо с различной величиной перекоса, производ измерение амплитуды изменения момен та сопротивления подшипника, т. е, для каждой величины угла перекоса наружного кольца замеряется своя ам плитуда изменения момента сопротивления подшипника. Получив таким образом несколько (не менее 5) измерений амплитуды момента сопротивления пбдшипника, соответствукидих различным перекосам наружного кольца, строят тарировочный график (см. фиг. 1). Для каждого типа подшипника собирается своя модель электродвигателя и строится свой тарировочный график. Замерив у контролируемого на наличие перекосов колец подшипника
767601 электродвигателя амплитуду изменения момента сопротивления подшипника с частотой Совмещения одноименных точек на кольцах и сепараторе, по тарировочному графику находят величину перекоса колец. Формула изобретения Спороб определения перекосов колец подшипника качения, включающий измерение момента сопротивления вращению при вращении контролируемого подшипника с постоянной скоростью или на выбеге, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля, замеряют амплитуду гармонической составляющей момента ,с частотой равной количеству оборотов подвижного кольца, при котором происходит совпадение одноименных точек, расположе11ных на кольцах и сепараторе, полученную величину амплитуды сравнивают с амплитудой тарировочного графика и по тарировочному графику определяют величину перекосов колец подшипника. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Ковалев М. П. и др. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств, Машиностроение, 1965, с. 64-68 (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ определения разноразмерных шариков в подшипниках | 1977 |
|
SU624134A1 |
Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя | 1987 |
|
SU1434307A1 |
Способ динамической оценки состояния шарикоподшипника опоры ротора авиационного двигателя | 1980 |
|
SU958892A1 |
Способ контроля несимметрии ротора электрической машины | 1988 |
|
SU1536329A1 |
Способ испытания подшипников качения | 1989 |
|
SU1749746A1 |
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОЙ ПРОВЕРКИ ГИРОМОТОРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2018 |
|
RU2682107C1 |
Способ контроля биения колец подшипника и устройство для его осуществления | 1990 |
|
SU1796956A1 |
Способ контроля вязких жидкостей | 1987 |
|
SU1404899A1 |
Устройство для измерения момента сопротивления вращению подшипника качения | 1978 |
|
SU700799A1 |
Учебная экспериментальная установка | 1991 |
|
SU1756931A1 |
Одноименные точки росположенн&е. на. но,ружном , cenCLpamopt. и бнуг реннем ломце.
Авторы
Даты
1980-09-30—Публикация
1978-07-31—Подача